СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеклассное мероприятие для 8-ых классов по русскому языку и литературе на тему Последний герой сценарий в виде игры на выбывание до последнего героя

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

«Последний герой»

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8 классов.

Задачи: повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе; развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла: расширить кругозор учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, проектор, ручки и листочки.

Ход мероприятия

Учитель (или ведущий):

- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались здесь сегодня, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

“Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…

Во втором туре “слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2019 года”.

Итак, начинаем.

I тур.

1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.

Вопросы:

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое?(сказуемое) 

  2. Кто автор произведений: Дубровский, “Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин) 

  3. Расскажите правило по карточке “ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется) 

  4. Кто написал стихотворение “Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой) 

  5. Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают) 

  6. Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев) 

  7. Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)

  8. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов) 

  9. “Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень) 

  10. Что обычно начинается со слов: “Жили-были” или “В некотором царстве..”: сказка или былина?(сказка) 

  11. Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О) 

  12. Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб) 

  13. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью) 

  14. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич) 

  15. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение) 

  16. Кто написал строчки: “Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”?(Иван Андреевич Крылов) 

  17. Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением) 

  18. Что написал И.С. Тургенев: “Записки из сумасшедшего дома” или “Записки охотника”?(“Записки охотника”) 

  19. Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные?(Собственные имена существительные) 

  20. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина) 

  21. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие) 

  22. Назовите автора произведения “Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов) 

  23. Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О) 

  24. Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея) 

  25. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение) 

  26. Назовите автора “Хамелеона”, “Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов) 

  27. Что такое диалог? (разговор двух или более лиц) 

28. Кто написал строчки: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет) 

29. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)

30. Кто написал первую “Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)

31. Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)

32. Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)

   Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:

1. Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)

2. Кто написал “Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов) 

3. На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)

4. Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)

5.  Из какого произведения эта фраза: “ Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( “Ревизор” Н.В. Гоголя)

6. Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью "Победителю-ученику от побежденного  учителя".   (Жуковский  в   1820   году  по  окончании  поэмы "Руслан и Людмила")?

7. Кто был создателем первого русского алфавита? {Кирилл и Мефодий)

8. Заглавный герой Н.В. Гоголя с картофельной фамилией. {Тарас Булъба)

9. Кто из русских классиков родился в 1809 году?

A) Гоголь;

Б) Лермонтов;

B) Пушкин.

10. Как называется словарный запас языка? {Лексика)

11. Назовите имя и отчество Чехова {Антон Павлович)

12. Как называется сказка Антуана де Сент-Экзюпери? {Маленький принц).

13. Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)

2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, звонит, баловень.

Учитель:  Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше

- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться(хохотать, ржать, улыбаться).

- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, доброе утро(спокойной ночи), идти, свет, молодость, чумазый, шикарный.

Слушаем результаты жюри.

3 задание. Перед вами два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: “связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

П. Ершов


Калашников

Остап


Капитанская

купец





дети

дочка


Красный нос

“Левша”


нищий

Пеппи


А. Линдгрен

подземелья


“Конёк-горбунок”

мороз


Длинный чулок

“Малыш и Карлсон”


Аввакум

принц


Н.Лесков

В. Распутин


“Уроки французского”

легенда


Тарас Бульба

протопоп


Данко

   Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем эти словосочетания.

- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет “Последним героем”.

4 задание“Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое.

Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.

Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.

   Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в “Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).

   Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.

II тур.

Учитель: - Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).

1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову “морковь” - кровь, любовь; “мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:

Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.

Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.

Игра со зрителями.

ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ?"

1. Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи. (Царевна-лягушка)

2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла)

4. Как называется русская народная сказка, в которой рассказана    история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)

5. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются    реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды? (Рукав)

6. Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не     верит. (Горох)

9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

10. Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям? (Полцарства)

11. В какой русской народной сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры? (Теремок)

12. Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши? (Топор)

13. Как зовут "дикое, но симпатичное приведение"? (Карлсон)

 Учитель: - Теперь я снова читаю слова, вы (игроки) по очереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).

Сказ -…, лёд -…, море - …, даль -…, зов - …, язык - …, вечер - …, ночь - …, ног - …, речь - …, вода -…,знание - …, вера - …, радость - …, ненастье - ….

2 задание. “Откуда и кто автор?”

Учитель: Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.

“Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”.(“Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь) 

“Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто…” (“Кусака” Л. Андреев) 

“И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. “Рождение Христа”) 

“Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин) 

“И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” (“Старуха Изергиль” М. Горький) 

“Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. (“Ревизор” Н.В. Гоголь) 

“Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкин) 

- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.

3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. На доске (на слайде)  - карточки со словами.  Потом вместе проверим.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись

 Учитель: - Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.

4 задание. “Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.

1. Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюёт за окном)

(“Узник” А.С. Пушкин)

2. Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)

(“Не позволяй…” Н. Заболоцкий)

3. Белеет парус одинокий, 
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)

( “Парус” М.Ю. Лермонтов)

4. Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас – 
(…Зачем? Угрюм и одинок, 
Грозой оторванный листок.)

(“Мцыри” М.Ю. Лермонтов)

5. Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный – 
(…Пора, красавица, проснись.)

(“Зимнее утро” А.С. Пушкин)

6. Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
(…В небе играют все вольные птицы,

Глядя на них мне и больно, и стыдно.)

(“Пленный рыцарь”

М.Ю. Лермонтов)

Финал.

1 задание. “Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?

Темы: а) вражда, ссора, драка.

(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).

б) труд, орудия труда.

(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).

в) деньги, достаток.

(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).

2 задание. “Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:

- Без чего дома не построишь? (без угла)

- За чем чай пьют? (за столом)

- За чем во рту язык? (за зубами)

- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

- По чему в лес ходят? (по земле)

- По чему утка плавает? (по воде)

Учитель: На этом наша игра заканчивается.

Награждаются ученики:

1. Победитель – грамотой “Последний герой-2019”.

 2. грамотой “За волю к победе”

 3. грамотой  «За мужество»

 4. за участие «За терпение».

5. Приз зрительских симпатий «За активное участие»

6. грамотой «Самый умный зритель»



















Управление образования города Астаны

Средняя школа № 20



Внеклассное мероприятие

8 «А» класс на Декаду гуманитарных наук по русскому языку и литературе



«ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ - 2019»





Провела учитель высшей категории Козбакова Р.К.





2018-2019 уч.год

Астана-2019г




Мы начинаем игру «Последний герой-2019»






Участники игры учащиеся 8-ых классов









Компетентное жюри






Первые участники игры















Ведущая учитель русского языка и литературы Райхан Кабкеновна




Нелегко пришлось жюри при отборе сильнейшего






КСП русская литература 6 класс урок на декаду

Дата: 21.02.2019

Тема: Л.Н.Толстой. Кавказский пленник. Национальный мир горцев. Сравнение.

Цель обучения:


6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы;

6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев.

Цели урока:


- определить основную мысль рассказа;

- анализировать эпизоды, важные для определения конфликта произведения и объяснять их связь с проблематикой.

Привитие ценностей

Способствовать развитию творческих навыков учащихся; обучение на протяжении всей жизни.

Межпредметные связи

Всемирная история

Предварительные знания

Учащиеся продолжат развивать навыки анализа и интерпретации, полученные на предыдущих уроках.

Ключевые слова урока

Жанр, время и место, конфликт, действующие лица, портрет, поступки, завязка, кульминация, развязка.

Ресурсы

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

1мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников: делит класс на группы, проверяет готовность к уроку, желает  успеха

Ученики осмысливают поставленную цель.


1 мин.

II. Проверка домашней работы.

По стратегии «Одна минута» определяет , какое впечатление получили учащиеся от произведения «Кавказский пленник».

- Какое впечатление оказало на вас данное произведение?

- Что удивило, понравилось, заставило задуматься?

Ученики отвечают на вопросы учителя, высказывая свои мнения


20 мин.

III. Актуализация знаний.

Как называют человека, имеющий склонность к анализу и самоанализу?

Тот, кто произносит речь.

Его называют учителем грамоты. Это человек, занимающийся литературным трудом.

Задания для групп:

1 – группа: каков жанр произведения? Составить цитатный план

2 – группа: тема и идея художественного произведения (показать на Фишбоуне).

3 – группа: перечислить части композиций и эпизодов в определенной последовательности.

Оценивание

Критерии

Дескриптор

Определяет тему, идею, особенности композиции.

- определяет тему;

- определяет идею;

- соотносит части композиции с эпизодами рассказа;

- определяет позицию автора;

- делится своим отношением к главным героям.

Задание 2

Всем группам предлагается выбрать один понравившийся эпизод и обосновать свой выбор данного эпизода, найти те средства, которые помогают автору создать желаемый эффект: метафоры, гротеск, гипербола, юмор, сатира и др.

Спикеры от каждой группы представляют результаты работы.

Оценивание

Критерии

Дескриптор

Анализируют эпизод.

- анализирует эпизод по плану;

- определяет роль эпизода в произведении;

- указывает, какие изобразительно-выразительные средства использует автор (не менее двух);

После выступления каждой группы учитель задает вопрос:

Понравился вам рассказ-быль?

Чему учит это произведение?

На чем построен весь рассказ? (на антитезе)

Кому из героев вы симпатизируете? Почему?

(аналитик)

(оратор)

(литератор)

После этого они делятся на три группы и рассаживаются соответственно надписям на столах.

Подготовка к работе по группам.

Отвечают на вопросы

Демонстрируют свои знания.

Работают над анализом произведения

Работа в группах

1.Группа:

Литератор

Находят метафоры, гротеск, гиперболу, и т.д в выбранном эпизоде

2.Группа:

Оратор

Составить план эпизода, озаглавить, дать нравственную оценку поведениям героев

3.Группа:

Аналитик

Составить сравнительный анализ характеристики главных героев: Жилина и Костылина по таблице Венна

учебник







Используются флипчарты, фломастеры, карандаши













Используются А-3, А-4


10 мин.

IV. Закрепление урока.

По методу «Аквариум»

1 группа

Почему это произведение называют рассказ-быль?

Где происходит действие?

2 группа

Докажите примерами из рассказа, где здесь антитеза? Каков национальный мир горцев?

3 группа

Как вы оцениваете поведение Жилина? Каким уроком оно может послужить для нас?

Демонстрируют свои знания.

Учащиеся учатся высказывать свои мнения, оспаривать их. Доказывать правоту.


3 мин.

V. Итог урока. Рефлексия

В конце итогового занятия можно провести рефлексию «Свободный микрофон». Учитель объявляет, что в классе работает микрофон и любой желающий может высказать свое мнение. Желающие подходят к микрофону и читая вопросы отвечают

На уроке мне больше всего запомнилось…

Меня удивило то, что …

Еще мне хотелось бы узнать …

Знания, полученные на уроке я могу использовать в

Лучше всех на уроке работал(а)…



Выступления учащихся



1 мин.

VII. Домашнее задание.

Написать эссе «Какова роль Дины в рассказе?»

Записывают домашнее задание






































Управление образования

ГУ «Средняя школа №20»



Разработка открытого урока по литературе

в 6 «А» классе

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Национальный мир горцев. Сравнение .



Урок провела учитель русского языка и литературы высшей категории Козбакова Райхан Кабкеновна


г.Астана - 2019

Открытый урок в Декаду по литературе

Задание дано, теперь надо думать: Как его выполнить?



И присутствующий на уроке наблюдает за их работой

Выступление «Аналитиков»

Выступление «Литераторов»

Выступление «Ораторов»


Скачать

© 2019, 414 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!