СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "День воды"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотрены части гидросферы

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "День воды"»

ДЕНЬ ВОДЫ

Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт и профессиональный лётчик, обратился к воде с таким признаньем: "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты самое большое богатство в мире".



Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании ее систем, регулировании климата и сохранении животного и растительного мира.

• Сколько на нашей планете океанов? (Четыре: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский)

• Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан соответственно)

• Белое, Красное, Черное, Желтое — что это? (Названия морей)

• Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)

• Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)

• У какого водоема бывают рукава? (Река)

• Какая река самая длинная на Земле? (Нил)

• В каком озере находится 80 % всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

• По руслу какой реки протекает пятая часть всей речной воды мира? (Амазонка)

• Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Около 70 %)

• Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3 %)

А знаете ли вы растения и животных, чья жизнь связана с водой?

• У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)

• У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

• Кто одной ноздрей дышит? (Кашалот)

• Кто клыками дно пашет? (Морж)

• Какую птицу море отучило летать? (Пингвин)

• Что такое «морская капуста»? (Водоросли)

• Какая пролетная стая обещает снег? (Стая гусей)

• Кто пьет ногой? (Лягушка)

Вода — не вода

Ведущий произносит слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (например: облако, лужа), ребята должны встать. Если предмет или явление имеет отношение к воде (кораблик, рыба), ребята поднимают руки. Если предмет или явление не имеет никакой связи с водой (ветер, камень), ребята хлопают в ладоши.

Ведущий: Наш следующий конкурс — «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймете, почему мы его так назвали.

• Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток)

• В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)

• Какой приток Волги вытекает из пораненной березы? (Сок)

• Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа)

• В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)

• В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием, в нем всего полбуквы. Назовите ее. (Пола — пол-А)

• У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Пра — «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра, Уж)

• Какую реку можно срезать перочинным ножом? (Прут)

• Какой уральской рекой играют в шахматы? (Тура)

Ведущий: В самом начале мы выяснили, что пресной воды очень мало. А живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды. Она содержится в крови. Вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

Ребятам предлагается написать, где человек использует воду Ответы зачитываются. Затем ведущий показывает таблицу «Расход воды»:

Для чего нужна вода?

Расход воды в день (л)

Умывание

10 + 45 (туалет)

Купание

40 (ванна) + 95-190 (душ)

Приготовление пищи

5

Мытье посуды

10

Стирка

15

Мытье полов, окон

50

Поливка цветов, огорода

100

Ведущий: Вот как много мы тратим воды, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Ребятам предлагается найти примеры неэкономного расхода воды в быту и предложить свои методы экономии воды.

Ведущий: С приходом воды появляется жизнь. Пропадает вода, и жизнь становится невозможной. Потому что вода — это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза — загрязнение. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера и моря. Если не принять срочных мер, водоемы умрут, умрет целый мир существ, обитающих в них и подле них. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представьте себе, что кто- то отъедает каждый день треть вашего завтрака.

Когда Владимир Маяковский делал подписи к плакатам «Окна РОСТА», он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так:

Эй, горожане,

Берегите воду!

Бережней относитесь к нашему водопроводу!

А ты не забыл закрыть водопроводный кран?

Ведущий дает детям домашнее задание: научиться экономней расходовать воду.

Сценарий экологического праздника "День воды"

1.Посвящение воде.

Самодержавная царица,

Для всех бесценная всегда,

Ты не сравнимая с жар-птицей

Её величество – вода!

Ласкаешь берега волнами,

Даруешь жизнь всем существам.

Из туч ты поливаешь нас слезами,

Но слезы те – отрада нам.

Ты землю влагой насыщаешь,

По морю гонишь корабли,

Но вот когда ты зла бываешь –

Сметаешь все с лица земли!

Вода! Тебе мы посвящаем

Стихи и песни, и дела!

Тебя сегодня прославляем,

Чтоб ты у нас всегда была.

Чтоб реки были полноводны,

И мирно бы текли всегда,

Была б прозрачна в них вода.

Чтобы дождем нас поливала

Ты с чистых голубых небес,

И злился бы на нас поменьше

Могучий и всесильный Зевс!

Тебе, Вода, поем мы славу,

Живи на счастье и забаву!

И радуй нас собой всегда!

Её Высочество – ВОДА!

Ведущий: вода - это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь.

Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны водного мира и узнаем много интересного о воде, вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. Итак, в путь!

«Вода» с точки зрения химии:

Химическая формула «Н2О» - единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода – универсальный растворитель. Любая природная вода – раствор. Питьевая вода из разных источников может иметь разный химический состав, что сказывается на её вкусе. Все знают, что вода в море соленая. Это зависит от концентрации растворенных в ней солей, но не всем известно, что в разных морях и океанах соленость воды неодинакова. Средняя соленость вод океана составляет 35%; соленость морской воды может изменяться от нуля вблизи мест впадения крупных рек до 40% в тропических морях. Вода для питья должна содержать менее 0,05% растворенных солей. Растения погибают при наличии в поливной воде в виде примеси более 0,25% солей.

«Вода»с точки зрения географии:

Основные запасы воды сосредоточены на Земле в морях и океанах – около 1,4 млрд. км³. Пресная вода находится в ледниках – около 2 млн. км³. Большинство пресной воды сконцентрировано в ледниках Антарктиды и Гренландии. Третий по величине источник воды - подземные воды. Они проходят на глубине 150- 200 м. Общий их объём приблизительно в 100 раз больше объёма поверхностных пресных вод рек, озёр, болот.

В атмосфере содержится около 14 тыс. км³ водяного пара. Вода входит в состав многих минералов, в частности глин. Водная оболочка Земли – «гидросфера» условно подразделяется на Мировой океан (океаносферу) и воды суши.

Поверхностные воды Брянской области занимают 45 % ее территории. Здесь берут начало многочисленные притоки речных систем Днепра и Дона. Общая длина речной сети - 5000 км. Три самых крупных реки – Десна, Ипуть, Судость.


«Вода» с точки зрения биологии:

Вода составляет 90% всей массы всех живых организмов на Земле. Эмбрион человека на 97% состоит из воды, а у новорожденного его количество равно 77% от массы всего тела. К 50-ти годам количество воды в теле человека сокращается до 60%. Ежесуточно человек при дыхании выделяет 0,4 л. через кожу при потении – 0,6 л. Через почки - 1-1,5 л воды, т.е. всего – 2. 5 л. воды. Потеря воды ведет к жажде, человек утоляет её, потребляя почти столько же воды. Следовательно, взрослый человек, весом 70 кг. в течении жизни (60-70 лет) потребляет 64 т. воды, т.е. в 1000 раз больше собственной массы. При этом вода в организме сменяется в среднем за 17 дней. Таким образом, современное человечество – 6 млрд. людей – нуждается ежегодно в 5,5 км³ воды, только для физиологических потребностей.

Человек сможет прожить без воды всего несколько суток. Потеря воды объемом менее 2% веса тела приводит к возникновению чувства жажды, при потере 6-8% наступает обморочное состояние, при 10% - галлюцинации, 10-20% критично и очень опасно для жизни. У животных потеря в 20-25% ведет к гибели.

Потребление воды в избыточных количествах также опасно, т.к. происходит перегрузка сердечно-сосудистой системы, происходит обильное потоотделение, которое приводит к обессоливанию и ослаблению организма.

«Вода» с точки зрения физики:

Температуры плавления и кипения воды соответствуют 0º и 100º по шкале Цельсия. В XVIII веке вода послужила эталоном для выбора единицы массы. Массе 1 см³ воды было приписано значение 1 г, следовательно, плотность воды = 1 г/см³. Вода обладает наибольшей среди всех веществ теплоемкостью, равной 4, 2 кДж. Вода – очень плохой проводник электричества. Но уже небольшое количество примесей резко увеличивают её электропроводность.

Иногда вода замерзает при положительной температуре. Такое явление наблюдается в трубопроводах и почвенных капиллярах. В трубопроводах вода может замерзнуть при температуре +20°C. Объясняется это присутствием в воде метана. Поскольку молекулы метана занимают примерно в 2 раза больший объем, чем молекулы воды, они «расталкивают» молекулы воды, увеличивают расстояние между ними, что приводит к понижению внутреннего давления и повышению температуры замерзания. В почвенной влаге аналогичную роль выполняют молекулы белка. За счет влияния белковых молекул температура замерзания воды в почвенных капиллярах может возрасти до +4,4°C.

Ведущий: а теперь давайте попробуем свои силы. На сколько вы знаете воду? Будьте внимательны!

(провести викторину)

1.Эта вода содержит минимальное количество солей и органических примесей, не «обременена» негативной памятью, заряжена солнцем, атмосферным электричеством, является природной дистиллированной водой. Как называется эта вода? (Дождевая).

2. Какое море самое теплое на земле? (Красное море).

3. Где текут реки без воды? (На географических картах).

4. Как называется наука о мореплавании? (Навигация).

5. Назовите химическую формулу воды. (Н2О).

6.Сколько весит 1литр воды? (1килограмм).

7. Что обозначает слово «акватория»? (Участок водной поверхности).

8. Закончите русскую пословицу: «Кто обливается водой, тот будет вечно …». (Молодой).

9. Закончите русскую пословицу: «Земля – золото, а вода - …». (Бриллиант).

10.Самое маленькое цветущее растение – обитатель водоемов? (Ряска)

11.Почему при размораживании холодильника образуется 1-2 л воды? (Конденсат)

12.Самый мелкий океан? (Северный Ледовитый)

13Какой пролив разделяет два моря, два океана, две части света, два полуострова, два государства? (Берингов)

14.Какой континент не имеет рек (Антарктида)

Ведущий:

Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам. Проблемам воды посвящено следующее сообщение.

Загрязнение пресных вод

Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием, многие из которых представляют собой новые химические соединения. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов (как кадмия, ртути, свинца, хрома), пестициды, нитраты и фосфаты, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества (ПАВы). Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн тонн нефти. Определенный вклад в повышение концентрации тяжелых металлов в воде вносят и кислотные дожди. Они способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в воде ионов тяжелых металлов. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.

Беспокоящая статистика…

• в настоящее время более 40 процентов населения мира живет в районах, испытывающих среднюю или острую нехватку воды. Предполагается, что к 2025 году приблизительно две трети населения мира — около 5,5 миллиарда человек — будет жить в районах, сталкивающихся с нехваткой воды в таких масштабах;

• в развивающихся странах около 90 процентов сточных вод и 70 процентов промышленных стоков сбрасываются без обработки, что часто приводит к загрязнению годных к употреблению водных ресурсов;

• в таких регионах, как США, Китай и Индия, темпы потребления подземных вод превышают темпы их пополнения, и происходит постоянное снижение уровня грунтовых вод. Часто некоторые реки, такие, как Колорадо в США и Хуанхэ в Китае, пересыхают до их впадения в море;

Ведущий: Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый!

5. А сейчас отгадайте несколько загадок о воде.

1. Что является «колыбелью» жизни? (Океан)

2. Кругом вода, а с питьем - беда. (Море, океан)

3.Что шумит без ветра? (Река, дождь)

4.Что растет вверх ногами? (Сосулька)

5. Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий. (Иней)

6.Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)

7.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)

8.В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)

9.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)

10.Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

А сейчас, вашему вниманию, предлагаем результаты необычного эксперимента, проведённого в одной из научных лабораторий, где изучались кристаллы воды.

Для получения фотографий микрокристаллов капельки воды помещают в 100 чашек Петри и резко охлаждают в морозильнике в течение 2 часов. Затем они помещаются в специальный прибор, который состоит из холодильной камеры и микроскопа с подключенным к нему фотоаппаратом. При температуре -5 градусов в темном поле микроскопа под увеличением 200-500 раз рассматриваются образцы и делаются снимки наиболее характерных кристаллов.

В лаборатории были исследованы образцы воды из различных водных источников всего мира. Вода подвергалась различным видам воздействия, такие как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора, мысли одного человека и групп людей, молитвы, напечатанные и произнесенные слова.

Перед вами на экране фотографии кристаллов:

  • Кристалл ключевой воды

  • Кристалл антарктического льда

  • Кристалл воды, прослушавший «Пастораль» Бетховена.

  • Вода, прослушавшая тяжёлый рок

  • Кристалл после воздействия слов «Ты - дурак» очень похож на кристалл после действия тяжелого рока.

  • После слов «Ты надоел мне, я убью тебя»

  • Вода получала электромагнитные излучения любви и благодарности от телевизора.

На основании этих данных можно сделать некоторые выводы:

Добро влияет на структуру воды созидательно, зло разрушает ее.

Слова могут непосредственно влиять на биологические структуры.

Процесс совершенствования основан на любви (милосердии и сострадании) и благодарности.

Видимо, тяжелая металлическая музыка и негативные слова схожи по действию на живые организмы.

Основываясь на том, что из недр Земли выходит идеально структурированная вода (кристалл родниковой воды), и кристаллы древнего антарктического льда также имеют правильную форму, можно констатировать, что Земля обладает стремлением к самоупорядочиванию. Этим свойством обладают только живые биологические объекты. Следовательно, можно предположить, что Земля - живой организм. И мы призываем вас бережно относиться к воде, друг другу. От нас с вами очень многое зависит.


страница 1

День воды.

Методический материал по экологическому воспитанию школьников.



Пояснительная записка.

Данное познавательно- конкурсное занятие предназначено для учащихся 4-5 классов, для расширения и углубления знаний учащихся о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах, в целях расширения кругозора учащихся, развития познавательного интереса к предметам естественно - научного цикла. Материал можно использовать для проведения классных часов, занятиях в кружках эколого - биологической направленности, на уроках биологии, химии, физики, географии при изменении соответствующих тем, при работе летнего оздоровительного лагеря, проведения праздника «Международный день воды».

Подготовительная работа к этому занятию незатруднительна, не требует больших затрат времени. Необходимо приготовить наглядный материал « Выставка работ учащихся» (доклады, сценарии, рисунки, фотографии и т. д.), иллюстрации с изображением реки, моря, озера, болота – для оформления зала; учащимся подготовить небольшие выступления о проведенных экспериментах по водоемам своей местности, наблюдениях и математических расчетах по использованию воды. В процессе конкурсных заданий и творческих работ, участникам выдаются жетоны (капля воды), по окончании объявляется победитель « Лучший гидролог». Активные учащиеся награждаются грамотами и призами.

Цели:

1. Доказать, что вода – уникальное природное соединение, активная среда жизни

2. Раскрыть роль воды в жизни растений, животных, человека;

3.Познакомить учащихся с мерами охраны водоемов от загрязнения;

4.Воспитывать бережное отношение к воде как к бесценному дару природы;

5.Способствовать развитию активной позиции в осмыслении природоохранных действий, научно – исследовательской деятельности учащихся по изучению водоемов Новосибирской области.




Ход занятия.

Сегодня на празднике оду поем

Мы тем минералам,

Что в жизни найдем.

Алмазы и золото,

Руды, графит –

все это так важно,

все то, что блестит.

Но вот перед нами один минерал,

Который в природе создателем стал –

Всей жизни на нашей планете земной,

ни с чем не сравним он своей красотой!

Речная и озерная, родниковая и болотная, артезианская и из арыков, пресная и слегка солоноватая, почти бесцветная и нередко окрашенная в разные тона, теплая и холодная, фонтанирующая кипятком и представленная в виде континентальных льдов, ледников, снежников, пака и линз в вечной мерзлоте, раскинувшаяся почти до горизонта в берегах могучих рек и озер Земли и насытившая воздух невидимыми каплями влаги или кристалликами льда, - эта вода вместе с водой океанов, морей, соленых озер и минеральных источников образует единую водную оболочку Земли – гидросферу.

3/4 всего земного шара занимает вода. Согласно подсчетам ученых пресная вода занимает 2,5 % от общего планетарного запаса, и всего 0,5 % из этого количества человечество может использовать для своих нужд. Судьбы миллионов людей настоящих и будущих поколений зависят от того, как долго этих запасов пресной воды на планете хватит для удовлетворения всевозрастающих потребностей человеческой цивилизации. Учитывая запасы пресной воды на планете, существующие темпы загрязнения водных ресурсов, воды хватит на удовлетворение потребностей человека на 20 – 30 лет. Если бы даже стало возможным ликвидировать все загрязнения, поймать каждую каплю стоков, приблизить воду к людям или людей к воде, если использовать даже весь годовой сток планеты (40 тыс. км.), то при современных темпах роста потребностей в ней, ее хватит на 100 лет. А что дальше? И сегодня вопрос стоит не в том, сколько человечеству осталось, а в том, можно ли еще что-то изменить? И если да, то что?

Пословица гласит: « Мы не ценим воду, пока не иссякнет источник».



Раздел I

Вещество, создавшее планету.

Вода – уникальна, единственный минерал, встречающийся на Земле в таких количествах, и одновременно в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном!

Вода создала климат Земли. Нагреваясь, она поглощает очень много тепла, зато остывая, возвращает его обратно. Аккумулятор тепла: зимой, благодаря такой отдаче, нагревается воздух и все окружающее пространство.

Космический холод давно бы проник на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба – это атмосфера планеты, а роль теплой ваты выполняют водяные пары. Над пустынями, где водяных паров в воздухе очень мало, земля днем сильно нагревается, а за ночь успевает остыть. Вот почему там происходят такие резкие колебания температуры.

Как известно, при охлаждении почти все вещества сжимаются и только вода расширяется. Если бы она сжималась, лед был бы тяжелее воды и тонул. Вода превратилась бы в лед и атмосфера лишается водяных паров.

Вода обладает высокой скрытой теплотой плавления и испарения. Благодаря этому возможна жизнь в жарком климате. Испаряя воду, и растения, и животные, человек сохраняет температуру тела ниже температуры окружающего воздуха. Вода – лучший растворитель в природе. Все химические реакции в каждой клеточке живого существа протекают между растворенными веществами.

Вода образует прочную пленку, возникающую благодаря сильному притяжению молекул ее самых верхних слоев. Сила поверхностного натяжения воды настолько велика, что может удержать предметы, которые, казалось бы, плавать не должны (стальная иголка, лезвие…). Жизнь многих насекомых связана с поверхностной пленкой ( жук- водомерка; личинки комаров, улитки). Чем чище вода, тем больше нужно усилий, чтобы ее нарушить. Ученые подсчитали: чтобы разорвать столбик d 2,5 см. чистой воды, нужна сила 95 т. Если бы существовало такое озеро на Земле, по его поверхности можно было бы ходить и кататься на коньках.

Раздел I I

Пресная вода, ее использование.

Ежедневное среднее потребление воды:

- питье и приготовление пищи – 7 л

- кран, оставленный открытым – 8 – 20 л в 1 мин.

- принятие ванны – 100 л

- мытье посуды – 40 л (на 4-х человек )

- стирка – до 100 л

- уборка, мытье обуви и др – 44 л

Итого: Минимальное количество воды в сутки для бытовых нужд – 300 – 400 л.

Хозяйственные нужды.

- изготовить 1 т кирпича – 2 т воды

- выплавить 1 т стали – 150 т

- 1 т бумаги – 250 т

- 1 т пшеницы – 1500 т

- 1 т хлопка – 10000 т.

- Вода необходима как транспортная система;

- Растворитель химических красок, многих веществ.

- Работа автомобильного и железнодорожного транспорта.

- Вода используется для дополнительного полива культурных растений, что позволяет получать высокие урожаи хлопка, риса, фруктов на землях, которые раньше считались бесплодными.

В сравнении с данными: житель древнего города Рима тратил в сутки всего лишь несколько литров воды! Используется лишь пресная вода в чистом виде ( демонстрация сосудов).



Раздел III

Состояние водных ресурсов в стране.

Представьте, что 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л хорошей воды. Наша страна необычайно богата разными видами пресных вод: реки, озера, подземные воды, ледники. (Загадки из приложения).

В настоящее время в ряде районов сложилась тревожная ситуация, связанная с нехваткой воды или ухудшением ее качества. Необходимо вести постоянную борьбу с загрязнением и истощением природных вод. Уже сейчас затраты на сохранение и воспроизводство качества воды занимает первое место среди всех расходов человечества на охрану природы, а суммарная стоимость пресной воды намного больше стоимости любого другого вида используемого сырья.

Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День Воды. В России День Воды – 22 марта – отмечается с 1995 года. В настоящее время наступает прозрение. Люди начинают понимать, что существуют естественные пределы преобразования природы, игнорирование которых ведет, в конечном счете, к гибели человечества и всего живого на Земле. (Чтение знаков запрещения о разбазаривании воды и загрязнении водоемов).



Раздел IV

Мне сердцу милый уголок…

Раздел V

Викторина « Что мы знаем о воде?»


  • Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего? ( вода)


  • Какая вода нужна людям? (чистая)


  • Название водяных часов, изобретенных 4,5 тыс. лет назад? (клепсидры)


  • Почему нельзя пить воду из реки, озера, пруда?(вредные вещества, болезнетворные микробы)


  • Что входит в воды Мирового океана? (4 океана)


  • Самое многоводное озеро в мире? (Байкал- 23000 куб. км. воды)


  • Какие химические элементы состоят из различных рек?(Индий, радон, нильсборий)


  • Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды?(титан)


  • В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек?( в мертвом)


  • Сколько морей на земле? (43)


  • Почему лед легче воды?( плотность льда меньше)


  • В атмосфере какого неметалла вода горит ярким пламенем?(фтор)


  • Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?(ртуть)


  • Что такое «медвяная роса»?( выделение капелек воды через устьица в жаркий день)


  • Назовите растение, которое является хранительницей вод.(ольха)


Где на территории Новосибирской области реки приобретают черты горных?( салаирский кряж)


  • К чему приводит недостаток кислорода в водоеме?(замор рыб)


  • Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши в океан?(круговорот)


  • Какая вода самая старая?(минеральная свыше 1 млн. лет)


Приложение

Выдающиеся ученые, писатели о воде.

1. Воде была дана волшебная власть:

Стать соком жизни.
Леонардо да Винчи.

2.« Вода – это не просто минеральное сырье, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства; вода – это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».
Академик А.П. Карпинский.

3. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Антуан де Сент Экзюпери.

4.«Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно».

Василий Песков.

« Реки можно рассматривать как продукт климата»

А.И.Воейков.

5. « Никакой воды, которая бы не соприкасалась с живыми существами, в океане нет».
В.Г. Богоров.

6. Колыбелью всего живого,

Как известно, была вода,

И сейчас она жизни основа –

Будем помнить об этом всегда!
Ю.П.Саллина.


Пословицы о воде.


  • Где вода, там и жизнь.


  • Земля умирает, если ушла вода.


  • Три вещи человек может созерцать бесконечно:


текущую воду, горящий огонь и плывущие облака.


  • Где вода иссякла, там страна приходит в упадок.


  • Не жуется, но легко глотается.


ЗАГАДКИ

1.Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

(болото)

2.Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.

Он от матери рожден, сам ее рождает.

(лед)

3. Шириною – широко,

глубиною – глубоко.

День и ночь о берег бьется

Из него вода не пьется.

Потому что не вкусна; и горька, и солона.



(море).

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама – зеленая.

(озеро).

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом в самый зной,



ледяной поит водой.

( родник).
ЭТО ИНТЕРЕСНО


  • Во Флориде для выращивания апельсинов, необходимых для получения 1 стакана сока расходуется 50 стаканов воды.


  • Самые крупные капли с небес в d =6,5 мм, несутся вниз на землю со V= 7,5 м/с, большинство капли – круглые.


  • Снежинки имеют ажурную кристаллическую структуру и фактически на 90 % состоят из воздуха.


  • Мировые запасы воды огромны – 1,5 млрд. куб. м, но человек может использовать только около 1 %


  • Каждый куб. км. морской воды содержит тонны золота и других ценных металлов, минералов и соли.


  • Запас воды в кактусе может обеспечить его потребность в воде в течение двух и более лет.


  • В мировой океан ежегодно сбрасывается водами рек более 320 млн.т Fe, 6,5 млн. т. фосфора; На его поверхность выпадает 200 тыс.т. свинца, 5 тыс. т ртути, 9 млн.т. нефти, 18 млрд.т углекислого газа.


  • Если бы растаяли льды в Арктике и Антарктиде, уровень Мирового океана поднялся бы на 50 м.


  • Если выпарить всю воду в океане, то вещества покроют дно слоем 60 м.


  • На острове Мадагаскаре растет бутылочное дерево, которое накапливает воду более 1 т., ее хватит на целый год.


  • На каждого жителя России приходится 2,5 кв. м. площади озер.


  • Взрослый человек весом 70 кг в течение жизни(60-70 лет) потребляет 64 т воды. При этом вода в организме сменяется в среднем за 17 дней. Таким образом, современное человечество- 6 млрд. людей- нуждается ежегодно в 5, куб. км. только для удовлетворения физиологических потребностей.


  • Для того, чтобы создать массу органического вещества, требуется ежегодно около 1 тыс. куб.км.воды. Можно утверждать, что гидросфера – это продукт живых организмов, среда, которую они создали сами для себя.

Сценарий мероприятия в летнем лагере Сценарий летнего праздника «Праздник волшебной воды»

Перед началом праздника звучат песни о реках, морях, океанах. Занавес закрыт. Звучит волшебная музыка, появляется ведущая на фоне музыки «Жила-была река».

Ведущая. В одном далеком крае жила Река. Вода в ней текла не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой. Река, как и ручейки, любила путешествовать. Много она повидала на своем веку, много зверей и птиц напоила, пока однажды случайно не оказалась в городе. Это место было ей незнакомо: вместо елей и берез здесь стояли огромные дома, в которых жили люди. В этом красивом городе все было хорошо, кроме одного: жителям не хватало воды. Ее приходилось привозить из далекого источника, и потому каждая капля ценилась на вес золота. Конечно же, горожане несказанно обрадовались Реке и попросили остаться с ними. Река всегда всем помогала и поэтому сразу согласилась. Ее заковали в каменные берега, по глади воды поплыли пароходы и лодки, в жаркую погоду здесь купались горожане. А главное - Река напоила весь город. Никто теперь не боялся остаться без воды, ведь она всегда была рядом. Случилось так, что люди быстро привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а просто делали все, что им вздумается. В Реку потекли грязные потоки. В нее бросали ненужные вещи, в ней мыли машины и стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река тоже живая. Шло время, люди не прекращали загрязнять Реку, а она все терпела и ждала, когда они, наконец опомнятся. Однажды по Реке плыл большой танкер, он был неисправен, и в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения, животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. Надо уходить от них, иначе я совсем стану мертвой рекой, думала она, пусть попробуют жить без меня. Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, люди этот дом разрушили, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери - очистили свой дом от грязи, вылечили Реку. Побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

Песня «Жила-была речка» (сл. М. Рябинина, муз. В. Добрынина).

Жила-была речка, играла серебром

И не плескалась с лугом, пока не грянул гром.

Она была прозрачна, прохладна и чиста,

Она была наивна, как здешние леса.

Жила-была речка, но вот пришла беда.

Наехали туристы в какой-то день сюда,

Поставили, палатки, помыли «Жигули»,

Кидали банки-склянки, резвились, как могли

(последние 2 строчки 2 раза).

Припев:

Речка, речка, реченька, какая чистота.

Речка, речка, реченька, какая красота

(последние 2 строчки 2 раза).

Жила-была речка, да высохла до дна.

Любителей природы не вынесла она.

Теперь не приезжают сюда на выходной,

Другие ищут реки, да нету ни одной

(последние 2 строчки 2 раза).

Припев.

Звучит музыка, идет Волшебница Вода.

Волшебница Вода.

Здравствуйте! Сюда пришла

К вам на праздник я, друзья,

Но скажите мне сначала –

Я еще не опоздала?

Дети. Нет.

Волшебница Вода. Ну, наконец-то я добралась к вам. Боялась, что не успею.

Столько работы у меня каждый день.

Смею вам я доложить –

Без меня вам не прожить.

Всем известно - без воды

И ни туды, и ни сюды!

Исполняется песня «Куплеты Водовоза» из кинофильма «Волга- Волга» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского).

Удивительный вопрос,

Почему я водовоз,

Потому, что без воды

И ни туды, и ни сюды!

 

Отдыхаем, воду пьем? Пьем.

Заседаем, воду льем? Льем.

В каждом доме без воды

И ни туды, и ни сюды!

 

Пьют и звери, и скоты,

И деревья, и цветы,

Даже муха без воды

И ни туды, и ни сюды!

 

Нет, товарищи, не зря

Есть и реки, и моря,

И выходит, без воды

И ни туды, и ни сюды!

Волшебница Вода проводит игру «Вода - не вода».

Волшебница Вода. А сейчас я буду называть слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (сосулька, облако, иней, туча, лужа, снег, снежинки), то вы должны встать.

Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба, лягушка, морж, пингвин), вы должны поднять руки.

Если я назову предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, тень), все хлопают в ладоши. Понятно? Итак, начали.

Проводится игра.

Ведущая. Отряд попал под дождь, до лагеря еще далеко. Речовку - начинай!

Дети.

Дождик, дождик - дождик лей,

Нам с тобою веселей.

Мы до лагеря дойдем.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем.

Волшебница Вода.

Как приятно под дождем

Шептаться с зонтиком вдвоем,

А можно даже зонтик взять

И под дождем потанцевать.

Танец с зонтиками исполняет танцевальный коллектив.

Волшебница Вода. Хочу загадать вам, ребята, загадки.

Воду вы, я вижу, любите, а вот угадайте мои загадки.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

А когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода.)

 

Все обходят это место,

Здесь земля как будто тесто:

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (Болото.)

 

На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Что это? (Град.)

 

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой,

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

 

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Река.)

 

Посреди поля лежит зеркало –

Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро.)

Волшебница Вода. Молодцы, ребята, хорошо загадки отгадываете.

Без воды вам ни умыться,

Ни наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды вам не прожить!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!