ТЕМА: основные мероприятия гражданской защиты по защите населения, проводимые в мирное время
Цель: познакомить учащихся с понятиями «гражданская защита», «чрезвычайная ситуация», «стихийные бедствия» ,учить учащихся действовать в различных экстремальных ситуациях, возможных в мирное время .развивать практические навыки по правилам поведения в экстремальных ситуациях; сопутствовать воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
Оборудование:
Плакаты по ГЗ,
Номера телефонов служб спасения.
Слайд-презентация
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Мотивация учебной деятельности
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!
3.Сообщение темы и цели урока .
Ежегодно в апреле месяце в нашей школе проходит День гражданской защиты. Сегодня мы проведём открытый урок ,посвящённый этой теме. Узнаем что такое гражданская защита, какие службы приходят к нам на помощь, узнаем о чрезвычайных и экстримальных ситуациях и самое главное, что надо делать, чтобы нас не настигла беда.
4.Работа над темой урока.
1)- А, знаете ли вы, что обозначает гражданская защита?
Гражданская защита – система мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, противодействию терроризму,
Гражданская защита направлена на предупреждение и защиту каждого от всего негативного и опасного, что окружает нас и может «коснуться» во время учебы, работы и даже отдыха.
2) Чтобы помочь нам обеспечить безопасность в повседневной жизни, существуют специальные службы спасения.- Назовите их. ( пожарная охрана, полиция, скорая помощь, аварийная газовая служба)
- Назовите номера телефонов этих служб (101, 102,103,104)
Этот номер -101.
Знает каждый гражданин
Если в дом придет беда —
Позвони скорей туда.
Если, нету телефона,
Позови людей с балкона.
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом
Двери держатся едва
Поскорей звони 102
Помощь скорая придёт
К тому, кто 103 наберёт.
Включай в квартире газ
За газом нужен глаз да глаз
Запах, чувствуя в квартире,
Позвони 104.
3)Учитель: также существует служба по чрезвычайным ситуациям МЧС
Вопросы:
- Что эта за служба? Чем она занимается?
Обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуации, ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Именно эта служба руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда, приходит на помощь в опасных ситуациях. Например, в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребёнок, а на кухне включена газовая плита. Или кто-то провалился в открытый канализационный люк, или машина упала с моста в реку...
4)Мы сказали, что это служба по чрезвычайным ситуациям.
- Давайте составим определение, что такое чрезвычайная ситуация.
Это обстоятельства, которые угрожают жизни многих людей и их жизнедеятельности.
Информация учителя о чрезвычайных ситуациях.
- В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности, которые могут привести к несчастному случаю. Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения.
- Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции.. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт
5)Но иногда происходят чрезвычайные ситуации природного характера.
- Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение. И самые хитроумные приборы не могут заранее сказать, сколько будет разрушительных баллов: они регистрируют только то, что уже произошло.
- Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.
А какие стихийные бедствия вы знаете?
6)Поиграем в игру “Найди пару”.
Всем учащимся раздаются карточки. На одних карточках записаны определения, на других – термины. Один ученик встает, читает определение, встать в пару должен тот, у кого термин и т.д.
7). Самостоятельная работа по карточкам.
— Подумайте, продолжите предложения.
1) Во время грозы лучше оставаться ... (дома). Следует закрыть ... (дверь, окна и форточки), выключить ...(электрические приборы).
2) Если гроза застала тебя в лесу, попробуй... (как можно скорее выйти из него или хотя бы найти поляну).
3) Во время грозы нельзя ... (прятаться под деревьями, в особенности одиноко стоящими).
4) От урагана и смерча надо спасаться ... (за толстыми стенами домов, в погребах, подвалах или хотя бы в яме или овраге).
5) После урагана остерегайся ... (оборванных электрических проводов).
8)- Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и мы не можем предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится. В опасную минуту нам самим придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в школе.
- Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.
- Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют «экстремальной ситуацией». Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это могут быть — пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения:
На доске «Правила безопасного поведения»
ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.
ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.
ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — ДЕЙСТВОВАТЬ.
— Послушайте пословицу: Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал.
— Как вы понимаете эту пословицу?— Согласны ли вы с таким мнением?
9)В городах и районах существуют свои маленькие службы по чрезвычайным ситуациям. Об опасных ситуациях эти службы и городские власти оповещают по сигналу «Внимание всем!»
- Что такое оповещение ? Какие приёмы используют для оповещения? Что необходимо сделать, если вы услышали сигнал тревоги? Что же делать если вы находитесь дома и услышали сообщение ? А что еще необходимо сделать? А как быть если вас сообщение застало на улице?
10). Практическая работа.
Учитель: Случается так, что ребенку самостоятельно приходится принимать решения, действовать в соответствии с возникшей ситуацией.
Вопрос: Как быть, если ребенок заметил, что возник пожар?
5. Закрепление изученного.
Вопросы:
Как осуществляется оповещение населения об опасности? Какие стихийные бедствия существуют в природе? Что делать, если ты услышал завывание сирены?
Соедини стрелками номера телефонов и названия аварийных служб.
101 газовая служба
103 пожарная охрана
104 скорая помощь
Что нужно делать, если в квартире ты почувствовал запах газа? Почему во время чрезвычайной ситуации нельзя прятаться под кроватью или в шкафу?
Загадки:
1.Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я - огня сестричка, маленькая : (спичка).
2. Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)
3. Кто меня не бережётся, тот так скоро обожжётся. (Огонь)
4. При пожаре не сидим, набираем : (101)
6. Подведение итогов урока.
— О чем важном узнали на уроке? Чему учились?— Зачем нужно знать правила поведения в опасных ситуациях?— Хватит ли в таких случаях только знания правил?— Что еще нужно человеку в опасных ситуациях?