ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 89 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Доклад на педсовет
«Внедрение ученического самоуправления в учебный процесс
в группе продлённого дня»
Подготовила воспитатель группы продлённого дня
первой квалификационной категории
Яланская Ольга Леонидовна
Донецк 2020
Развитие ученического самоуправления –
одно из важнейших направлений
совершенствования учебно - воспитательного
процесса в современной школе.
Целью образовательной деятельности является адаптация учащихся к современному обществу, в котором будет протекать их дальнейшая жизнь. Самые эффективные системы образования ориентированы, на развитие в учащихся качеств, которые предъявляет человеку общество. Современное общество нуждается в людях, способных принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.
Как же школа может воспитать таких людей? Решение этой проблемы является ученическое самоуправление.
Как воспитатель группы продлённого дня думаю, что моя обязанность заложить основы самоуправления, чтобы в дальнейшем ребята смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на самостоятельности детей для достижения значимых целей.
Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации. Самоуправление – не есть цель, а средства воспитания. Это высшая форма руководства коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия.
Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Задачи ученического самоуправления:
-создать условия для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;
-научить ребят устранять дефицит общения;
-сформировать умение сочетать личные и групповые интересы;
-формировать потребность в здоровом образе жизни;
-выработать правила и законы совместной жизни;
-формировать уважительное отношение к правам ребёнка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.
Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами группы. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:
-открытости и доступности - ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
- равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены - занимают равные положения;
-добровольности и творчества - первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных коллективных целей;
-непрерывности и перспективности - органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.
Реализация образовательно-воспитательных, оздоровительных функций режима продлённого дня достаточно серьёзно зависит от создания единого коллектива в группе продлённого дня (ГПД). Становление и развитие детского коллектива в режиме продлённого дня зависит от многих обстоятельств:
-от организации формы режима продлённого дня (одновозрастная или разновозрастная группа);
-от структуры детского коллектива;
-от сложившихся способов совместной деятельности и общения детей;
Коллектив ГПД позволяет создать наиболее благоприятное положение для каждого ученика в системе коллективных отношений, учесть все его возможности, опыт, индивидуальные способности, особенности характера и помочь им проявится.
Организация ученического самоуправления может быть представлена в виде игровой модели. Согласна с мнением Д.В.Рогаткина о том, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще». Игра – не просто развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест, так как одно из главных правил любой игры - это активность. Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – это сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Моя задача как воспитателя группы продлённого дня – научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Свою задачу вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям всё больше самостоятельности, помогать каждому при подготовке любого дела, выстраивать доверительные отношения с детьми.
Создавая органы самоуправления, я ставлю перед собой следующие цели и задачи.
Цель:
-привлечь каждого к участию в общественной жизни группы и школы;
-развитие у учащихся инициативы, творчества и самостоятельности;
-воспитание ответственности за порученное дело.
Задачи:
-Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах.
-Формирование демократических основ органов ученического самоуправления с конкретными, определёнными и посильными для них функциями.
-Развитие у детей организаторских и управленческих способностей, самостоятельности и ответственности.
-Воспитание достойных творческих лидеров.
-Сделать школьную жизнь интересной и увлекательной, быть полезными окружающим людям.
Для создания органов самоуправления необходимо:
Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
Представить педагогическую поддержку и помощь.
Цели, которые реализуются органами самоуправления в различных видах деятельности:
в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организации коллективной познавательной деятельности учащихся;
в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефская работа и т.п.;
в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.
Детям можно поручать следующие области школьной жизни:
- в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
- в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
-в деятельности школьной прессы: выпуск газеты;
-в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
-в трудовой деятельности: дежурство в группе, в столовой, генеральная уборка, работа на пришкольной территории.
Самоуправление в группе строится на основе следующих принципов:
-добровольность;
-сотрудничество;
-чередование творческих дел;
-добросовестность в выполнении поручений.
При распределении поручений я учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его интересы и способности, которые постоянно и постепенно развиваю и усложняю содержанием поручений, расширяю права и обязанности учащегося. Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно. А сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы, перевыборов, очередности в выполнении дел.
Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная моя педагогическая поддержка. Система общественных поручений позволяет мне расширить представление об учащемся, видеть в нём личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.
Организация самоуправления:
Учит ребят умению руководить и подчиняться;
Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;
Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
Вырабатывает правильное отношение к критике;
Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика;
Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в группе.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
дежурство в группе;
участие в школьных и групповых мероприятиях: досуг, групповые и школьные праздники, спорт и спортивные мероприятия,
самообслуживание в столовой;
деятельность школьной прессы;
уборка пришкольной территории.
Анализ поручений, выполняемых детьми, помогает мне в диагностике их развития, определения перспектив индивидуальной работы с учащимися.
В моей работе реализуется идея индивидуальных качеств личности ученика, его творческих способностей, а главное формируется активная жизненная позиция и гражданственность. Реализация идеи сотрудничества способствует обогащению детей, содействию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, укрепляет и развивает взаимоотношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе: в группе преобладает атмосфера доброжелательности, взаимопонимания.
В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в группе продлённого дня наблюдаю развитие личности ученика в системе самоуправления. По этапам развития самоуправления:
1-й этап развития активности «Зарождение». Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.
2-й этап развития активности «Становление». Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.
3-й этап развития активности «Самосовершенствование». Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения, характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
На каждом этапе достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определённого уровня развития самоуправления.
Успешно пройдя, этапы развития ученического самоуправления я могу, подвести итог нашей деятельности. Анализ деятельности органов ученического самоуправления показал, что мы находимся на втором этапе развития, этапе становления. Постепенно из года в год формируются традиции, система ценностей и взаимной ответственности, растёт самосознание коллектива, следовательно, усложняется и сама совместная деятельность.
Итоги работы по внедрению и реализации модели ученического самоуправления за период 2019-2020учебный год:
Разработана модель самоуправления и организован процесс реализации этой модели на практике
Сформированы основы нормативно-правовой базы развития группы самоуправления
Создан и стабильно действует организационный механизм демократического управления в группе
Отлажено четкое взаимодействие всех структур системы самоуправления
Углубляется подготовка школьников к осознанному участию в деятельности органов ученического самоуправления
Совершенствуется методическая подготовка воспитателя к работе с органами самоуправления учащихся
Отработан механизм выбора в органы группового самоуправления
Разработаны основные направления деятельности, распределены функциональные обязанности и намечены мероприятия по их реализации
Разработано информационное обеспечение деятельности группы продлённого дня самоуправления через газету, стенды, выставки
Через самоуправление решаются задачи:
развитие, сплочение и координация ученического коллектива
формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации
умение решать проблемы
самораскрытие и самореализация личности
принцип равноправия в совместной деятельности
умение планировать трудовую деятельность, рационально
использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда повышение требовательности к себе и товарищам воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины
раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь
2.Учащиеся осуществляют:
дежурство в группе, в столовой
организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, благоустройство территории школы...)
организацию досуга
проведение тематических конкурсов (рисунка, песни, чтецов, поэтов, творческих работ, театральных постановок и т. д.)
3.Учащиеся считают, что развитие самоуправления в группе продлённого дня:
приобрело, навыки общения в режиме реального времени
выработало личную ответственность
сформировало и сплотило ученический коллектив
скоординировало действие ученического коллектива
сформировало ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое)
обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности)
позволило выявить свои возможности и реализовать их
способствовало выявлению лидеров
повысило уровень воспитанности ребят
Выводы
Самоуправление приобретает сугубо коллективистский характер. Образуется выборный орган – совет группы. Воспитатель предоставляет детям право в значительной степени самостоятельно решать вопросы организации жизни своего коллектива. Эти два момента создают условия для систематических «взрывов» детской активности и инициативы. Сдерживать такой процесс нет смысла, но управлять, руководить им воспитатель обязан, не вмешиваясь явно в ход развития отношений между детьми, не подрывая их уважение и доверие.
В период развития коллективных форм самоуправления у воспитателя нередко возникает субъективное ощущение, что он в группе лишний человек, что дети в течение всего дня могут прекрасно обойтись и без него.
На всех этапах своей педагогической деятельности, когда в группе постоянно
происходят значительные качественные изменения, воспитателю непросто сохранить единый стиль управления. Но добиваться этого необходимо, иначе в коллективе не будет дружбы, взаимопомощи, доброжелательности и самоуправление утратит глубокий нравственный смысл.
Педагогическое руководство развитием самоуправления в ГПД заключается не только в управлении детским коллективом с определенной позиции, но и в целенаправленном расширении, углублении общественно полезной деятельности детей, в посильном выведении этой деятельности за рамки дежурства. Именно самоуправление призвано решать как организационные вопросы, так и широкомасштабные задачи нравственного порядка, главная из которых – воспитание гражданина.
Самоуправление в группе продлённого дня необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Наиболее успешным является разно - уровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности учащихся. Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны. Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.
Ожидаемые результаты:
1. Создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.
2. Развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей.
3. Осуществление планомерного контроля за состоянием здоровья учащихся, контроль за причинами пропусков уроков.
4. Формирование основ правил поведения в общественных местах.
5. Воспитание любви к родному краю и к Родине.
6. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.
Школа – наш второй дом. Всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность
В конце года проводится диагностирование среди учащихся:
1. «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью».
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
2. «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе».
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления. (Приложения)
Приложение 1
Методика выявления уровня развития самоуправления
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Проведение. Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 — «да», 3 — «скорее да, чем. нет». 2 — «трудно сказать», 1 — «скорее нет, чем да», 0 ~ «нет».
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 |
2 | 6 | 10 . | 14 | 18 | 22 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 |
Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы
своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных
мероприятий для всей школы.
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в
органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед ними.
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем,
стоящих перед школой.
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих переел школой, с другими классами и объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов.
Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.
Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.
Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4);.
Организованность классного коллектива (предл. 5, 6, 7, 8);.
Ответственность за результаты совместной работы в классе (предл. 9,10,11,12);.
Участие класса в управлении делами школы (предл. 13,14,15,16);
Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни
(предл. 17,18,19,20);
Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предл.21,22,23,24).
Приложение 2
АНКЕТА
«УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Дорогой друг!
Мы предлагаем тебе анкету. Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь обучающихся в группе. В этой анкете речь идет о группе ребят, которые учатся вместе с тобой.
Ты хорошо знаешь свою группу, попробуй охарактеризовать его одним словом: _____________________________________________________________________
Назови ребят, с которыми ты имеешь общие дела?_________________________
Кто из ребят, на твой взгляд, лучший в группе? _____________________________________________________________________
Какие традиции есть в группе?__________________________________________
В чем проявляется твое участие в жизни группы?
Просто присутствуешь на делах группы;
Сам предлагаешь провести некоторые из них;
Принимаешь участие в подготовке и проведении групповых дел;
Участвуешь в анализе и оценивании дел группы;
Стараешься избегать участия в жизни и делах группы.
Какие отношения друг к другу у вас в группе?
Отзывчивые;
Доброжелательные;
Равнодушные;
Безразличные;
Конфликтные.
Считаешь ли ты престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?
Ученическое самоуправление в группе приносит пользу вам или ты мало знаешь о том, чем оно занимается? _________________________________
Какую оценку по 10-балльной шкале ты поставил бы ученическому самоуправлению в группе? ________________________________________
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Используемая литература:
Анцибор М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днем. – М.: Просвещение, 1990.
Гордин А. Развитие ученического самоуправления в группе продленного дня третьеклассников. – 1987.
Гордин А. Педагогическое руководство развитием самоуправления в группе продленного дня. – 1987.
Классному руководителю о самоуправлении в классе: рекомендации/Авт.сост. М.А.Александрова. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
Гордин А. Развитие самоуправления в группе продленного дня. – 1985.
Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя», Москва, «Вако», 2005.
Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.
Дереклеева Н. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников. 2002. № 1.
Коротков И.М."Подвижные игры во дворе" М.,Знание ,1987 г.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М.: МГУ, 1991.
Мясишев В. Н. Трудные дети и школа // Трудные дети в массовой школе. – Л., 1933. – С. 32-37.
Мудрость воспитания: Книга для родителей. / Сост.Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров. М. 1989.
Шидловская Т.Н."Веселые старты" " Нач.школа " , 1991. , №7.
Журнал «Классный руководитель», Москва, 2007 год, №5.
Журнал «Классный руководитель», Москва, 2007г.,№2.
Журнал «Классный руководитель», Москва,2008г.,№4.
Руднева И.А. «Школа и родители», Волгоград, «Учитель», 2006.
Степанова Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», Москва, «Сфера», 2001.