Внеклассное мероприятие (1 класс)
«Аукцион загадок»
Цель и задачи:
- обобщение знаний детей о жанре устного народного творчества – загадке;
- способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества;
- развивать умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам;
- формировать позитивное отношение к произведениям устного народного творчества, воспитывать интерес к чтению;
- развивать мотивацию детей к познанию и творчеству;
- содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения;
- совершенствовать навыки выразительности речи, отрабатывать чёткую дикцию.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие.
2. Актуализация знаний.
Отгадайте кроссворд и узнаете тему нашего занятия. (по горизонтали прочитаете слово)
1. А над нами, а над нами луг с волшебными цветами. Золотистые цветы расцвели средь темноты (звезды).
2. Бел, как снег. В чести у всех. В рот попал —там пропал (сахар).
3.Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки – дробинки (горох).
4.Прыг –скок, прыг – скок, длинноушка – белый бок (заяц).
5.Растет в траве Аленка в красной рубашонке. Кто ни пройдет, всяк поклон отдает (ягода).
6.Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова тяжела, только шея легка (тыква).
7.Одна подружка пролезла другой в ушко (игла).
По горизонтали прочитаем слово: загадки.
Вывод учителя: Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
- Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие – в мир загадок.
- Отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
Грусть – тоска её боится. (Улыбка)
(Дети поют песню про улыбку)
3. Загадки по темам.
I. - Разноцветные загадки (подготовленные дети читают загадки, класс отгадывает и ученик показывает отгадку).
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
Красные лапки,
Щиплет за пятки.
Беги без оглядки. (Гусь)
Черен, а не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка-
Зелёная спинка. (Кузнечик)
Желтый одуванчик
По двору идёт.
Желтый одуванчик
Зернышки клюёт. (Цыплёнок)
В огороде на дорожке
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
Белые горошки
На зелёной ножке
Я весною встретила на лесной
дорожке. (Ландыш)
Летом - в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в бочке,
Крепкие, солёные. (Огурцы)
II. - Школьные загадки (загадки спрятаны в надувных шариках. Лопают шарик, читают загадку и отгадывают ее).
III. - Доскажи словечко (ведущий читает загадку, отгадка появляется на слайде).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это …снегири.
Трещала с раннего утра:
Пор-а! Пор – а! А что – пора?
Такая с ней морока.
Когда трещит … сорока.
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
А зовут её… (Лиса)
Отступать врагам пришлось –
Их рогами встретил… (Лось)
Сбросил серенькую шубку,
Белую к зиме надел.
Прыг – и позади лужайка –
Спрятался от волка… (Зайка)
Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щёлк да щёлк?
Вы, конечно, догадались:
Это злющий, страшный… (Волк)
IV. - Лесные загадки (ведущий читает загадку, появляются дети в масках и разыгрывают сценку).
1. Летом наедается,
Зимой высыпается.(медведь)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая
Самая болтливая.
Верещунья – белобока.
А зовут ее …сорока.
2. Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (еж)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собою унесла.(лиса)
3. Зимой беленький,
Летом серенький.
Никого не обижает,
Сам всех боится. (заяц)
.
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (еж)
1.- Всем ты хорош и пригож, да вот только колючки тебе не к лицу!
– А что я, плутовка, с колючками некрасивый, что ли?
– Да не то чтобы некрасивый…
– Может, я колючками неуклюжий?
– Да не то чтобы неуклюжий. Да какой-то ты, брат, с ними не съедобный…
(Лиса и ёж)
2.– Косолапый лукошко плести собрался! Косолапый лукошко плести собрался!
– Кыш, стрекотуха… Какое лукошко…
– А зачем же ты лыко дерёшь?
– В берлогу на подстилочку… Разве можно полгода на жёсткой постели спать?
(Медведь и сорока)
3. Все звери весной линяют – и барсуки, и лисицы, и мы… И только ты, бедный, в старой шубе ходишь!
– Глупый ты, Косой… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!
(Заяц и ёж)
4. Итог занятия. Рефлексия.
Красивый фантик облачает,
Во рту сладка и вкусно тает.
Все дети любят сладость эту,
А зовут её - ....(Конфета)
Каждый вкус наш сладкий знает,
Все нас просто обожают,
В целлофан в фольгу одеты
Эти сладкие …(Конфеты)
Дети получают сладкие гостинцы.