План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия по биологии (с элементами физической культуры) 9 класс.
открытое районное мероприятие (учитель биологии Калиновская М.Ф.)
ТЕМА: «Кровь и кости для нас не гости».
Цели: углубить и обобщить знания учащихся по заданным темам, проверить уровень усвоения учащимися основных законов и понятий; развивать интерес и познавательную активность ребят.
Правила игры аналогичны правилам телевизионной версии игры «Счастливый случай». В ней участвуют две команды по 6 человек. Остальные учащиеся помогают оформить зал, вести подсчёт очков. Учитель физической культуры выступает в роли «Тёмной лошадки» (гостя игры).
Визитная карточка команд:
1.Название
2.Девиз
3.Эмблема
4.Презентация выпущенной стенгазеты (домашнее задание)
ГЕЙМ ПЕРВЫЙ: «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»
За одну минуту каждая команда должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые ниже вопросы ведущего.
Команда «ЛЕЙКОЦИТЫ»
Название наружного слоя стенки сердца (эпикард)
Особое вещество, выделяемое клеткой против вирусов (интерферон)
Безъядерные клетки крови (эритроциты)
Вещества, способствующие свёртыванию крови ( витамин К, соли Са)
За счет чего кость растёт в толщину? (надкостница)
Самая длинная кость скелета ( бедренная)
Что такое СОЭ?
Название соединения гемоглобина с О2 (оксигемоглобин)
Подвижное соединение костей (суставы)
10. Сосуды, несущие кровь к сердцу (вены)
11.Кровь, насыщенная О2 (артериальная)
12.Белые кровяные клетки (лейкоциты)
13. Кто изобрёл первую вакцину? (Эдуард Дженнер)
14.Название околосердечной сумки (перикард)
15. За какое время кровь проходит по двум кругам кровообращения? (27 секунд)
16. Как называется стадия расслабления сердца? (диастола)
17. Что придаёт костям гибкость и упругость? (органические вещества)
18. Человек прожил 72 года. Сколько лет его сердце отдыхало? (36 лет)
19. Название наследственного заболевания человека несвёртываемости крови (гемофилия)
20. Бывает «+» или «-» (резус-фактор)
21.Препарат из готовых антител (сыворотка)
Команда «СКЕЛЕТОНЫ»
Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)
Человек, отдающий кровь (донор)
Соединение гемоглобина с СО2 (карбгемоглобин)
Кровь, насыщенная СО2 (венозная)
За счёт чего кость растёт в длину (хрящ)
Самые маленькие кости нашего скелета (слуховые косточки)
Сколько костей входит в состав скелета человека (218)
Неподвижное соединение костей (шов)
Как называются кровяные пластинки (тромбоциты)
10. Как по - другому называется анемия (малокровие)
11. Препарат из ослабленных микробов (вакцина)
12. Повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды (аллергия)
13. Название среднего слоя стенки сердца (миокард)
14. Процесс сокращения сердца (систола)
15. Клапаны, которые находятся и в сердце и в венах (полулунные)
16. Что придаёт костям твёрдость, прочность (неорганические вещества)
17. Как называются клетки, пожиратели микробов (фагоциты)
18. Местная реакция организма на попадание инфекции (воспаление)
19. Название внутреннего слоя стенки сердца (эндокард)
20. В какую сумку ничего нельзя положить (суставная сумка)
21. Какой белок участвует в свёртывании крови (фибриноген)
ГЕЙМ ВТОРОЙ: «ЗАМОРОЧКИ ИЗ МЕШОЧКА» (Конкурс капитанов)
Из мешка достаются карточки с фамилиями учёных. Дети-капитаны должны изобразить на листе бумаги схему того, что связано с этим именем, а команда должна по рисунку отгадать учёного.
КАРЛ ЛАНДШТЕЙНЕР ( Группы крови)
И.И. МЕЧНИКОВ (Фагоцитоз)
ЛУИ ПАСТЕР(Вакцина)
УИЛЬЯМ ГАРВЕЙ ( круги кровообращения)
ГЕЙМ ТРЕТИЙ: «ТЫ МНЕ Я ТЕБЕ»( домашнее задание)
Команды задают друг другу заранее заготовленные вопросы.
1.Предположим, что житель гор переехал в посёлок, расположенный на равнине. Как должно изменится количество эритроцитов и почему?
2.Предположим, что в крови человека медики обнаружили резкое увеличение количества лейкоцитов. Каковы могут быть причины этого явления? Должно ли оно вызвать беспокойство у обследованного человека?
3.У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
4.Человек рано утром имеет один рост, а к вечеру его рост уменьшается. Объясните, почему это происходит?
ГЕЙМ ЧЕТВЁРТЫЙ: «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»
1.Практическим путём выявить наличие или отсутствие плоскостопия.(стр.74-75)
2.Практическим путём выявить нарушение осанки.(стр.75)
3.Указать возможные места прощупывания пульса.
4.Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку(стр.124)
ГЕЙМ ПЯТЫЙ: «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
Ведущий задаёт вопросы командам по очереди:
1.Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? ( в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта; кровь отличается высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина, и, если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь)
2.У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов, находящихся на столе?(На столе лежат таблетки бронхикум, анальгин, валидол, витамины «Ревит», гематоген, яблоки, гранаты и помидоры) (бронхикум – лекарство от кашля, анальгин – обезболивающий препарат, ревит – витамины; для повышения гемоглобина он советует принимать гематоген, а также яблоки и гранаты. Рекордсменом по количеству железа среди фруктов считается хурма, родина которой Китай).
3. У человека цвет крови – красный, у головоногих моллюсков - голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.
( у головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета – гемоцианин, который содержит много меди; он и придаёт крови голубой цвет).
Свёртывание крови – защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свёртывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для людей?
( тромбы – причина таких тяжёлых заболеваний, как инсульт – тромбоз, закупорка сосудов мозга, инфаркт – тромбоз венечных сосудов сердца, при которых происходит нарушение кровоснабжения жизненно важных органов.)
ОТГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА( на время)5 минут.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ (по яблоку для повышения гемоглобина и по йогурту для укрепления костей для каждого участника КВН-а; участникам победившей команды по «5» в журнал по биологии и физической культуре).
Ответы на кроссворд.
По горизонтали:
2 – агглютинация,
4 – реципиент,
6 – Мечников,
8 – адреналин,
10 – Гарвей,
11 – антитела,
12 – Аорта
По вертикали:
1 – автоматизм,
3 – Иммунитет,
5 – Гипертония,
7 – Вены
9 – лимфа.
Оборудование:
2 выпущенных газеты (домашнее задание команд)
Плакат-название КВН-а
6 чистых листов
Фломастеры (маркеры)
12 яблок, 1 гранат, 1 помидор, 1 хурма, 12 йогуртов, фервекс, валидол, парацетомол, гематоген, ревит, бромгексин.
Таз с водой, полотенце, секундомер, песочные часы.
Целлофановый пакет.
Дополнительный вопрос: У детей в возрасте до года на темени прощупывается родничок, а в более позднем возрасте он полностью «зарастает». Что такое родничок? Какие продукты вы порекомендовали бы употреблять в пищу в больших количествах для ребёнка, у которого зарастание родничка проходит медленно?