Внедрение круговой тренировки на уроках физической культуры. Часть №1 Введение
Актуальность. Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияют на формирование способности к высокой степени концентраций усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п.
Школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного прогресса в изменении двигательных способностей не одинаковы: ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития. Она дает больший и длительно сохраняющийся эффект в определенные периоды, которые называются чувствительными или сенситивными. В эти периоды повышается восприимчивость организма к избирательно направленным воздействиям среды.
Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Младший подростковой возраст создает для этого благоприятные предпосылки, в т.ч. и в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т. п.
В специальной литературе В.И. Лях, В.К. Бальсевич, также высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных периодов для развития определенных физических качеств и координационных способностей, а также для сбалансированного развития физического потенциала ребенка.
Между тем существующая школьная программа не предусматривает такой целенаправленной ориентации на использование сенситивных периодов для стимулируемого развития двигательных функций младшего подростка и не предлагает научно-обоснованных технологий педагогического решения этой проблемы.
Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что научным разработкам методики формирования физической подготовки детей и их мышечного потенциала уделяется крайне мало внимания. В то же время имеется целый ряд работ, раскрывающих методику направленного физического воспитания школьников, в том числе и младшего подросткового возраста, но без ее тесной взаимосвязи с физическим развитием.
В этой связи обостряется необходимость проведения исследования, направленного на разработку короткой модульной тренировочной технологии для интенсивного развития скоростно-силовых качеств, проявляемых в беговых и прыжковых движениях, используя которые можно было бы обеспечить быстрые темпы развития этих физических качеств в благоприятный для этого период индивидуальной возрастной эволюции ребенка.
Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания педагогов. Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:
возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.;
массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением других, более сильных интересов;
слабой материальной базой школ.
Таким образом, возникает противоречие между заказом государства – воспитание здорового поколения – и реальным положением дел в школе.
На современном этапе развития теории и методики физического воспитания детей происходит серьезное переосмысление достижений и новых перспектив развития научно-методических и научно-технологических основ физического воспитания подрастающего поколения.
Для того чтобы вырастить здоровое и физически развитое поколение, необходимо на уроках физической культуры и внеклассных занятиях создавать благоприятные условия, стремиться к повышению мотивации ребенка к занятиям физической культурой и спортом, через воспитание волевых качеств и формирование двигательных умений и навыков. Встаёт вопрос выбора наиболее эффективных методов развития скоростно-силовые качеств у учащихся 9-10 классов, одним из которых являются элементы круговой тренировки.
Таким образом, все вышеизложенное и определило выбор темы: «Внедрение элементов круговой тренировки на уроках физической культуры».
Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых качеств в физическом воспитании учащихся 9-10 классов.
Предмет исследования: особенности круговой тренировки как средства развития скоростно-силовых качеств учащихся 9-10 классов.
Цель исследования: научно-методическое обоснование эффективности метода круговой тренировки для развития скоростно-силовых качеств у учащихся 9-10 классов.
Гипотеза исследования: метод круговой тренировки, позволит существенно повысить уровень скоростно-силовых качеств у учащихся 9-10 классов, чем традиционная методика физического воспитания.
Задачи исследования:
Выявить характерные особенности проявления скоростно-силовых качеств у учащихся 9-10 классов;
Установить возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств учащихся 9-10 классов;
Определить наиболее эффективные методы и средства развития скоростно-силовых качеств учащихся 9-10 классов;
Исследовать эффективность метода круговой тренировки, для развития скоростно-силовых качеств у учащихся 9-10 классов.
База исследования: МБОУ СОШ № ____________, г. ____________________.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются:
теория физической культуры (П.Ф.Лесгафт, Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, В.К.Бальсевич, Ю.В.Верхошанский, Л.И.Лубышева, Ж.К. Холодов);
медико-биологические основы физической культуры(А.Г.Сухарев, И.Б.Темкин, Я.М.Коц).
Практическая значимость. Сформулированы практические рекомендации для преподавателей физической культуры по развитию скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки.