Внеклассное занятие по биологии «Эти удивительные насекомые»
Цели:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии насекомых; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; значении в природе, в жизни и практической деятельности человека; повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла.
Развивающие: научить логическому мышлению; развивать навыки частично-поисковой деятельности, память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: развивать интерес к предмету, бережное отношение к животным, к природе; воспитывать культуру общения с одноклассниками, с учителями, умение работать в коллективе и самостоятельно, слушать и высказывать свою точку зрения.
Ход мероприятия:
Класс делится на 3 команды.
Для актуализации знаний проводится разминка, команды отвечают, согласны они с утверждениями или нет.
Блеф-клуб
Примерно 1/2 всех насекомых в мире являются хищниками.
Очень необычно расположены органы вкуса у бабочек. У них они находятся на задних лапках.
Самым быстрым насекомым в мире является стрекоза. При полёте она способна развивать скорость до 55 км/ч.
Многие из них чрезвычайно плодовиты. Обыкновенные тараканы, например, за год откладывают до 1 миллионов яиц.
Ежегодно пчёлы убивают намного больше людей, чем акулы, тигры или медведи с волками. И даже больше, чем ядовитые змеи.
Задание 1. Найдите ошибки в тесте, исправьте их.
1) Насекомые – самый крупный по количеству видов класс многоклеточных животных.
2) Насекомые имеют наружный хитиновый скелет, тело разделено на два отдела.
3) У насекомых существуют многочисленные приспособления к местам обитания: разнообразные ротовые аппараты, конечности, усики, крылья.
4) Майский жук, комнатная муха, азиатская саранча в своём развитии проходят четыре стадии.
5) Органы дыхания насекомых представлены жабрами.
Задание 2. Особенности строения пчелы
Особенности строения одного из органов указывают на название отряда, к которому относится пчела, как вы думаете, что это за орган? И как называется отряд?
Задание 3. «Тайны пчелиного двора»
Медоносная пчела – общественно – живущее насекомое, которое может нормально жить и размножаться только в составе семьи.
Пчелиная семья состоит из нескольких десятков тысяч рабочих пчел, обязательно одной матки (царицы), а в летнее время еще из нескольких сотен трутней.
Изучите данные, представленные в таблице. Ответьте на вопросы.
Признаки сравнения. | Полиморфизм пчёл |
Матка | Трутень | Рабочая пчела |
1. Размеры тела. | l = 18-20 мм m = 0,25 г | l = 15-16 мм m = 0,2 г | l = 12-14 мм m = 0,1 г |
2. Количество особей в семье. | 1 | несколько десятков | 70 000 |
3. Из каких яиц развиваются? | оплодотворённых | неоплодотворённых | оплодотворённых |
4. Кормление в личиночной стадии. | Зобным молочком | 3-4 дня - молочком, затем пергой | 3-4 дня - молочком, затем пергой |
5. Время развития. | 16 дней | 24 дня | 22 дня |
6. Сроки жизни. | До 5 лет | 1 сезон (лето-осень) | 1 сезон (лето-осень) |
7. Тип глаз и их количество. | 1пара сложных глаз (3-4 тысячи простых глазков) и 3 простых | 1пара сложных глаз (7-8 тысяч простых глазков) и 3 простых | 1пара сложных глаз (5 тысяч простых глазков) и 3 простых |
8. Отделы тела. | Округлая голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец | Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 7 колец | Голова, грудь из 4 сегментов, брюшко из 6 колец |
9. Особенности строения. | Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией | Пчела средней величины с очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке, брюшко округлое | На задних ногах корзиночки, на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовый зобик; на конце брюшка жало |
10. Выполняемые функции. | Спаривание и откладывание яиц | Оплодотворение самки | Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья. |
Полиморфизм - наличие в пределах одного вида резко отличных по облику особей, не имеющих переходных форм.
1. Самые крупные по размерам и по массе:
А) матка
Б) трутень
В) рабочая пчела
2. Из неоплодотворенного яйца появляется:
А) матка
Б) трутень
В) рабочая пчела
3. От чего зависит, кто появится из личинок?
Задание 4.
Мёд ценнейший и вкуснейший продукт питания. Он состоит из различных видов сахара, белков, минералов и витаминов, необходимых для роста и кровообращения. Он используется для профилактики и лечения многих болезней. У детей мед способствует нормальному развитию молочных зубов, снижает нервную возбудимость, помогает набирать необходимый вес. Мед поддерживает мышечный тонус, поэтому еще со времени первых олимпийских игр является любимым напитком спортсменов.
1. В зрелом мёде помимо различных веществ содержится 20% воды. Мёд тяжёлый продукт. В 1 литре содержится 1, 43 кг мёда. Сколько воды содержится в трёхлитровой банке мёда? Выразить в граммах.
2. А какие еще продукты пчеловодства мы получаем благодаря пчелам?
Задание 5. Ситуации из жизни
Ситуация 1: В старину пчеловоды развешивали ульи на деревьях в лесу или рядом с лесом. Но медведи часто разоряли ульи. Как пчеловоды сохраняли ульи от разорения? Предложите решение.
Ситуация 2: Укус пчелы - неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Так вот, гигантские пчёлы живут в Индонезии. Насекомые эти крайне опасны - их укус смертелен, но мёда они приносят очень много. Гнёзда пчёл величиной до полутора метров подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собрать мёд без жертв. Предположите, как им это удается?
Ситуация 3: Часто можно наблюдать, как над сотами улья пчела исполняет некий замысловатый танец. Какое значение имеет танец? В чём его суть? Что может означать каждое движение?
Задание 6. «Один день из жизни пчелы»
Составьте небольшой рассказ (8 – 10 слов), используя только существительные (глаголы, прилагательные)