СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Фразеологизмы"»

Фразеологизмы

Цели: познакомить учащихся с понятием

фразеологизма как устойчивого сочетания слов, развивать умение правильно употреблять

фразеологизмы в речи и толковать их лексическое значение, воспитывать любовь к слову и языку.

Вступительное слово учителя

- Мы держим путь в страну Фразеология. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь

нам. Он готов пропустить нас, но с условием, что мы ответим на его вопросы.


  • Что вы знаете о фразеологии? Что такое фразеологизмы?

  • Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

  • Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.

  • Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца.

Вы справились с заданием. Стражник открывает нам ворота в страну Фразеология и встречает нас на

пороге очень добрым фразеологизмом. Каким?

Добро пожаловать!

(Над воротами появляется надпись «Добро пожаловать!», и ворота открываются)


1 Въезд в страну (Фразеологический конструктор)

(Для выполнения этого задания дети каждого ряда должны по значению, составить из них

фразеологизм и объяснить его значения)

  • 1. принять сидячее положение,

  • 2. предлог,

  • 3. часть тела, соединяющая голову с туловищем.

  • 1. предлог,

  • 2. незначительный по весу,

  • 3. центральный орган кровеносной системы.

  • 1. принять сидячее положение,

  • 2. предлог,

  • 3. низкая резиновая обувь

Ответы

  • Сесть на шею – обременить собой, заботами о себе

  • С легким сердцем – без тревоги, без раздумий

  • Сесть в галошу – потерпеть неудачу, оказаться в неловком положении


Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных слов, входящих в него?

(Дайте свои объяснения)

  • Фразеологизм – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.


  • Сравните два предложения: Мальчик приветливо махнул мне рукой.

Махни рукой на все невзгоды!

В каком из них употреблен фразеологизм? Что он обозначает?


2 Музей фразеологизмов

Нас приглашают войти в город. Прежде, чем мы познакомимся с городом, мы узнаем его главную

достопримечательность – музей фразеологизмов.

Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов

  • Phrasis(фрасис) – выражение, оборот речи

  • Logos(логос) – слово, понятие, учение

Из этимологии слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение.

Значение фразеологизма можно узнать в толковых словарях.

Существуют словари фразеологизмов. Например, «Фразеологический словарь русского языка»

А.И.Молоткова. Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов.

Прочитаем словарные статьи : Бить баклуши; Авгиевы конюшни


3 Город мастеров (определите профессию)

Мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в

устной речи людей разных профессий. Определите, с какой профессией связано возникновение

каждого фразеологического оборота.

  • 1) топорная работа, без сучка без задоринки, снять стружку, разделать под орех

  • 2) на один покрой, трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь;

шито белыми нитками

  • 3) доводить до белого каления, между молотом и наковальней

  • 4) калачом не заманишь, заварить кашу, толочь воду в ступе, попасть как кур в

ощип

  • 5) ставить в тупик, зеленая улица, на всех парах

  • 6) позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание

Ответы: столяр, портной, кузнец, повар, железнодорожник, доктор.

Сделаем вывод. Откуда пришли в русский язык очень многие фразеологизмы? (Из разговорно-

бытовой речи, из речи людей разных профессий.)


4 Поселок синонимов и антонимов

  • Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

  • бить баклуши

  • сломя голову

  • в час по чайной ложке

  • водить за нос

  • себе на уме

(бездельничать, быстро, очень медленно, обманывать, хитрый)


  • Подберите к данным фразеологизмам фразеологические синонимы:

  • бить баклуши

  • в чем душа держится

(краше в гроб кладут, валять дурака, гонять собак)


  • Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы

  • кот наплакал

  • спустя рукава

  • как кошка с собакой

  • за словом в карман не полезет

  • от горшка два вершка

(язык проглотил, душа в душу, засучив рукава, куры не клюют, водой не разольешь, язык проглотил,

верста коломенская)


5 Переправа

Чтобы продолжить наш путь, мы должны переправиться через реку. В этом нам решил помочь добрый

лодочник. Но, когда мы достигли середины реки, неожиданно началась буря. Лодочник сообщил, что

буря утихнет, если мы сможем раскрыть значение фразеологизма Буря в стакане воды.

(Буря в стакане воды – большое волнение по ничтожному поводу.) Уже в Древней Греции

употреблялось выражение в буквальном переводе «гроза из корыта», которое обозначало то же самое:

шум по пустякам, не стоящим внимания.

Фразеологизмы, как правило, не могут быть дословно переведены на какой-нибудь другой язык.


6 Красный крест («заболевшие» фразеологизмы)

Мы заходим в просторную палату. Здесь проходят лечение неправильно употребленные

фразеологизмы.

  • Поможем им, исправим ошибки.

  • А с «выздоровевшими» фразеологизмами составим предложения.


  • потерпеть победу - потерпеть неудачу, одержать победу

  • не тяни дело в долгий ящик - не откладывай дело в долгий ящик

  • не в чужой тарелке - не в своей тарелке

  • клевать клювом - клевать носом


7 На кудыкиных горах

Теперь мы отправляемся на кудыкины горы. В каких случаях используется этот фразеологизм?

(Так отвечают на вопрос куда?, когда не хотят сказать правду.)

Ребята, горы эти, по правде сказать, нельзя найти на обычной географической карте. Но на карте

страны Фразеология мы сразу заметим это неприветливое место. Ведь даже в словаре рядом с этим

фразеологизмом стоит пометка просторечное, пренебрежительно*.

Чтобы удачно пройти эти горы, мы должны выполнить следующие задания.

  • Отгадайте: какие фразеологизмы имеются в виду?

  • 1. Его вешают, приходя в уныние; задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  • 2. Не цветы, а вянут; не белье, а развешивают.

  • 3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать

в поле, куда бросают слова, деньги.

Ответы: Нос уши ветер

вешать нос уши вянут ветер в голове

задирать нос уши развесить ищи ветра в поле

совать нос бросать на ветер


8 Фразеологический зоопарк

  • Вспомните, какие животные живут в фразеологизмах. Объясните значение фразеологизмов.

  • Пишет как… лапой (курица)

  • Делить шкуру неубитого…(медведя)

  • На сердце…скребут (кошки)

  • … носа не подточит (комар)


  • Какие еще фразеологизмы, в которых есть названия животных, вы знаете?


9 Кто вспомнит быстрее?

Некоторые ученые к фраэеологизмам относят также пословицы и поговорки.(Их называют обычно

крылатыми словами и выражениями.)

  • Закончите начатые пословицы:


  • Любишь кататься - …

  • Тише едешь - …

  • Лучше синица в руках, чем…

  • Кончил дело - …

  • На вкус и цвет …

  • Готовь сани летом, а…


Домашнее задание

  • Напишите мини-сочинение, выберите несколько фразеологизмов из записанных на уроке и придумайте ситуацию, в которой можно употребить данные фразеологизмы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!