Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)
Вступительное слово учителя.
- О Международном Дне русского языка.
Представление команд – название, девиз.
КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)
- Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – … (легко в бою).
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
Конкурс 2. «Разминка-2»
Команды по очереди отвечают на вопросы.
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка)
Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс “ ик ” : дом-ик)
Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор - химический элемент).
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (гость)
Как можно превратить слово семя в слово семья?
Сколько слогов в слове да? (1)
В каких словах по сто согласных ? (сто – л, сто- г, сто – н)
Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке)
Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком)
Конкурс 3. «Орфоэпический»
Расставить ударения.
Алфавит, свекла, арахис, портфель, августовский, балованный, шофер. | Квартал, феномен, документ, магазин, каламбур, звонит, цемент. |
Эксперт, щавель, каталог, квартал, процент, километр. |
Конкурс 4. «Лексический»
Подобрать:
- синонимы к словам: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный);
- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, доброе утро (спокойной ночи), идти, свет, молодость, чумазый, родина.
За каждое слово – балл.
КОНКУРС 5. «СОБЕРИ СЛОВА» (письменно, дать время)
Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
Конкурс 6 «Удвоенные согласные»
- Выполняет 1 человек от команды, не капитан.
Замените следующие словосочетания одним словом.
Товарищ по работе. (Коллега).
Популярная игра на льду. (Хоккей).
Спортивный бег. (Кросс).
Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)
Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)
КОНКУРС 7. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)
(правильный ответ – 1 балл)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).
5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).
7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
9. Часть слова без окончания (основа).
10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).
12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).
КОНКУРС 8. Редактор - конкурс капитанов.
В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.) У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.) Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.) |
Конкурс 9. «Одним словом»
Ведущий читает вслух фразу, ученики должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.
мчаться на всех парах (стремительно);
орать во все горло (громко);
спать мертвым сном (крепко);
работать, не покладая рук (усердно);
в час по чайной ложке(медленно);
сделать на скорую руку (наспех);
вылететь из головы (забыть).
остановка в пути во время похода (привал);
первые буквы имени, отчества (инициалы);
группа артистов, выступающих как единый коллектив (труппа);
территория, на которой запрещена охота (заповедник);
начало реки (устье);
глухой шум (шорох);
место соединения сшитых кусков ткани (шов).
Конкурс 10. «Найди ошибки».
Карточка. Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо. |
- Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
Конкурс 11. Веселая грамматика.
- Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
храбрый сильный гордый мудрый грубый веселый | смелый добрый болтливый богатый хвастливый ленивый бедный |
IV. Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
V. Объявление результатов. Награждение победителей.
Резерв. «Конкурс писателей-прозаиков»
За 5 минут сочинить рассказ, в котором все слова (кроме предлогов) начинались бы с буквы К.
5