СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, выполнена ученицей 4 класса Мункуевой Анастасией

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа»

Муниципальное казенное учреждение «Закаменское районное управление образования»

Районная научно-практическая конференция учащихся начальных классов «Первые шаги»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 город Закаменск»














Номинация: Биология – животный мир

Тема: «Микроорганизмы вокруг нас»






Автор: Мункуева Анастасия Александровна,

ученица 4 «а» класса МОУ «СОШ № 5 г. Закаменск»

Домашний адрес: г. Закаменск, улица Ленина 40 - 16,

к.т. 89140512692

Руководитель: Ёлшина Татьяна Алексеевна






2018

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение ……………………………………. 3

1.Обзор литературы ……………………………. 4 - 6

2. Результаты исследований ……………………. 6 - 7

3.Заключение……………………………………... 8

4. Список используемой литературы ……………………. 8

5. Приложение …………………………………….. 9























Введение


Я часто слышу: «Мойте руки перед едой! Не грызите ногти! Ешьте только чистые фрукты и овощи! На руках много микробов и бактерий!» Почему? Мне стало интересно, что произойдет, если не соблюдать все эти правила? На этот вопрос мама ответила коротко: «Можешь заболеть».

Моя мама работает в инфекционной больнице. В этой больнице лечатся люди, причиной заболевания которых стали микробы, бактерии.

Что же может быть причиной болезни? Оказывается, болезнь могут вызвать микроорганизмы которые находятся на грязных руках, под ногтями, на немытых фруктах. Человека окружает множество микроорганизмов, невидимых вооружённым взглядом. Эти крошечные существа живут не только на нашей коже, но и внутри нас. Кто же они такие – микробы, бактерии, которые играют такую важную роль в нашей жизни, но остаются невидимыми для нас? Я решила взять тему для исследования «Микроорганизмы вокруг нас».

Цели исследования:

1. Познакомиться с микроорганизмами, их местами обитания.

2. Узнать, какое влияние микробы, бактерии оказывают на жизнь человека.

В своей работе я поставила следующие задачи:

1. Собрать информацию и изучить жизнь микроорганизмов, расширить словарный запас.

2. Проанализировать полученную информацию.

3. Узнать, как можно защититься от болезнетворных бактерий.

4. Рассмотреть действие бактерий при болезни горла.

5. Учиться работать с микроскопом.

Я предположила, что знания, которые я узнаю, помогут мне оценить пользу и вред их.

Методика: анализ литературы, информационных ресурсов, проведение опыта.

Этапы исследования:

1 . «Открытие» значение слов: микроб, микроорганизмы, бактерии. 2.Изучение истории открытия микроорганизмов и виды микробов 3. Опрос одноклассников. 4.Изучение микроскопа. 5.Как избежать инфекционных болезней.


1.Обзор литературы

В толковом словаре С.И. Ожегова я нашла значение слов.

МИКРО́Б, микроба, муж. (от греч. mikros - маленький и bios - жизнь). Мельчайший организм животного и растительного происхождения, различимый лишь в микроскоп.

Микробы — это мельчайшие живые существа. К ним относятся самые различные по своей природе одноклеточные организмы. Размеры микробов так малы, что их измеряют тысячными и даже миллионными долями миллиметра. Микробы можно рассмотреть только с помощью микроскопа. Микробы, невидимые даже при помощи микроскопа, называют вирусами.

Пища должна приготовляться только из доброкачественных продуктов соблюдаются санитарно-гигиенические требования, пища, приготовленная из доброкачественных продуктов, может стать источником заражения и вызвать желудочно-кишечное заболевание. Это объясняется тем, что при невыполнении требований гигиены и санитарии на продукты или в готовую пищу могут попадать болезнетворные микробами

Первые жители Земли – микробы появились около 4 миллиардов лет назад. Два миллиарда лет они оставались единственными обитателями Земли. Микробы изловчились создавать колонии внутри крупных организмов, процветая и размножаясь в этой богатой веществами среде. Только после изобретения микроскопа биологи обнаружили микроскопические клетки. А изобрёл этот удивительный прибор голландец по имени Левенгук. Он открыл неведомый мир живых существ – микроорганизмов, которые играют огромную роль в природе и в жизни.

Микроорганизмы были открыты более 250 лет назад, в XVII веке, когда появилась возможность наблюдать их при помощи оптических приборов — луп, дававших увеличение в 160—200 раз. Крупный вклад в науку о микробах внес известный французский ученый Луи Пастер (1822 — 1895 гг.). Одним из основоположников мировой и отечественной микробиологии был Илья Ильич Мечников (1845 —1916 гг.). За это время учёные много узнали о жизни бактерий. Наука ушла далеко вперёд. Современный микроскоп – довольно внушительный прибор со сложной системой линз.

Микробы могут иметь разнообразную форму, состоят они из одной клетки, исключение составляют только некоторые грибки. Одни микроорганизмы неподвижны, у других имеются реснички или жгутики, при помощи которых они передвигаются.

Микробы широко распространены в природе. Так, например, в одном грамме загрязненной воды могут быть десятки миллионов микробов, в одном грамме унавоженной почвы — миллиарды и т. д.

В окружающей нас среде — воздухе, почве, воде — находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу.

Как и всякие живые существа, микроорганизмы питаются и размножаются. У микробов нет специальных органов пищеварения. Питательные вещества проникают в микроорганизмы через оболочку клетки. Поэтому для развития микробов хорошей питательной средой являются продукты, содержащие много воды, — молоко, бульоны, мясо, рыба и т. д. Для размножения микробов, кроме питательной среды, необходима благоприятная температура (37—40°). При наличии питательной среды и соответствующей температуры микробы могут очень быстро размножаться путем деления или почкования (дрожжи). Примерно через полчаса количество микробов удваивается, через час увеличивается в 4 раза, через два часа — в 16 раз и т. д.

В неблагоприятных условиях микроорганизмы быстро погибают. Большинство микробов не может существовать без доступа воздуха, из которого они поглощают необходимый им для дыхания кислород. Эти микробы называются аэробными.

Имеются микробы, которые, наоборот, не могут жить и развиваться при свободном доступе воздуха. Такие микробы называются анаэробными.

Микроорганизмы делятся на несколько групп: бактерии, дрожжи, плесневые грибки, вирусы.

Кроме болезнетворных микробов есть и полезные – бифидобактерии, лактобактерии, бактероиды и кишечные палочки. Эти микробы являются первыми жителями нашего кишечника и начинают его заселять сразу после рождения ребёнка. Полезные микробы участвуют в пищеварении, помогают вырабатывать и усваивать витамины группы В, защищают от аллергии, поднимают иммунитет и устойчивость к инфекциям. А ещё они защищают человека от его врагов – вредных микробов. Как только по какой-нибудь причине снижается количество полезных микробов (например, приём антибиотиков), сразу «власть» переходит к вредным микробам, и в кишечнике развивается дисбактериоз.

Самый простой и приятный способ борьбы с дисбактериозом – это принимать кисло-молочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии. К таким продуктам относятся: кефир, йогурт, ацидофилин и другие.

Способы защиты от вредных микробов

Люди болеют. Они должны знать, почему они болеют, что они сами могут сделать, чтобы не заболеть или облегчить себе самочувствие во время болезни, ускорить процесс выздоровления.

Прежде всего, соблюдать правила гигиены.

  • Мыть руки перед едой, после посещения туалета, вернувшись с прогулки.

  • Не брать в рот посторонние предметы: ручки, карандаши, линейки, палки на улице, травинки.

  • Всегда мойте перед едой фрукты, даже если они кажутся чистыми.

  • Не пейте некипяченую воду из-под крана или из речки. Там тоже полно микробов.

Переносчиками различных инфекций могут быть мухи, тараканы, мыши, крысы. Нужно тщательно следить, чтобы они не поселились в вашем жилище. На улице и в лесу встречаются клещи, переносящие энцефалит, а также животные, больные бешенством. Опасайтесь их укусов.

Очень много микробов обитает в общественных местах, на поручнях в транспорте, дверных ручках. В помещениях излюбленные места скопления бактерий - это рабочие столы, телефоны, клавиатура компьютеров, а также туалеты. Здесь вы можете подхватить конъюнктивит, ангину, насморк, кишечные и кожные инфекции.

Страшные и ужасные микробы окружают нас. Их миллионы, и их нельзя увидеть без микроскопа. Для успешной борьбы с микробами необходимо вести здоровый образ жизни и соблюдать некоторые правила.

Вы моете руки не меньше десяти раз каждый день. И делаете это автоматически, понимая, что эта мера предосторожности от воздействия болезнетворных микроорганизмов необходима. Это понимание прививается с раннего детства, как необходимый элемент культуры ежедневного быта. Благодаря такому воспитанию и каждый человек, и всё общество защищают себя от эпидемий дизентерии, холеры и т.д.

Итак, несмотря на миллиарды окружающих нас недружественных микробов, быть здоровым очень просто! А отсюда вывод – болезнь можно победить.

Результаты исследований

Изучив, полученную информацию, я узнала новое об окружающих нас микробах.

Проводя работу, я провела опрос одноклассников, побывала с мамой в лаборатории и изучила устройство микроскопа.

Слово «микроскоп» - это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» ( наблюдатель). Таким образом, микроскоп означает «наблюдатель маленького».

С помощью микроскопа были сделаны важные открытия. Микроскопы есть электронные и световые. Для меня стало открытием их устройство. В микроскопе есть объектив, зеркало, окуляр, штатив, предметный столик.

Бактерии живут в пресной и солёной воде, в молоке и большинстве продуктов питания. Их существует более 2000 видов. Их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерии выживают практически в любых условиях, значит ли это, что человек подвержен постоянной угрозе с их стороны? К счастью, или безвредны, или даже полезны для других форм жизни.

Моя мама работает в инфекционной больнице. Она рассказала, что чаще всего дети к ним поступают с ангиной. Я попросила маму рассказать, какие бактерии вызывают ангину, как они выглядят.

Бактериальная ангина чревата тяжёлыми осложнениями. Болезнь на фоне переохлаждения или снижения иммунитета могут вызвать постоянно живущие в глотке и не опасные в нормальных условиях микроорганизмы. Бактериальная ангина встречается редко, причиной заболевания является гемолитический стрептококк. Он передаётся от человека к человеку воздушно капельным путём и при не соблюдении личной гигиены. В это время больной становится заразен. Для точного диагноза берется мазок из зева. Мама выполняла эту операцию. Я наблюдала. После этого мы работали в лаборатории, изучали анализ под микроскопом. Вот что я увидела в микроскоп. Такие красивые бактерии (стрептококки), но они вызывают болезнь горла. Существуют и патогенные стрептококки, которые вызывают серьёзные заболевания, начиная от ангины до менингита. «Вредные» бактерии чувствуют себя комфортно в нашем теле, если мы не соблюдаем правила гигиены. Они способны вызвать огромное количество инфекционных заболеваний.

Как можно обезопасить себя от вредных бактерий?

Знать правила личной гигиены:

  • Мыть руки с мылом.

  • Не пить сырую воду.

  • Чистить зубы и посещать стоматолога.

  • Заниматься физкультурой и спортом.

  • Вести здоровый образ жизни.

  • Быть оптимистом по жизни.

Люди уверены, что от микробов один вред. Но это не так есть много полезных микробов. Но это буду изучать в другой работе.





Заключение.

Прочитав книги о микроорганизмах, побывав у мамы на работе, проведя наблюдение в лаборатории, я узнала:

  1. Микробы, бактерии это очень маленькие микроорганизмы, которые можно увидеть только с помощью микроскопа.

  2. Узнала о методе обнаружения бактерий в горле (мазок из зева).

Посещение больницы, где работает моя мама, подтвердило мою гипотезу. Инфекция – это грязные руки и микробы на них.

На Земле огромное количество микроорганизмов. Микробы встречаются везде: в пустыне и в океане, в горах и в поле, дома и в классе, и даже у нас в организме. Микробы бывают вредные и полезные для человека. С вредными бактериями человек может бороться, только соблюдая правила личной гигиены.



Используемая литература
  1. А.А.Плешаков. Окружающий мир, учебник для 3 класса. М.: Просвещение,2009.

  2. А.А. Плешаков От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы. М. Просвещение,2000.

  3. Большая детская иллюстрированная энциклопедия. Москва. Эгмонт Россия ЛТД. 2001

  4. Отчего и почему? «Махаон» 2011

  5. Толковый словарь великорусского языка» Белый город. Москва. 2004

  6. «Интернет – ресурсы.








9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!