Мероприятие составила: учитель начальных классов
МБОУ Соленоозерная СШ №12
Степанюк Мария Николаевна
Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся четвертого класса
по теме: «Экологическая тропа»
Цели и задачи:
формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
аудиозапись голосов животных;
оформление стенда “Охрана окружающей среды”;
индивидуальные творческие задания;
мультимедийная презентация.
карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.
• Форма: заочная экскурсия.
• Подготовительная работа.
Класс делится на 4 группы, каждой из которых дается домашнее задание:
* Рассказать о животных и растениях что-то необычное, интересное, начиная со слов:
«А знаете ли вы, что ...»
* Изучить на досуге особенности местности: леса, луга, оврагов, лекарственные растения.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.
1 ученик: Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери и люди.
2 ученик : Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капля дождя.
И вода всех морей и рек.
Я - извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я - нераскрытая тайна океана,
Я - живая планета Земля
Учитель: 22 апреля отмечают праздник «День Земли». Может кто-нибудь про него слышал?
22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем.
4 ученик: Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание урока.
Ты, Человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи ее полей. | Не жги ее напропалую И не растаптывай до дна, И помни истину простую - Нас много, а она одна. |
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очень интересное и познавательное путешествие. Мы будем познавать животный и растительный мир нашей Планеты. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
1тур
Разминка
Учитель: Чем питаются ласточки, стрижи? (насекомыми)
Чем питаются журавли, цапли? (лягушками)
Сколько ног у жука? (6)
Сколько ног у паука? (8)
В воде купался, а сух остался (гусь)
Кто круглый год серый? (волк)
Почему зимой идет снег, а не дождь? (вода замерзает, т.к. температура ниже нуля)
Устройство для измерения температуры тела, воздуха, воды, почвы (термометр)
II тур (А знаете ли вы…)
На пути нам первыми встретились очень необычные животные.( картинка 3
Каждый ребенок рассказывает что-то необычное о животных и растениях нашей Планеты, сопровождая свое повествование рисунками, фотографиями и другим иллюстративным материалом..
Учитель может дополнить, например, такими сведениями:
Знаете ли вы, что крупные крокодилы ревут, как быки? Их страшный рев по смыслу означает то же, что пение соловья: «Это мой участок!» В основном они питаются рыбой, но иногда нападают на антилоп во время водопоя.
Знаете ли вы, что енот-полоскун, житель Северной Америки, прозван так за то, что, питаясь раками, рыбой и лягушками, перед тем как съесть, он полощет их в воде? Вот чистюля!
Знаете ли вы, что акулы относятся к древнейшим представителям рыбьего царства? Их предки существовали 150 миллионов лет тому назад. В наше время акулы обитают во всех океанах, но предпочитают тропический пояс. Акулы - хищники.
Опасны для купальщиков 3-5-метровые акулы. А вот 15- метровая китовая акула, которая питается мелкой рыбой и рачками, безопасна и на людей не нападает. У акул есть спутники, которые питаются остатками акульего обеда: пестрая рыба-лоцман и прилипала. Прилипалы плохо плавают и поэтому особой присоской в верхней части головы прилипают к акульему брюху и так катаются на своей хозяйке.
III тур Привал (Лекарственные растения)
В природе всё взаимосвязано: животные, птицы, растения, и мы - люди.
В природе нет ничего лишнего. Оглядитесь. Столько знакомых и неизвестных растений вокруг!
Задание: необходимо из представленных гербариев выбрать тот, который нужно, и максимально полно рассказать о его лекарственных свойствах. Нужно вспомнить, где растет это растение, можно ли его встретить в походе?
(Гербарии можно взять в кабинете биологии. Можно предложить такие растения, как ландыш, корень валерианы, одуванчик, подорожник, ромашка, хвощ полевой и др.)
Учитель
Путешествуя по планете и открывая ее для самих себя, мы можем столкнуться с разными вопросами. Попробуем на них ответить.
- Какое растение можно использовать в турпоходе, если натрешь ногу или поцарапаешь палец? (подорожник)
- Листья каких растений можно использовать в лесу для заварки чая? (листья земляники, малины, черники, клюквы)
- Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? (они растут ярусами)
IV тур ( Пословицы)
Прочитать русскую пословицу по первым буквам картинок.
Например, для изображения пословицы «за комаром не ходи с топором» можно предложить по порядку следующие изображения: змея, ананас; кенгуру, овца, морковь, арбуз, рыба, облепиха, мухомор; нарцисс, енот; хамелеон, одуванчик,
дельфин, индюк; слон; туча, осьминог, пальма, огурец, рябина, ослик, морж.
Для изображения пословицы «пуганый заяц и пенька боится» предлагаются изображения: петух, улитка, горох, арбуз, носорог,ый, зебра, акула, ястреб, цыпленок; индюк; подсолнух, ель, носорог,ь, корова, ананас; белка, огурец, индюк, тигр, страус, яблоко. Возле леса жить – голоду не видать. Растение – земли украшение. Сломать дерево не долго- растить годы.
VIII тур Подведение итогов
-Чему был посвящен наш урок?
-Что нового вы узнали ?
-Что мы с Вами можем сделать в деле защиты окружающей среды?
(Высказывания учащихся)
Обещай зверей не обижать.
Пощади букашку на цветочке.
Жителей лесных ты не смущай.
Добрым будь, а значит человечным!
Ребята: Обещаем!
Учитель: На этом наше путешествие «Экологическая тропа» подошло к концу.
Спасибо всем за внимание и участие!