СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "День русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "День русского языка".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "День русского языка"»

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

Вступительное слово учителя.

- О Международном Дне русского языка.

Представление команд – название, девиз.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

- Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

Конкурс 2. «Разминка-2»

Команды по очереди отвечают на  вопросы.

  1. В каком слове сорок а? (сорока)

  2. Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

  3. Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).

  4. Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

  5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

  6. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка)

  7. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс “ ик ” : дом-ик)

  8. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

  9. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор - химический элемент).

  10. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)

  11. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (гость)

  12. Как  можно превратить слово семя в слово семья?

  13. Сколько слогов в слове да? (1)

  14. В каких словах по сто согласных ? (сто – л, сто- г, сто – н)

  15. Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке)

  16. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком)

Конкурс   3. «Орфоэпический»

 Расставить ударения.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, августовский, балованный, шофер.

Квартал, феномен, документ, магазин, каламбур, звонит, цемент.

Эксперт, щавель, каталог, квартал, процент, километр.

Конкурс  4. «Лексический»

Подобрать:

- синонимы к словам: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); 

- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, доброе утро (спокойной ночи), идти, свет, молодость, чумазый, родина.

За каждое слово – балл.

КОНКУРС 5. «СОБЕРИ СЛОВА» (письменно, дать время)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Конкурс 6 «Удвоенные согласные»

- Выполняет 1 человек от команды, не капитан.

Замените следующие словосочетания одним словом.

  • Товарищ по работе. (Коллега).

  • Популярная игра на льду. (Хоккей).

  • Спортивный бег. (Кросс).

  • Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)

  • Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)

КОНКУРС 7. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ – 1 балл)

1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.      Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

4.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

5.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

6.      Неопределённая форма глагола (инфинитив).

7.      Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

8.      Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).

9.      Часть слова без окончания (основа).

10.  Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

11.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

12.  Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).

 КОНКУРС 8. Редактор - конкурс капитанов.

В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

  • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)

  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

  • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

  • Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 9. «Одним словом»

Ведущий читает вслух фразу, ученики должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

  • мчаться на всех парах (стремительно);

  •  орать во все горло (громко);

  • спать мертвым сном (крепко);

  •  работать, не покладая рук (усердно);

  • в час по чайной ложке(медленно);

  • сделать на скорую руку (наспех);

  • вылететь из головы (забыть).

  •  остановка в пути во время похода (привал);

  •  первые буквы имени, отчества (инициалы);

  •  группа артистов, выступающих как единый коллектив (труппа);

  •  территория, на которой запрещена охота (заповедник);

  • начало реки (устье);

  • глухой шум (шорох);

  •  место соединения сшитых кусков ткани (шов).

Конкурс 10. «Найди ошибки».

Карточка.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. 
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

- Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.





Конкурс 11. Веселая грамматика.

- Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.

  • храбрый

  • сильный

  • гордый

  • мудрый

  • грубый

  • веселый


  • смелый

  • добрый

  • болтливый

  • богатый

  • хвастливый

  • ленивый

  • бедный

IV. Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

- Здравствуй!
- Привет! 
- Что ты несешь? 
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел... 
- Что не сумел? 
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то? 
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. 
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь? 
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит. 
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. 
- Тамарка? 
- Ага.
- И ничего, симпатичная? 
- Красивая! Зеленая такая. 
- То есть как? 
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые? 
- У кого волосы? 
- Да у Тамарки-то. 
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

V. Объявление результатов. Награждение победителей.

Резерв. «Конкурс писателей-прозаиков»

За 5 минут сочинить рассказ, в котором все слова (кроме предлогов) начинались бы с буквы К.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!