МОУ Салмановская средняя школа
Внеклассное мероприятие «Безопасные знакомства».
Учитель – Самсонова Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы МОУ Салмановской СШ,
классный руководитель 6 класса.
Цель занятия: научить детей безопасному общению в сети Интернет.
Задача: познакомить учеников с основами безопасности при работе и общении в Интернете;
Ход занятия:
Выступающий : У нас в семье хранятся старые документы. Среди них есть документ, из которого нам известно, что в начале 19 века мои предки жили в Смоленской губернии в деревне, которая называлась Ракиты, и были крестьянами. Деревня называлась так потому, что она находилась в месте, где было много небольших речек и прудов, по берегам которых росло очень много красивых деревьев, которые назывались ракитами. У этих деревьев ветки склоняются до самой воды, образуя густую зелёную стену. Все жители деревни имели одну и ту же фамилию – Ракитины – по названию деревни. Поэтому по фамилии они друг друга не называли, а только по именам. Лентяев называли только по имени – Прошка, Афонька и т.д., а трудолюбивых людей и стариков называли уважительно по имени и отчеству. И все всегда знали, о ком идет речь.
Учитель: А кто из вас знает о происхождении вашей фамилии?
(Ответы детей.)
Учитель: Можем ли мы сейчас только по имени узнать, о ком идет речь? Почему?
(Ответы детей.)
Учитель: Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков. И начну я нашу встречу с такой загадки, ответ на которую вы все знаете.
Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно, (Интернет)
Учитель: Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в Он-лайн игры?
- Говорите ли вы с друзьями об играх, кодах, уровнях и т. д.?
- Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером?
(Ответы детей.)
Учитель: Итак, тема нашей беседы о мире, с которым вы сталкиваетесь каждый день – о мире интернета. Интернет – это интересный и увлекательный мир, который позволяет вам узнавать мир интересного, общаться с людьми в разных концах света, играть в интересные игры и делиться с другими своими мыслями и увлечениями. Но, как и в любом другом мире в интернете есть свои правила, которых надо строго придерживаться, для того, чтобы избежать неприятных и опасных ситуаций.
Сегодня проблема безопасности детей в интернете встала особенно остро. Аудитория пользователей всемирной сети все расширяется, и ее большую часть составляют дети и подростки, которые не полностью осознают угрозы, которые могут ждать в виртуальном пространстве. Поэтому, сегодня мы с вами поговорим о пользе и вреде Интернета.
Учитель: Как вы думаете, в чем заключается польза и вред интернета?
(Ответы детей.)
Польза: общение, информация.
Вред: информация не достоверная, не проверенная, мошенники в интернете.
Учитель: Сейчас мы все много времени проводим в сети Интернет. Там мы узнаем последние новости, общаемся друг с другом. Часто в социальных сетях рассматриваем фотографии знакомых и незнакомых нам людей. Посмотрите на эти фотографии.
- Что это за человек? Сколько ему лет? Чем он занимается? Можете вы дать точный ответ на эти вопросы?
(Ответы детей.)
Учитель: Кто это? киногерой – он настоящий? Его можно встретить на улице? А кого?
- Артиста, который играл эту роль.
Учитель: Скажите, кто –нибудь из вас подойдет к нему на улице и назовёт ему свое имя и фамилию, расскажет, где живет и где учится ? нет? Почему?
- а к другому человеку вы станете подходить и рассказывать о себе?
Учитель: В интернете также много незнакомых людей, но почему-то нет такого ощущения, как на улице, поэтому часто мы начинаем общение с незнакомыми людьми. Можете ли вы получить письмо по электронной почте от Гарри Поттера?
(Ответы детей.)
Учитель: как вы думаете, это значит, что письмо написал действительно этот персонаж или человек, взявший себе этот псевдоним?
(Ответы детей.)
Учитель: а что такое « псевдоним»? для чего он используется?
- как называется псевдоним, который мы используем с соц.сетях?
- всегда ли никнейм совпадает с реальным именем человека?
Рассматриваем фото реальных людей.
Учитель: Может ли каждый из них оказаться твоим новым знакомым? Можешь ли ты узнать его настоящее имя, возраст, пол, занятия, интересы. (Ответы детей.)
Учитель: Нет. Можно ли в сети делиться информацией о себе. Нет. Почему? (Ответы детей.)
Учитель: Если незнакомец предложит тебе встретиться, можно ли идти на встречу одному, не предупредив взрослых?
Учитель: В интернете, также как и на улице, в окружении незнакомых людей, надо соблюдать осторожность. Нельзя давать никому в сети своего настоящего имени и фамилии, не давать никакой личной информации. А что относится к личной информации? ( имя, фамилия, имена и фамилии членов твоей семьи, адрес, номер телефона, пароль.)
Учитель: Делаем вывод: в интернете необходимо заменять свое имя и фотографию псевдонимом и аватаром.
Учитель: Что такое аватар? Это графическое представление пользователя. Аватар может быть одно или двухмерным изображением в веб-форумах, чатах, порталах, блогах, социальных сетях.
Учитель: Чтобы закрепить полученную информацию, давайте с вами разыграем небольшой спектакль.
Попробуем представить ситуацию, которая могла произойти в реальной жизни.
Музыка,
(подготовка к преставлению, в представлении участвуют ребята, переодетые в костюмы шефа полиции и стажеров, проходящих обучение в детективном агентстве. Декорации : детективное агентство)
Детектив1: Шеф, в наше агентство поступил заказ выяснить, кто скрывается под именем Черный Джо.
Шеф: У нас проходят обучение стажеры. Поручим им это задание.
Музыка. Выходят стажеры.
Ну, какие будут предложения???
Детектив2: предлагаю устроить слежку.
Детектив3: предлагаю встретиться с его компаньоном мистером Блеком.
Детектив4: предлагаю порыться в справочниках, чтобы узнать, кто это.
Детектив5: предлагаю поискать информацию в Интернете.
Шеф: приступайте!!!
( все) Есть!!!
Музыка.
Детектив1: я нашел его фотографии.
Шеф: Посмотрите на них внимательно. Сколько ему лет? Чем он занимается?
Детектив1: не понятно. Только фотографий недостаточно, чтобы узнать, что это за личность.
Детектив2: я встретился с его компаньоном. Блек что-то темнит, наверняка, он что- то скрывает. Мне кажется, что информации, которую он предоставил, не следует доверять, ведь он лицо заинтересованное.
Детектив3: слежка тоже ничего не дала.
Детектив4: остается последний шанс. Ищем информацию в Интернете.
Детектив5: включаем поиск!!!
Музыка.
Детектив3: я получил письмо, в котором говорится, что Черный Джо – опасный преступник.
Шеф: от кого письмо?
Детектив3: странно. Оно от Гарри Поттера.
Шеф: подумаем, что бы это значило.
Музыка.
Шеф: а кто такой Гарри Поттер?
Детектив4: маг, волшебник, ученик школы Хогвартс, герой лит. произведения и киногерой, т.е. вымышленное лицо.
Шеф: кто может скрываться за этим именем?
Детектив5: актер, сыгравший эту роль.
Детектив1: или любой другой человек, ведь в Интернете мы не можем проверить информацию, ее достоверность, поэтому каждый человек может выбрать себе любое имя, т.е. псевдоним.
Шеф: Что- что???
Детектив1: Псевдоним- вымышленное имя, используемое человеком в жизнедеятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах); или Никнейм- также сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в блогах, форумах, чатах). Учетная запись. Прозвище (кличка). Псевдоним.
Детектив2: значит и фото может быть ненастоящим?
Детектив1: Может. Его можно заменить аватаром.
Детектив3: Даю справку. Аватар- небольшая картинка, фотография, при помощи которой пользователь социальной сети или форума показывает другим людям свою внешность, сущность, характер или увлечения.
Шеф: Понятно. Письму от Гарри Поттера доверять не будем, ведь неизвестно, кто за ним скрывается.
Детектив2: срочное известие! Появился сам Черный Джо.
Детектив5: Ура! Вот это удача! Он сам идет нам в руки!
Детектив2: вернее не он, а письмо от него. Он пишет, что его люди заметили слежку, выяснили, что он находится у нас в разработке. Он хочет с нами связаться. Просит предоставить нашу личную информацию и предлагает встретиться.
Детектив3: Даю справку. Личная информация - имя, фамилия, имена и фамилии членов твоей семьи, адрес, номер телефона, пароль.
Шеф: никакой личной информации не давать!!! На встречу не ходить. Неизвестно, кто придет. Вдруг это будет вооруженный отряд.
Учитель: Детективы, время, отведенное на это задание, заканчивается. Подведем итоги. Интернет дал вам непроверенную информацию, и Черному Джо удалось ускользнуть на этот раз. Но нам удалось выяснить, как нужно работать в Интернете, чтобы общение в сети Интернет было безопасным. Я составила для вас алгоритм «Безопасные знакомства в Интернете», но неизвестными была совершена диверсия. Предложения разрезаны, смысл их непонятен. Перед вами стоит задача – собрать разрозненные слова в предложения и восстановить алгоритм. Желаю удачи!
Музыка.
( Ребята выполняют задание – собрать из разрезанных слов целые фразы и предложения, чтобы получился алгоритм «Безопасные знакомства в Интернете», затем делают его презентацию).
1.Необходимо заменять свое имя и фотографию псевдонимом и аватаром.
2.Нельзя давать никому в сети своего настоящего имени и фамилии, не давать никакой личной информации.
3.Нельзя идти на встречу с новым знакомым одному, не предупредив взрослых.
4.Будьте внимательны, не поддавайтесь уговорам и провокациям, относитесь к любой информации критически. Помните, что достоверность информации проверить нельзя.
Учитель: Вы справились с заданием и успешно прошли подготовку в нашей школе кибердетективов , за что вам приваивается звание « кибердетектив».( выдает «Удостоверение кибердетектива»). На этом детективное агентство заканчивает свою работу. Всем участникам представления « Спасибо». А мы подведем итог нашего занятия. Что нового для себя вы узнали? Какие выводы сделали?
(Ответы детей.)
Учитель: На память о сегодняшнем занятии у вас останутся эти памятки. Учитель раздает заранее подготовленные памятки.
Памятка.
Нельзя оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам по почте, при общении в социальной сети или в чате контактную информацию — любой злоумышленник может выследить человека по его адресу или номеру телефона.
Нельзя соглашаться на уговоры незнакомых людей о личной встрече. Подобные предложения лучше игнорировать, а общение со слишком настойчивым человеком прекратить.
Не надо публиковать адрес своей электронной почты ни на каких форумах, сайтах сообществ и социальных сетей. Он может стать добычей спамеров, и почта после этого наполнится мусорными письмами.
Не следует переходить по ссылкам в сообщениях от неизвестных адресатов. Это может быть небезопасно, поскольку сообщение может быть отправлено злоумышленниками.
Не стоит переходить по ссылкам в сообщениях с чрезмерно заманчивыми предложениями, например, поднять «рейтинг» учетной записи или получить «супервозможности» в социальной сети. Чаще всего такие сообщения рассылают мошенники или злоумышленники для того, чтобы заманить пользователя на вредоносную веб-страницу и заразить его компьютер вирусом.
Не стоит обращать внимания на предложение бесплатных подарков, легкого заработка, сообщения о получении наследства и пр. Такие сообщения рассылают только мошенники.
В целом, общаться и вести себя в социальной сети ребенок должен так же осторожно, как и в реальной жизни.