ВНЕАУДИТОРНОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«МЫ – ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Форма мероприятия: беседа с элементами игры.
Время: 45 минут
Участники: обучающиеся 10-11 классов (I-II курсов)
Аннотация: данное мероприятие может проводиться в форме воспитательного часа в классе / учебной группе, также материалы мероприятия могут быть полезны при проведении Дня здоровья, предметной недели физической культуры и здорового образа жизни. Мероприятие рассчитано на 1 академический час.
Цель мероприятия: выяснить, в чем опасность вредных привычек, обобщить знания о различных видах опасных привычек, рассмотреть пути борьбы с вредными привычками.
Задачи мероприятия:
формирование у учащихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни;
воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих;
пропаганда здорового образа жизни; профилактика курения, пьянства, наркомании.
Ход мероприятия:
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ
Табак приносит вред телу,
Разрушает разум, отупляет целые нации.
О. де Бальзак
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация.
Потребность быть здоровым – основная для человека, поэтому нужно создавать определенные условия для сохранения здоровья людей. Общее здоровье человека – это здоровье физическое, психическое и социальное. Все эти виды здоровья тесно связаны между собой. «В здоровом теле – здоровый дух», – говорили в Древней Спарте. Когда человек обнаруживает, что серьезно заболел, он открывает для себя, что все цели, к которым стремился, вдруг потеряли свою ценность. Вдруг оказывается, что карьера, деньги, успех ничего не стоят по сравнению со здоровьем.
Ученик, потерявший здоровье, – это человек с комплексом проблем, потому что на пути его самореализации возникает непреодолимое препятствие – болезнь, борьба с которой может унести все силы.
ІІІ. Основная часть мероприятия.
Преподаватель. В философском смысле образ жизни – это синтетическая характеристика совокупности типичных видов деятельности человека в сочетании с условиями его существования. Образ жизни охватывает труд и быт, общественную деятельность и культуру, духовные ценности и поведение. Считается, что стиль жизни человека, его биология (наследственность), экологические факторы и медицинская помощь – четыре основных фактора, определяющих уровень здоровья человека.
Поведение может быть как благоприятным, так и вредным для здоровья, что зависит от выбора образа жизни конкретного человека. Чтобы обеспечить положительное влияние поведения на здоровье, необходимы усилия со стороны самого человека, семьи и общества. Однако только знаний для этого недостаточно, нужна убежденность в необходимости соблюдения здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это такой способ, обеспечивающий формирование, сохранение, укрепление и воспроизводство физического, психического, социального и духовного здоровья человека.
Важнейшими составляющими здорового образа жизни являются:
Осознание ценности здоровья.
Доступ к рациональному питанию.
Двигательная активность.
Отсутствие вредных привычек.
Благоприятный психологический климат в микро и микросоциальном окружении.
Систематическое закаливание и использование других оздоровительных технологий, отвечающих индивидуальным особенностям человека
Условия обихода (качество жилья, условия для пассивного и активного отдыха, уровень психической и физической безопасности на территории жизнедеятельности)
Условия труда (безопасность не только в физическом, но и психологическом аспекте, наличие стимулов и условий для профессионального развития)
ЭТО ВАЖНО!
1-й обучающийся. На Земле курит около половины мужского и четверть женского населения.
2-й обучающийся. С 1991 по 2025 Г. курение сведет в могилу десять миллионов человек. Это статистика.
3-й обучающийся. Ежегодно от болезней, вызванных курением, умирает более 700 тыс. человек. Это данные Всемирной организации здравоохранения.
1- обучающийся. Каждую минуту на земном шаре выкуривается 30 тысяч сигарет и сигарет. Одно из первых мест в мире по курению занимает Франция. В год на взрослого жителя страны там приходится около 2,5 кг табака. Медики считают, что каждый десятый во Франции погибает именно из-за своей страсти к курению. Венгерские ученые утверждают, что процесс старения организма курильщика среднего возраста ускоряется в 2,5 раза.
2- обучающийся. По данным американских медиков, курение – основная причина сердечных приступов у молодых женщин и женщин среднего возраста. Даже у тех курильщиков, которые ежедневно выкуривают до четырех сигарет, риск сердечных приступов вдвое выше, чем у некурящих.
Преподаватель. Послушайте свежие факты.
Из 10 курильщиков привычка к ежедневному потреблению табака развивается в 9.
8 из 10 курильщиков вырастают в семьях, где родители курят.
Язвенная болезнь желудка среди любителей табака наблюдается в десять раз чаще.
Табакокурение вызывает 80% смертей от болезней сердечно-сосудистой системы в возрасте 35-45 лет
Действие никотина особенно опасно в молодом возрасте, когда легко расстроить нервно-гуморальную регуляцию организма.
БЮЛЛЕТЕНЬ ФАКТОВ.
Ученые установили, что сломанные конечности у курильщиков срастаются гораздо дольше, чем у некурящих.
Ученые пришли к выводу, что на производстве, требующем особой точности и чистоты, упорные курильщики допускают значительно больше брака, чем некурящие.
Удалось выявить связь между курением и раком. Обнаруживается под влиянием содержащихся в дыме веществ происходит мутация гена. Ответственного за организацию защиты организма человека от раковых заболеваний.
В США некоторые компании не берут на работу и увольняют курильщиков даже в том случае, если они не курят на работе.
По данным Министерства здравоохранения США, в стране ежегодно умирают 390 тыс. человек от болезней, связанных с курением, около 150 тыс. человек – от наркотиков.
А теперь дайте ответы на вопросы:
– Вам нравится, если девушка (парень) курит?
- Хотели бы вы, чтобы ваша будущая жена (муж) курили?
- Каким бы ни было ваше отношение к курению, в любом случае ваше будущее зависит от вас самих.
Научные исследования показали, что 70% курильщиков по желанию могут с помощью волевого усилия бросить курить, потому что у них нет сильной физиологической потребности в табаке. А вот 5-10% ожесточенных курильщиков действительно нуждаются в помощи врачей. По мнению медиков:
- одна сигарета сокращает жизнь на 15 минут;
- одна пачка сигарет – на 5 часов;
- курящий в течение одного года, теряет три месяца жизни;
- курящий четыре года – теряет один год жизни;
- курящий двадцать лет – теряет пять лет;
- кто курит сорок лет – теряет десять лет жизни.
2- обучающийся. В мире, по данным ВОЗ, от курения ежегодно умирают 2,5 – 3 млн человек, или один человек каждые 10с. Пока мы с вами разговаривали, люди продолжали умирать от своей безвольности и невежества. Как же нам быть с вами дальше? Один из ответов на этот вопрос предлагает доктор М.Оганова, написавшая стихотворение «Кроха-сын и отец».
Кроха-сын пришел к отцу, и спросила кроха:
Если я курить начну, это очень плохо?
Видимо врасплох застал сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал, бросил папиросу,
И сказал отец тогда, глядя сыну в очи:
Да, сынок, курить табак это плохо очень.
Сын, услышав, сей совет, снова вопрошает:
Ты ведь куришь много лет и не умираешь?
Да, курю я много лет, отдыха не знаю.
Я не ведал страшных бед, а вся глава седая.
Закурил я с юных лет, чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет меньше ростом.
Я уже не побегу за тобой вприпрыжку:
Бегать быстро не могу, мучает одышка.
Прошлым летом…иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил, сердце прихватило.
Целый месяц пробыл там. Еле откачали.
Да, спасибо докторам – умереть не дали.
Сердце, легкие больны, в этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил за свое куренье.
Никотин – опасный яд, сердце поражает,
А смола от сигарет в бронхах оседает.
А угарный газ СО попадает с дымом,
Он в крови вступить готов в связь с гемоглобином.
Ведь курильщика всегда гипоксия мучит,
Под глазами синева почернее тучи.
Ну и ну! – воскликнул сын, как ты много знаешь:
Про смолу и никотин, гипоксию, гемоглобин,
А курить, однако ж не бросаешь!
Дорогой сыночек мой, я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой факты сопоставил.
Я бросал курить раз пять, может быть и боле,
Да беда – курю опять, не хватает воли.
Нет, ты сильный, мой отец, волевой и смело
Завершишь ты, наконец, начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить бросил эту гадость,
Некурящим начал жить всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать – никогда не поздно.
Трудно снова не начать. Трудно, но возможно.
Ты - мой папа, я – твой сын, справимся с бедою.
Ты бросал курить один, а теперь нас двое.
И семейный наш бюджет станет побогаче,
Купим мне велосипед, чтоб гонять на даче.
Ну и кроха! Вот так сын! Хитрован ужасный!
Все проблемы враз решил, ладно, я согласный.
Но условия скорей тоже выдвигаю:
Ты и пробовать не смей, а я курить бросаю.
И решили впредь еще и отец и кроха:
Будем делать хорошо и не будем плохо!
Правда о наркотиках:
1. Многие молодые люди начинают употреблять наркотики под влиянием среды, их к тому уговаривают другие.
2. Человек, подвергающийся давлению, подвергается опасности зависимости или даже умереть от передозировки.
3. Люди, имеющие проблемы, не могут отыскать своего места в жизни, пытаются убежать от действительности, употребляя наркотики
4. Наркотики имеют слишком дорогую цену. Настоящие друзья не предложат нам вред.
5 Даже употребив наркотик один раз, можно зависеть от него.
6. Следующий эффект – одиночество, неприятие окружением.
7. Употребляя наркотики, мы подвергаемся преступлению
Наркомания – это заболевание, возникающее в случае систематического употребления веществ, включенных в список наркотиков, и проявляется психической и физической зависимостью от них.
Чтобы повысить эффективность борьбы с наркоманией, необходимо наше с вами активное участие. Но только желания мало - нужны специальные знания по профилактике и борьбе с наркоманией. Необходимо обратить особое внимание при появлении ряда особенностей в поведении молодого человека.
1. Частая смена знакомых, появление новых друзей.
2. Появление отрешенности или немотивированной неприязни, грубости, особенно в отношении родителей.
3. Появление денежных долгов, продажи семейных ценностей, драгоценностей или перепродажи вещей для получения собственных денег.
4. Пренебрежительное отношение к обучению, пренебрежению своими обязанностями.
5. Ухудшаются биологические ритмы, становящиеся четко связанными с приемом наркотиков: резкое изменение приподнятого настроения состоянием подавленности, раздражительности, плохого сна – длительным глубоким, плохого аппетита – хорошим, приемом большого количества жидкости (преимущественно сладкой).
7. Изменение ритма активности: снижение в ранние часы и днем и во второй половине дня.
8. Появление проколов кожи по ходу подкожных вен.
9. Изменение внешнего вида подростка: необычные красноты или бледность, жирность кожи, необычный блеск глаз с изменением размера зрачков.
10. Отсутствие кашля при простудных заболеваниях.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Употреблять или не употреблять наркотики?
Участники делятся на группы.
Ситуация: «Некоторые из моих друзей употребляют наркотики и мне предлагают попробовать».
Проблема, которую должны решить группы: «Употреблять или не употреблять наркотики?»
После обсуждения группы представляют свои выходы из проблемной ситуации для обсуждения в общем круге участников.
ІV. Подведение итогов беседы
Тест на определение здорового образа жизни.
1. Как часто вы делаете утреннюю зарядку?
Каждый день – 0 баллов;
Три раза в неделю – 5 баллов;
Не делаете – 10 баллов.
2. Какие транспортные средства вы используете для того, чтобы добраться до места обучения?
Общественный транспорт – 5 баллов;
машина – 10 баллов;
велосипед, пешком – 0 баллов.
3. Какая у вас масса тела?
Нормальная – 0 баллов;
за каждые 5 кг больше нормы – 5 баллов.
4. Как часто вы курите?
Не курите – 0 баллов;
10 сигарет в день – 5 баллов;
пачка – 10 баллов.
5. Как вы питаетесь?
Много жиров, яиц, мяса – 5 баллов;
Много сахара, пирожных, конфет – 10 баллов;
длительный ужин после 19 час. – 5 баллов.
6. Как вы относитесь к гимнастике?
Обходитесь без нее – 5 баллов;
выполняете – 5 баллов.
7. Насколько регулярно вы занимаетесь физическими упражнениями?
Обходитесь без них – 10 баллов;
2-4 час. в неделю – 5 баллов;
8 час. в неделю – 0 баллов.
8. Употребляете ли вы спиртные напитки?
На праздники – 5 баллов; систематически -10 баллов; не употребляете – 0 баллов.
Результаты теста:
Сумма менее 25 баллов определяет здоровый образ жизни.
25-50 – образ жизни относительно здоров, но при условии коррекции привычек его можно было бы улучшить.
50 и более – неправильный образ жизни, немедленно нуждающийся в пересмотре, потому что он приводит к болезням
V. Рефлексия (викторина)
Дополните предложения
:- пьянство – верный спутник… (хулиганства)
- вино – враг… (печени)
- где опьянение, там и… (преступление)
- курение – это скрытая… (наркомания)
- вечером пьяница – утром… (лентяй)
- кто курит табак, тот хуже… (собаки)
- курить – здоровью… (вредить)
- кто не курит и не пьет, тот здоровеньким… (растет)
- любить курение – вредить… (сердцебиению)
- поскорей бросай курить, чтобы рост… (не прекратить)
- сначала человек пьет вино, а потом вино пьет… (человека)
- вино полюбил, семью… (разорил)
- бочка вина ядом… (полна)
- водка не питает, а кто ее пьет… (голодает)
- кто пьет до дна, тот живет… (без ума)
Список использованной литературы
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
2. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123с.
3. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
4. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
5. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 - 79.