(на экране 1 слайд презентации) - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. А чтобы её узнать я предлагаю вам посмотреть на слайд, на котором у вас представлены картинки, которые можно объединить общей темой, в парах посовещайтесь и скажите ваши предположения). -Давайте проверим ваши предположения (опрос 2-3 пар, согласие/несогласие остальных) (на экране 2 слайд презентации) -Ваши предположения частично верны, тема нашего мероприятия: наука для планеты-наука для людей. Первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День науки - это праздник и всех школьников тоже. В России День науки ежегодно празднуют 8 февраля с 1999 года. В современном мире мы и представить себе не можем комфортной жизни без научных достижений, которые когда-то были лишь мечтой. Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. -А как вы думаете, что означает слово наука? -Хорошо, давайте проверим ваши предположения. (на экране 3 слайд презентации) -Сейчас вам предлагается видеоролик для просмотра. Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=UozHDCGZwWk Вопросы по видеоролику: Кто впервые задался вопросом: что такое наука? (ответ: древние греки) В каком веке древние греки изобрели первый алфавит? (ответ: древние греки в 8 веке до нашей эры изобрели первый алфавит) Кто составил первую полную карту мира? (греческий мыслитель Анаксимандр) - Россия – родина многих известных ученых. Они не только совершили открытия в самых разных областях науки – от физики и до офтальмологии, – но также нашли практическое применение своим научным теориям. Их изобретениями пользуются люди во всем мире. Михаил Ломоносов сделал немало открытий в разных областях науки, в частности, впервые сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения (1760 год), создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, основал науку о стекле. Разработал проект первого в России классического университета – Московского университета (1755 год). (Дополнительный материал ученика) Софья Ковалевская Сделала ряд математических открытий. За работу о вращении твердого тела (1888 год) получила премию Шведской королевской академии наук. (Дополнительный материал ученика) Дмитрий Менделеев открыл фундаментальный закон естествознания – периодический закон химических элементов (1869 год). Выявленная им система позволила классифицировать существующие и предугадать появление новых химических элементов и их свойств. Открытие признано величайшим событием в истории материаловедения. (Дополнительный материал ученика) Николай Пирогов Создатель военно-полевой хирургии, топографической анатомии, русской школы анестезии. Превратил хирургию в науку. (Дополнительный материал ученика) Иван Павлов Создал науку о высшей нервной деятельности. Первый российский Нобелевский лауреат (1904 год). Удостоен награды за исследования физиологии пищеварения. (Дополнительный материал ученика) Александр Можайский, морской офицер, изобретатель. Сконструировал и испытал один из первых в мире самолетов (1882 год). (Дополнительный материал ученика) Андрей Сахаров Один из пионеров исследований по управляемой термоядерной реакции. Участвовал в создании водородной бомбы (1953 год). (Дополнительный материал ученика) Евгений Касперский Известный в мире эксперт в сфере IT-безопасности. Создатель антивирусного программного обеспечения, защищающего от вирусов, троянских, шпионских программ и неизвестных угроз. (Дополнительный материал ученика) - Ребята -это только малая часть имён российских учёных, внесших вклад в мировую науку, далее вы в старших классах будете знакомится с учеными и расширять знания в области науки. Игра "Что к чему?" Каждый школьный предмет ведёт вас в мир знаний. Сейчас поиграем с вами в игру. Игра "Что к чему?". Вам необходимо разделится на 8 групп. - К каждому учебному предмету нужно подобрать подходящие по смыслу слова. (капитан каждой команды подходит и вытягивает предмет, далее даётся минуты 3-5, для выполнения задания). Предмет: ИЗО, технология, музыка, физкультура, математика, литература, география, русский язык. Слова: Карандаши, глобус, стихотворение, свисток, задача, цифра, нота, животные, предложение, бег, суффикс, слово, скрипичный ключ, разминка, лобзик, запятая, озеро, почва, умножение, песня, сказка, кисти, бумага, океан, клей, троекратный повтор, уравнение, ритм, зачин, ткань, многоугольник, соревнования, альбом, правило, темп, автор, ножницы, ластик, лыжи. Проверка -Прошу выйти капитана каждой команды и представить результаты свое работы. Правильные ответы: Задача, цифра, умножение, уравнение, многоугольник – математика. Предложение, суффикс, слово, запятая, правило – русский язык. Нота, скрипичный ключ, песня, ритм, темп – музыка. Сказка, стихотворение, троекратный повтор, зачин, автор – литература. Бег, лыжи, разминка, соревнования, свисток – физкультура. Озеро, глобус, почва, океан, животные – география. Карандаши, кисти, альбом, резинка – ИЗО. Лобзик, бумага, клей, ткань, ножницы – технология. Устный журнал: А знаете ли вы, что есть открытия и изобретения, авторами которых стали дети? - 17 января отмечается День детских изобретений. Все дети от природы любопытны и любознательны, но часто случается так, что способность придумывать и экспериментировать с возрастом угасает. Может быть, взрослые считают детские идеи несерьёзными? Такие предметы, как водные лыжи, меховые наушники, плавательные ласты были изобретены детьми. Ребята, до нашего мероприятие я выбрала несколько учеников вашего класса и дала им задание (подготовить устный журнал про изобретения, авторами которых стали дети и сегодня они готовы его представить). (Учащимися был разработан журнал из 5 страниц, на каждой странице рассказывается о изобретении, находится его иллюстрация). Представление журнала 1 страница: Пластилин был изобретён внучкой производителя чистящего средства для обоев от угольной пыли в 19 веке. Девочка предложила использовать это средство для игры. Из его состава убрали чистящий компонент, добавили миндальное масло и красители. 2 страница: Фруктовое мороженое на палочке впервые изготовил в 1905 году 11-летний Фрэнк Эпперсон. Дело в том, что он оставил стакан с содовой водой и деревянной ложкой для помешивания на улице. Мальчик обнаружил напиток на следующее утро замёрзшим и хотел растопить напиток, поставив его под струю горячей воды. Потянув за ложку, он вытащил замороженный напиток и съел. 8 лет спустя, в 1923 году Эпперсон подал заявку на патент для «замороженного льда на палочке». 3 страница: Меховые наушники впервые появились в Америке ещё в конце 19 века. Пятнадцатилетний Честер Гринвуд не любил носить шапки, но очень любил кататься на коньках. Он не мог много времени проводить на катке из-за того, что быстро замерзали уши. Однажды по дороге домой ему в голову пришла идея создать специальные наушники, а сделать их ему помогла бабушка. Из гибкой проволоки, найденной в сарае, Честер смастерил дугу с двумя кружками на концах. Далее вместе с бабушкой мальчик обшил кружки бобровым мехом и бархатом. Через 4 года, в 1877 году, усовершенствовав наушники, Честер Гринвуд получил патент на их изобретение и вскоре запустил их серийное производство. 4 страница: Батут тоже придумал ребёнок. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен решил изобрести «подпрыгивающую установку» для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные трюки в воздухе. 5 страница: Перчатки без пальцев, бумажные пакеты с квадратным дном, калькуляторы, водные лыжи – можно бесконечно перечислять изобретения детей, нашедшие применение в жизни. Игра «Умники и умницы» - Ответьте на вопросы: 1. Вы зашли в тёмную кухню, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжёте в первую очередь? (Спичку) 2. Шёл человек в город, а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (1) 3. Лежат три яблока, два вы забрали. Сколько у вас яблок? (2) 4. На что больше всего похожа половина апельсина? (На вторую половину апельсина) 5. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из мальчиков? (2 часа) 6. Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта) 7. Каких камней не бывает в реке? (Сухих) 8. Что не вместится в самую большую кастрюлю? (Крышка от этой кастрюли) - Каждый школьный предмет ведёт вас в мир наук и знаний. Давайте проверим ваши знания. Викторина «В стране знаний» География – это наука, изучающая пространственные связи между поверхностью Земли и человечеством, а также размеры и границы суши, морей, ресурсы, климатические зоны, жизнь растений и животных. Устанавливает связи между всеми особенностями природы Дополните географические названия: Полярная ____________________ Тихий _______________________ Каспийское ___________________ _____________________ и _________________ Америка ______________________и ________________ Медведица 6. _________________________ Ледовитый ____________ Верный ответ: 1. Полярная звезда 2. Тихий океан 3. Каспийское море 4. Северная и Южная Америка 5. Большая и Малая Медведица 6. Северный Ледовитый океан Математика – это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. В нее входят такие дисциплины, как арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, высшая математика. - Решаем задачи Найдите два числа, если их сумма равна 15 и одно из них на 3 больше другого. (6 и 9) В корзине лежит несколько яблок. Их меньше десяти. Сколько яблок лежит в корзине, если все их можно раздать поровну двум или трём детям? (6) Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине лестницы? (Четвёртая) Литература - наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. - Ответим на вопросы. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33) Как звали домомучительницу Малыша? (Фрекен Бок) Назовите имя и отчество Чуковского. (Корней Иванович) Главной героине известной сказки Г.-Х. Андерсена в столице Дании Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Как зовут героиню этой сказки? (Русалочка) Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. (выбрать один из видов практической работы, при наличии металлического конструктора можно выполнить Практическую работу №2) Практическая работа №1. - Восстановите чертёж (собери пазлы) Практическая работа №2. - Работа с металлическим конструктором, - Ребята давайте вы придумаете и соберёте с помощью металлического конструктора необычный транспорт. Выставка транспорта. |