Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-летию Победы.
Класс: 5
Учитель: Боталова Любовь Петровна
Тема: Дети войны.
Цель: Расширение знаний обучающихся о жизни детей во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне и о жизни детей во время войны;
- воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину, сострадания и бережного отношения к героической истории своей родины.
Подготовка: нескольким учащимся заранее раздать карточки с воспоминаниями детей о войне.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ватман, ножницы, клей-карандаш, фломастеры.
Учитель: 2020 год - это особый год в истории нашей страны и других народов. А чем же он особый? (ответы детей)
Это год 75- летия Великой победы над Фашистской Германией.
Что знаете о войне вы, дети 21 века? (ответы детей)
Вам сейчас 11 лет или немногим больше. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Вы мирно просыпаетесь и улыбаетесь своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. Это был день начала войны: 22 июня 1941года.
(видеоролик часть 1, Голос Левитана)
Выстрелы, прозвучавшие на рассвете 22 июня 1941 года, были началом одной из самых ужасных трагедий 20 века – Великой Отечественной войны.
-Война. Это страшное слово. Подберите слова – синонимы к слову «война».
(война – бой, битва, сражение)
-Почему война называлась Великой? Отечественной?
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгие четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной.
- А надо ли помнить об этой войне? И зачем?(ответы детей)
Затем, что подвиг каждого из переживших эти годы должен жить в наших душах вечно. Подвиг солдата, смело идущего навстречу смерти; подвиг тружеников тыла, работавших днями и ночами и в поле, и у станков; подвиг детей, которые наравне со взрослыми трудились, забросив детские игры. Помнить об этом необходимо. Помнить для того, чтобы жить. Но сегодня мы собрались здесь для того, чтобы увидеть еще один страшный лик войны….
(видеоролик «Дети войны», часть 2)
Вы, наверное, уже поняли, о ком сегодня пойдёт речь. О ком?
(ответы детей)
Мне хотелось бы познакомить вас с вашими сверстниками. Только сверстниками из прошлого. Мы будем говорить сегодня о детях войны. О таких же детях, как и вы, только их детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.
презентация, 1-2 слайд
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы? Кого называют «дети войны»? Есть среди ваших близких те, кто носит статус «дети войны»?
Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.
Они оказались самыми незащищенными перед всеми ужасами и испытаниями войны.
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось?..
Учитель: Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать?
Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
слайд 3
Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
Воспоминание 1. «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».
слайд 4
Учитель. Дети страдали, погибали и выживали в оккупированных городах, разоренных деревнях и селах, в блокадном Ленинграде. Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбежками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.
В осажденном городе работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Случалось, что ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе. Но город жил…
Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажет дневник ленинградской девочки Тани Савичевой.
слайд 5
2.Воспоминания Тани Савичевой. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущий: Это написано 11- летней школьницей, которая не намного пережила своих родственников. Таню Савичеву тоже убили фашисты. Не пулей, не снарядом, а голодом. Ей было всего 11 лет.
Я к ним подойду, одеялом укрою,
О чём - то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят. А в комнате - трое.
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю - не встанут, я всё понимаю.
Зачем же я хлеб на три части ломаю...
Таня Савичева не выжила. А вот воспоминания тех, кто выжил…
Воспоминания первой девочки о блокадном Ленинграде. «Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20-30 см. В ту пору на окнах была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо терпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»
Воспоминания второй девочки о блокадном Ленинграде. «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».
Учитель. Еще более страшное воспоминание о войне - смерть мамы, папы …
Воспоминания ребенка о смерти матери. А потом помню: черное небо и черный самолет. Возле шоссе лежит наша мама с раскинутыми руками. Мы просим ее встать, а она не встает. Не поднимается. Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили в песке, на этом же месте. Мы кричали и просили: "Не закапывайте нашу мамку. Она проснется, и мы пойдем дальше".... Я не могла представить, как мама будет жить под землей. Как мы ее потом найдем, как мы встретимся? Кто напишет нашему папе? Кто-то из солдат спрашивал меня: "Девочка, как тебя зовут?" А я забыла... Женя Белькевич - 6 лет.
Воспоминания ребенка о смерти отца. Они нас расстреливали в упор... Люди падали на землю... В песок, в траву... "Закрой глаза, сынок... Не смотри..." - просил отец. Я боялся смотреть и на небо -- там было черно от самолетов, и на землю – везде лежали убитые. Близко пролетел самолет... Отец тоже упал и не поднялся. Я сидел над ним: "Папа, открой глаза... Папа, открой глаза.." Какие-то люди кричали: "Немцы!" - и тянули меня за собой. А до меня не доходило, что отец больше не встанет, и вот так в пыли, на дороге, я его должен бросить. Я не мог поверить, что отца больше у меня нет. Так остался я один и в одном суконном костюме. Володя Парабкович - 12 лет.
Учитель:Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки.
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? А какую помощь могли оказать дети во время войны, оказавшись без старших братьев и отцов? А у многих и матерей забрала война…(ответы детей)
сдайд 6
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Учитель. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности!
Учитель. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.
Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет.
- А чем могли помочь дети, которые жили в деревнях и сёлах, где не было заводов?
Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.
Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.
Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.
Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.
Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и писали письма. Да, те самые письма, которые с нетерпением, со слезами, с надеждой ждали матери, жены, сестры, дочери и все родные. Эти маленькие , тревожные, военные треугольники…
Сколько детских, юных жизней унесла война!... Их миллионы!... Мир не перестает содрогаться от этих страшных цифр, мир помнит о детях войны, об их боевом и трудовом подвиге.
Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.
слайд 7
С ужасом фашизма боролись дети, боролись взрослые. Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах. Пришла благодаря сплочённости российского народа, благодаря дружбе народов России, наши деды мечтали о счастливом будущем для своих детей и эти мечты сбылись. Мы живём в замечательной стране, в тёплых домах, учимся в красивой современной школе. Мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам ВОВ, благодаря детям войны.
Учитель Дети войны … Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом.
И в память о детях войны, о их трудовом подвиге я вам предлагаю поработать в группах и создать коллажи.
(создание коллажей в группах)
Пусть эти коллажи будут вам напоминать о нашей встрече. И мне хочется, чтоб вы не забывали то, о чём мы сегодня говорили и не забывали историю нашей страны.
слайд 8
Рефлексия.
Продолжите фразу:
1. Сегодня на занятии я испытал(а) такие чувства, как…..
2. Я думаю, что война ……
3. Если бы я был солдатом в то время, я бы …..
Учитель Сегодня дети войны – это особое поколение россиян. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. Последние свидетели Великой Отечественной войны. За ними больше никого! Сейчас – это уже пожилые люди. Но свое военное детство они не забудут никогда… Они живы, и еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…
Наш долг – хранить память об их подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.
Чтец: Как хорошо влюбляться и смеяться!
Как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить.
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны.
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
свернуть презентацию
(видеоролик Маши Мировой)
Учитель Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!