Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса «Путешествие по Стране русского языка»
Цели:
- познакомить детей с богатством русского языка;
- расширить словарный запас;
- прививать любовь к русскому языку;
- сформировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету;
- развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах;
- повысить интерес к учению;
- воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи ,сопереживание
Задачи:
- способствовать повышению грамотности учащихся, расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения;
- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.
Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.).
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Ребята, эта неделя в нашей школе посвящается «самому богатому, меткому, могучему и поистине волшебному русскому языку». В рамках недели проходят конкурсы, викторины, открытые уроки во всех классах. Настала очередь посоревноваться в знании русского языка и вам. Сегодня мы будем путешествовать по Стране русского языка.
Сначала вы должны разделиться на команды и получить маршрутные листы. А затем отправиться в увлекательное путешествие по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (Учащиеся делятся на 5 команд).
На станциях находятся по 2 судьи (учащиеся 9, 10,11 классов), которые дадут различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами и нормами языка, устным творчеством русского народа и т. п. В маршрутном листе судьи отметят время, потраченное на выполнение заданий и поставят оценку, которую получит команда: отлично, очень хорошо, хорошо, удовлетворительно. Помимо этого команда получает лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. В конце игры команды составляют из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде. И мы определим, кто из наших – знаток русской речи.
Станции
«ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ» – выполняются задания, связанные с орфографическими и пунктуационными умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
«ЛЕКСИЧЕСКАЯ» - перед участниками карточки с пословицами.1задание – продолжить пословицу, 2- исправить букву, которая искажает смысл.
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» - на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.
«ОРФОЭПИЧЕСКАЯ» - прочитать слова с верным ударением.
«В МИРЕ СЛОВ» - выполняются задания, связанные с составлением слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
СТАНЦИЯ «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»
1 задание: найти ошибки и исправить их. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.
Апплодировать, количество, басейн, професия, коллектив, коллекция, расчитывать, фотоапарат, громозкий, коммедия, коментарий, шосе, илюстрация, воллейбол, тенис. | Аплодировать, количество, бассейн, профессия, , коллектив, коллекция, рассчитывать, фотоаппарат, громоздкий, комедия, комментарий, шоссе, иллюстрация,волейбол теннис. |
2 задание: восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.
Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины. Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) | | Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) | |
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.
СТАНЦИЯ «ЛЕКСИЧЕСКАЯ»
1 задание: перед участниками карточки с частью пословицы. Надо продолжить пословицу.
1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).
3. Один за всех - … (все – за одного).
4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).
6. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).
7. Семь раз отмерь, … (один отрежь).
8. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)
9. Поспешишь - … (людей насмешишь).
10. Любишь кататься … (люби и саночки возить).
2 задание: прочитать пословицу и исправить букву, которая искажает смысл.
1. Ус хорошо, а два лучше.
2. Голод – не щётка.
3. Один в золе не воин.
4. Жди у горя погоды.
5. Дружба дружбой, а кабачок врозь.
6. Толочь в ступе соду.
7. Нашла коза на камень.
8. Не зная броду, не суйся в моду.
9. Трус кормит, а лень портит.
10.Лес рубят – кепки летят.
11. Первый клин комом.
12. Сашу маслом не испортишь.
13. Мы сами с ушами.
14. От бобра бобра не ищут.
15. В здоровом теле здоровый пух.
16. Крутится, как булка в колесе.
17. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.
18. Голода не бойся, по пояс мойся.
19. Купить кита в мешке.
20.Соловья башнями не кормят.
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. Оценивается правильность и количество выполненных заданий
СТАНЦИЯ « ХУДОЖЕСТВЕННАЯ»
на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
( К.Г.Паустовский)
Перед вами громада – русский язык.
(Н.В.Гоголь)
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
(А.П.Сумароков)
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…
(Н.М.Карамзин)
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных мыслей.
(В.Г.Белинский)
Без языка и колокол нем.(пословица)
Живое слово дороже мёртвой буквы.(пословица)
На великое дело – великое слово.(пословица)
Язык мал, а великим делом ворочает.(пословица)
…Как вы поймёте без любви
Всю прелесть русской речи?
(И.Сельвинский)
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.
СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»
1 задание: прочитать слова с верным ударением. Перед командой карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), игроки могут совещаться между собой, один из них после обсуждения читает слова. Судьи оценивают правильность ответов.
Банты, апостроф, добела, завидно, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, сливовый, столяр
БАнты, апострОф, добелА, завИдно, Иконопись, тОтчас, дОнизу, взятА, фронтЫ, газопровОд, крапИва, кроИть, гЕрбовый, деньгАми, тОрты, принялА, надОлго, зАгнутый, слИвовый, столЯр.
2 задание: фраза «Теперьяподнимитетоже» может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.
Теперь я, под ними те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Теперь я под ним, и те тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья поднимите тоже.
Судьи оценивают правильность ответов. 17-20 правильных ответов – красный лепесток, 13-16 – жёлтый, 9-12 – синий, 1-8 – зелёный.
СТАНЦИЯ « В МИРЕ СЛОВ»
выполняются задания, связанные с составлением слов.
1 задание: Участники отвечают на шуточные вопросы.
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. (тень)
3.Чем больше берёшь, тем больше она становится. (яма)
4. Кто говорит на всех языках? (эхо)
5. Какой месяц короче всех? (февраль)
6. Какая птица больше всех похожа на утку? (селезень)
7. Место на реке, где её можно пройти. (брод)
8. Место, где скрещиваются улицы. (перекресток)
9. Речь, произнесенная одним лицом. (монолог)
10. Кто он? Его бояться – в лес не ходить. (волк)
11. В каком слове сорок гласных? (сорока)
12.Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются? (нос)
2 задание: Найди слово в слове. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
В данных словах найдите другие слова:
Глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушка, задача, долото, дорога, картина.
(Лоб, ус, утка, кран, лев, оса, ель, зуб, стол, кол, дочка, пост,ель, точка,зонт, верх, дача, лото, рога, тина).
3 задание: Составить новые слова, используя слово «ель».
(Карамель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель,портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д.)
Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.
ЗАКРЫТИЕ ИГРЫ
Подводятся итоги игры: на большом стенде размещаются плакаты о русском языке, созданные командами во время игры, здесь же команды создают цветок из полученных лепестков, определяется команда знатоков русского языка – та команда, в цветке которой больше всех красных и жёлтых лепестков. Победителям вручаются грамоты и призы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.-М.,1982.
2. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.
4. Успенский Л.В. Слово о словах.-Л.,1962.
5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.
СЛОВАРИ:
6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. - М. : Рус. яз., 1987.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рус.яз.,1985.
8. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.:Азбуковник,1998.
9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова.-М.:Рус.яз.,1986.
10. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов /Н.М.Шанский, Т.А.Боброва.-М.:Дрофа,2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1
Станция | «Орфогра-фическая» | «Лексиче-ская» | «Художественная» | «Орфоэпическая» | «В мире слов» |
Время | | | | | |
оценка | | | | | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2
Станция | «Лексиче- ская» | «Художественная» | «Орфоэпическая» | «В мире слов» | «Орфогра- фическая» |
Время | | | | | |
оценка | | | | | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 3
Станция | «Художественная» | «Орфоэпическая» | «В мире слов» | «Орфогра-фическая» | «Лексиче- ская» |
Время | | | | | |
оценка | | | | | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 4
Станция | «Орфоэпическая» | «В мире слов» | «Орфогра-фическая» | «Лексиче-ская» | «Художественная» |
Время | | | | | |
оценка | | | | | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 5
Станция | «В мире слов» | «орфографи-ческая» | «Лексиче-ская» | «Художественная» | «Орфоэпическая» |
Время | | | | | |
оценка | | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 задание Апплодировать, количество, басейн, професия, коллектив, коллекция, расчитывать, фотоапарат, громозкий, коммедия, коментарий, шосе, илюстрация, воллейбол, тенис.
2 задание
Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины.
Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 задание
Банты, апостроф, добела, завидно, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, сливовый, столяр |
2 задание
«Теперьяподнимитетоже»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
2 задание Найди слово в слове.
В данных словах найдите другие слова:
Глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушка, задача, долото, дорога, картина.