Сценарий внеклассного мероприятия по географии в 5 классе
«Экологическая тропа»
Цель: формирование активного экологического поведения и нравственно-ценностных ориентаций школьников в отношении к природе.
Задачи:
1. образовательные: расширять кругозор и знания о природе; обратить внимание на экологические проблемы; создать условия для поиска новой экологической информации; создавать условия для формирования познавательных интересов во внеурочное время; создать условия для благоприятной эмоциональной обстановки
2. развивающие: развивать познавательную активность, экологическую культуру, умение сравнивать и делать выводы; продолжить формирование навыков работы в группах; развивать внимание, воображение, фантазию, творческие способности, умение находить оптимальные решения; развивать самостоятельность при решении проблемы; развивать мотивацию учебной деятельности.
3. воспитательные: воспитывать экологическую культуру, воспитывать навыки сотрудничества, коллективизма, умение работать в команде; развивать коммуникативные умения.
Форма внеклассного мероприятия: игра-конкурс
Педагогические технологии:
игровая, технология коллективной творческой деятельности
Подготовительная работа: формирование команд, каждая команда готовит эмблему и девиз
Ход игры
Ведущий: Уважаемые натуралисты, сегодня мы отправляемся в путешествие по экологической тропе, очень интересное и познавательное. В пути вам пригодятся знания, смекалка, находчивость, быстрота, аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки.
Итак, команды поприветствуйте друг друга.
Приветствие команд(Игроки демонстрируют эмблемы, название своих команд, а также объясняют свой выбор.)
Но прежде, чем мы отправимся в путь, давайте вспомним
- что изучает наука экология?
- какую роль играет лес в нашей жизни?
- по каким признакам мы будем ориентироваться в лесу? (ответы детей)
Iэтап Разминка «Загадки леса»
1 Какую птицу называют лесным барабанщиком? ( дятел)
2 Какие грибы растут на пнях? (опята)
3 Кого называют санитаром леса? (волк)
4 Кого называют летающей кошкой? (сову)
5 Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых? (подорожник)
6 Что ест зимой медведь? (ничего, он спит)
7 У кого ухо на ноге? (кузнечик)
8 Какая птица ест грибы? ( глухарь)
9 Самое прожорливое насекомое планеты? (стрекоза)
10.В какой природной зоне растёт кедр? (тайга)
II этап «Узнай животное по описанию»
1-ая команда - Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. Вот зрение у него слабое. Ест он очень много, обычно съедает столько, сколько весит сам. Ест ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых, даже змей.
Подсказка: он хоть и мал, но умеет постоять за себя (Ёж)
2-ая команда - Это самый хитрый и осторожный зверёк. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, обоняние, слух. А как он танцует ,поднимается на задние лапки и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот"Это хищник.
Подсказка: У него красивый пушистый хвост. (Лиса)
III этап « Птичьи разговоры»
Командам предлагается решить кроссворд (приложение)
Загадки для болельщиков
Предметы природы, которые дышат,
Растут, размножаются, бегают, слышат,
Могут ходить и вертеть головой, —
Это предметы природы... (живой)
Стоят столбы белые,
На них шапки зелёные,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят. (Берёзки)
Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай. (Душица)
Вырастают листы широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь. (Репей)
В лесу у пня беготня, суета,
Народ рабочий, весь день хлопочет,
Себе дом строит. (Муравьи)
Чёрная корова
Всех людей поборола,
А белый вол
Всех поднял.(Ночь и день)
IVэтап «Зеленая аптека»
Ведущий: Оглянитесь. Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг!
Задание: Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Лечиться вы должны с помощью растений. Необходимо определить растение и рассказать о его лечебных свойствах. (Гербарий)
Девочки исполняют танец «Вальс цветов»
Vэтап «Привал»
Ведущий: Какой же привал без песен, игр, отдыха? Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращаются к тем или иным растениям, воспевая их красоту, прелесть ароматов.
Каждая команда должна вспомнить как можно больше песен, где упоминаются названия цветов, деревьев.
VIэтап «Найди ошибку»
Ведущий: Сейчас вы увидите сценку «Два туриста». Ваша задача -определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.
На сцене — декорация(2-3 изготовленных из картона дерева).
Выходят два туриста с рюкзаками.
1-й турист. Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью разведу костер.
(На полную мощь включает магнитофон, танцует.)
2-й турист (подбегает) Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде — крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.
1-й турист. Предлагаю подкрепиться.(Туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетиках, консервы.Все это раскидывают вокруг себя.)
2-й турист. Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.
1-й турист. А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, потому как они ядовиты.
Ответ. Нарушены следующие правила поведения в лесу:
Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами.
Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.
Нельзя в лесу поднимать шум, включать громко транзисторы и магнитофоны. Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и нередко гибнут.
Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда — это приводит их к гибели.
Нельзя загрязнять лес. Помните, что оставленная бумага до полного разложения лежит 2 года, консервная банка — более 90 лет, полиэтиленовые пакеты — более 200 лет, стекло — более 1000 лет.
Нельзя повреждать муравейники. Муравьи - санитары леса. Они уничтожают за день 70-100 тысяч вредителей леса.
Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать не съедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор - лекарство для лосей.
VII этап «Умелые руки»
Ведущий: Мы снимаемся с привала, нужно все оставить в первозданном виде, убрать мусор. Куда убирают склянки, консервные банки?
Давайте подойдём к проблеме отходов творчески. Попробуйте из пакетов, пластиковых бутылок сделать что-то полезное для леса, для проходящих мимо туристов.
На экране под музыку показ слайд-шоу « Как прекрасен этот мир»
VIII этап «Зеленый патруль»
В нашем городе, районе есть экологические проблемы, решить которые можно, объединив усилия всех граждан. Вы должны придумать обращение к гражданам с целью решить эту проблему.
IXЭтап Подведение итогов. Награждение.
Приложение
Кроссворд «Птичьи разговоры»
Вопросы:
1. Какая птица выводит птенцов зимой?
2. Заметив врага, эта птица кричит, как дикая кошка.
3.Пение этой птицы слышно уже в марте. Чем выше она взлетает,тем громче её голос.
4. Своё название птица получила за громкий мелодичный посвист «спи-спи».
5. Эту птицу иногда называют «пернатой кошкой»
Ответ: 1- клёст, 2- иволга, 3 – жаворонок, 4- синица, 5 - сова
