СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»

Внеклассное мероприятие «День птиц»

Конкурсная программа посвящена Международному дню птиц, который ежегодно отмечает-ся 1 апреля.

Цели:

- экологическое воспитание учащихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний, эрудиции.

Ведущие – учитель и два помощника-старшеклассника. Помощники ведут программу, задают вопросы, следят за ответами, раздают жетоны.

Оборудование:

- жетоны в виде птиц;

- изображения различных птиц;

- записи пения птиц.

В игре участвуют две сборные команды учащихся школы.


Историческая справка

Ведущий. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апре-ля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.

1-й помощник. С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообра-зия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представи-тель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 1997 – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999 – деревенская ласточка, в 2000 – большая синица, в 2001 – скворец, в 2002 – пустельга, в 2003 – кроншнеп, в 2004 – белый аист, в 2005 году – сова, в 2006 году – чайка.

2-й помощник. Международному дню птиц и посвящена наша игра. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Для этого вы заранее разделились на две команды.

Ведущий. Живя среди природы, умножая из поколения в поколение знания о ней, наши предки смотрели вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы. Покопавшись в памяти, можно вспомнить о языческой вере, о поклонении людей солнцу, животным и растениям, о беспредельной их любви к Матери Приро-де, её почитании. И сразу же приходит на ум множество русских фамилий, связан-ных с миром животных, в том числе птиц.

1-й помощник. Ребята, вы получили предварительное задание: придумать название для своей команды, произошедшее от названия птицы и немного рассказать об этой птице, а также сделать эмблемы для каждого участника с изображением этой птицы. Итак, слушаем вас!

Представление команд. Защита названий команд (например, «Орлята», «Совята» и т.п.).


Конкурс «Разминка»

Ведущий. Команда, первой назвавшая правильный ответ, зарабатывает жетон.

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

 

Птица слов немало знает,

Всё на свете повторяет!

Сюртучок на птице пестрый,

Клюв - изогнутый и острый! (Попугай)

 

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)


Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке. (Пингвин)

 

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

 

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

 

В небе, синем и высоком,

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мышки: "Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

 

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

 

Он труслив, хоть и высок,

Прячет голову в песок.

А летать не может он,

Но зато, ребята,

В быстром беге чемпион

Он среди пернатых! (Страус)


Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

 

Уж таков порядок древний -

Я давно живу в деревне,

Там будильником служу,

Свой курятник сторожу. (Петух)

 



Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

 

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

 

Что за птичка, ох и ах!

Как цветок хорошенький,

Меньше всех на свете птах,

Чуть крупней горошинки. (Колибри)

 

До чего нарядный хвост -

Пышный, разноцветный.

Он сверкает ярче звезд

В парке заповедном.

А хозяин - чудо-птица -

Оперением гордится. (Павлин)

 

И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?

(Страус)

Подведение итогов конкурса.


Викторина – 1

1-й помощник. Поразмыслим неспеша, один вопрос – три ответа. Найди правиль-ный!

Поочерёдно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание даётся 20 секунд.

Вопросы:

1. Для чего дятел «барабанит»?

- клюв чистит;

- кому-то что-то сообщает;

- музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, приле-тай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)

2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

- дятел имеет крохотный мозг;

- голова на амортизаторах;

- череп сверхкрепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропита-ние. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и чере-пом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)


3. Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха;

- освобождается от паразитов;

- разыскивает пищу.

(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть прини-мает самые настоящие песочные ванны.)

4. Сколько перьев у птиц?

- не пересчитать;

- более тысячи;

- более десяти тысяч.

(И всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

5. Какие птицы самые быстрокрылые?

- соколы и ястребы;

- ласточки и стрижи;

- утки и чайки.

(«Эх ты, ласточка - касатка быстрокрылая…»- поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 км в час.)

6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

- журавль откладывает всего одно яйцо;

- сильный птенец убивает слабого;

- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупив-шиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а ро-дители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

7. Какая птица является чемпионом по нырянию?

- утка;

- гагара;

- пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батиска-фа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.)

8. А кто из птиц лучший танцор?

- павлин;

- гусь;

- журавль.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец-танец весны». Так описал танцы журавлей Н.И.Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)


Подведение итогов конкурса.


Конкурс пословиц и поговорок о птицах

Задание – закончить фразы. Ведущий читает пословицы, по одной для каждой команды.

1. Плоха та птица, которая… (своё гнездо марает).

2. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).

4. Гусь свинье… (не товарищ).

5. Всякая птица своё… (гнездо любит).

6. Старого воробья на мякине… (не проведёшь).

7. Яйца курицу …..( не учат).

8. Красна птица пером, а человек - ……… (умом).


Викторина – 2

1. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).

2. Какая птица выше всех летает? (Орёл).

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).

4. Какая птица самая большая в мире? (Страус).

5. Какая птица может летать вперёд хвостом? (Колибри).

6. Какая птица выводит птенцов в морозы? (Клёст).

7. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка).

8. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки).


Конкурс «Живые синонимы»

2-й помощник. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Задание 1-й команде:

1. Могучий, как… (орёл).

2. Вольный, как… (птица).

3. Мудрый, как… (ворон).

4. Вороватый, как… (сорока).

5. Важный или спокойный, как… (гусь).

6. Важный или надутый, как… (индюк).

Задание 2-й команде:

1. Верность… (лебединая).

2. Любовь и нежность… (голубиная).

3. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).

4. Длинноногий, как… (журавль).

5. Большеглазый, как… (филин).

6. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).


Задание 3-й команде:

1. Взгляд хищный, как у… (ястреба).

2. Взгляд зоркий, как у… (сокола).

3. Нос с горбинкой, или… (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или… (утиный).

5. Шея красивая, или… (лебединая).

6. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).

Задание 4-й команде:

1. Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).

2. Болтать или трещать, как… (сорока).

3. Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).

4. Ворковать, как… (голубь).

5. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

6. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).


Подведение итогов конкурса.


Конкурс «Веришь – не веришь»

1-й помощник. А этот конкурс – для капитанов. Я буду задавать вам вопросы, вы же должны отвечать только «Да» или «Нет».

Вопросы капитану 1-й команды:

1. Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да).

2. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление – щиток из перьев, которое называется седло? (Нет).

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет).

4. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица – королёк? (Нет).

5. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет).

6. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да).

За каждый правильный ответ капитаны получают жетоны. Подведение итогов конкурса.


Конкурс «Узнай по портрету»

1-й помощник. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет своё лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.

Задание – узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 10 изображений птиц: кто больше назовёт.


Конкурс актёрского мастерства


2-й помощник. Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сей-час мы и посмеёмся.

Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:

- пение кукушки (для одной команды);

- крик петуха (для другой команды);

- уханье совы (для третьей команде);

- карканье вороны (для четвертой команды).

Задание выполняет один игрок. В этом конкурсе обе команды получают по жетону.


Музыкальный конкурс


2-й помощник. А сейчас вы будете узнавать птиц по голосу.

Помощники включают фонограммы пения различных птиц (соловей, кукушка, жаворонок, голубь и т.д.). Жетон получает команда, которая первой правильно назовет певца.


Подведение итогов игры. Пока команды подсчитывают жетоны, звучит песня «Аист на крыше» (музыка Д.Тухманова, слова А.Поперечного). Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).


Ведущий. Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н.А. Заболоцкого.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!


























Конкурс «Живые синонимы»

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

1. Могучий, как …….

2. Вольный, как ……

3. Мудрый, как ………

4. Вороватый, как ………

5. Важный или спокойный, как ………..

6. Важный или надутый, как ….....



Конкурс «Живые синонимы»

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

1. Верность …….

2. Любовь и нежность …….

3. Ярко, вызывающе одетый, как …….

4. Длинноногий, как …….

5. Большеглазый, как …….

6. Желторотый, как ……….




Конкурс «Живые синонимы»

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

1. Взгляд хищный, как у……….

2. Взгляд зоркий, как у….…….

3. Нос с горбинкой, или… …….

4. Нос приплюснутый, или … …….

5. Шея красивая, или …….

6. Выступать величаво, как «пава», или …….





Конкурс «Живые синонимы»

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

1. Плыть (идти плавно) … …….

2. Болтать или трещать, как … …….

3. Щебетать, весело переговариваться, как ……….

4. Ворковать, как …….

5. Накаркать (накликать беду), как… …….

6. Долбить (говорить одно и то же), как …….






Конкурс актёрского мастерства


Изобразить пение кукушки






Конкурс актёрского мастерства


Изобразить крик петуха





Конкурс актёрского мастерства


Изобразить уханье совы






Конкурс актёрского мастерства


Изобразить карканье вороны




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!