Математический утренник
"И прекрасна, и сильна математики страна"
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на внеклассном мероприятии по математике.
Задачи:
1. Повышать интерес к урокам математики.
2. Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания и сложения.
3. Способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран для показа презентации, презентация;
- плакат: «Математика — царица всех наук»;
-Плакаты: «Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов).
Учитель :
-Добрый день, дорогие друзья! Наш сегодняшний праздник не совсем обычный, он математический!
-Казалось бы, скучный и трудный предмет, имеет и другую сторону: математика прекрасна, интересна и очень занимательна. Мы даже не замечаем, но Математика проникла во все сферы нашей жизни, она везде, она окружает нас. И сегодня вы в этом убедитесь.
1-й чтец
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Мы приготовили весёлый
Наш школьный праздник - КВН.
2-й чтец
Чтоб этот праздник КВН
Вам по душе пришёлся всем,
Иметь знания надо прочные,
Быть веселым и находчивым!
Ведущий: Как вы думаете, зачем нужно знать математику?
Отвечают участники КВНа.
1-й чтец
-Сегодня, друзья, мы будем с вами
Царицу наук восхвалять.
Так можем гордо и по праву
Мы математику назвать.
-Живет царица эта
В высоком терему,
И путь в ее владенья
Откроется тому,
Кто трудности согласен
Все преодолевать,
За результат сражаться,
Об истине мечтать.
-Тот терем окружает
Тернистый, долгий путь.
Его осилить нужно,
С дороги не свернуть.
-Случайно оказавшись
В этом терему,
Заметить не удастся
Богатства никому.
Уму, смекалке, логике
Откроется секрет.
Увидеть тогда сможете
Красы нетленный свет.
-Хоть простота и ясность-
Царицы той наряд.
Но так она прекрасна,
Что глаз не оторвать!
И вас тогда царица
По-царски наградит.
-Ее подарков щедрых
Не сможете забыть.
Они пребудут с вами
До окончанья лет,
То ум и знаний пламень,
Науки дивный свет.
2-й чтец
Без счета письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа!
3-й чтец.
-Гости нашего праздника необычные – это цифры, без которых сложно обойтись и на уроках математики, и в повседневной жизни!
-Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных.
-Первобытные люди также как и современные маленькие дети, не знали счёта, но теперь детей учат считать родители и учителя, а учителем первобытных людей была сама жизнь.
- В истории счёта пальцы сыграли немалую роль, особенно, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Следы счёта на пальцах сохранились во многих странах.
-Так, например, в Китае и Японии, предметы считают пятёрками или десятками. А в Англии и Франции в ходу счёт двадцатками.
-Потом люди научились записывать числа. В разных странах это делалось по-разному. Порой эти записи были даже забавными.
-Так, например, в Древнем Египте число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было поставить пять палочек и подкову. И так до 100.
-Для сотни придуман был крючок, для тысячи- цветок, 10 тысяч- палец, 100 тысяч- лягушка, а миллион- фигурка с поднятыми руками.
-В римской нумерации знак I изображает единицу, II-2,III- 3. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку, потом рисунок руки упростили и стали изображать знаком V . Число10 изображали двумя пятёрками - одна над другой «вверх ногами».
-Но римская нумерация для записи арифметических действий была не очень удобна. Способ записи чисел всего десятью знаками, который принят теперь во всём мире, был создан в Древней Индии.
Ведущий: Математика! Мир без неё был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, поспешим же совершить необыкновенное путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов. Для начала домашнее задание- представление капитана команды, название, девиз.
Викторина
Ведущий: За одну минуту каждая команда должна решить наибольшее количество задач. Жюри следит за временем и считает правильные ответы.
Задачи :
У девочек 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у неё осталось? ( 3 яблока).
2. Сколько пальчиков на руках у 4х мальчиков? (40)
3. В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100-сто)
4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно).
5. Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много их? (трое)
6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (одна)
7. Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают).
8. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
9. Без чего не построить дом? (без угла)
Задачи :
1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (3 кг).
2. Сколько ушей у 5 мышей? (10)
3. Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
4. У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
5. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6)
6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4)
7. Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось? (ни одного)
8. Сколько ножек у 2х сороконожек? (80)
9. На столе было 12 книг. Сколько книг убрали, если их осталось в 3 раза меньше, чем было? (4 книги убрали).
Сказка «Белый заяц»
Автор. Забрался заяц в огород и накопал морковки.
Заяц (несет в корзине морковь) Хорошо, что я в огороде есть не стал. Собаки набегут. Лучше уж дома полакомиться.
Автор. Нёс заяц морковь, согнулся от тяжести. Тут навстречу ему медведь.
Медведь. Попался, заяц! Сейчас я тебя съем!
Заяц (плача) Не трогай меня, медведь, я тебе морковки дам.
Медведь. А много ли ты дашь?
Заяц. Да бери, дяденька медведь, половину того, что есть.
Медведь. Половину мне мало. Смотри, какой я большой, а ты какой маленький. Как же мы пополам морковь делить будем? Давай мне больше половины.
Заяц. Обидно, конечно, да делать нечего. Бери половину и ещё в придачу полморковки.
Автор. Отпустил его медведь. Бежит заяц домой, торопится. Вдруг откуда ни возьмись лиса навстречу.
Лиса. Попался заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем.
Заяц (испуганно и плача) Отпусти меня, тётенька лиса, а я тебе за это морковки дам.
Лиса. А много ли дашь?
Заяц. Да бери, тётенька лиса, половину того, что есть.
Лиса. Половину мне мало. Смотри, какая я большая, а ты какой маленький! Нельзя нам морковь поровну делить, давай мне больше половины.
Заяц. Ну что ж, возьми половину всей морковки, да вот ещё полморковки в придачу.
Автор. Отпустила зайца лиса. Прибежал заяц домой, сидит и плачет.
Заяц. Бедненький я, бедненький! Обидели меня звери: всего одну морковку мне оставили.
Автор. Сколько морковок было у зайца? Сколько морковок досталось медведю? Сколько морковок досталось лисе? (у зайца было 7 морковок, медведь получил 4, лиса 2).
Стихотворение Л.Пантеева «Задача с яблоками».
Нам из Гомеля тётя
Ящик яблок прислала.
В этом ящике, не мало.
Начал яблоки эти
Спозаранок считать я,
Помогали мне сёстры,
Помогали мне братья.
И пока мы считали,
Мы ужасно устали,
Мы устали, присели
И по яблочку съели.
И осталось их – сколько?
А осталось их столько,
Что пока мы считали-
Восемь раз мы сидели,
Восемь раз мы отдыхали
И по яблоку ели.
И осталось их – сколько?
Ох, осталось их столько,
Что когда в этот ящик
Мы опять поглядели,
Там на дне его чистом
Только стружки белели …
Только стружки-пеструшки,
Только стружки белели.
Вот прошу угадать я
Всех ребят и девчонок:
Сколько было нас, братьев?
Сколько было сестрёнок?
Поделили мы яблоки
Все без остатка.
А всего-то их было
Пятьдесят без десятка.
(было 40 яблок, каждому ребёнку досталось по 8 яблок, значит, детей
было 5. Из них 3-мальчика и 2-девочки.)
Кроссворд
По горизонтали:
1. Единица длины. 3. Упражнение, для выполнения которого необходимо думать, вычислять, записывать ответ. 4. Русская мера счета, обозначающая «половина второго десятка». 5. «В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу.» 6. Математическое действие. 7. Прямоугольник с равными сторонами. 8. Однозначное число, любимое всеми школьниками. 9. Математическое выражение, требующее выполнение некоторых действий над числами. 10. Математический знак в виде отвесной черты (прямой, закруглённой, фигурной.) 11. Фамилия древнегреческого математика.
По вертикали:
2. Школьный предмет, которому посвящен наш КВН.
Ответы:
1. Километр. 2. Математика 3. Задача 4. Пятнадцать. 5. Дневник 6. Умножение | 7. Квадрат 8. Пять 9. Пример 10. Скобка 11. Пифагор |
Частушки.
1. Математика трудна,
Но она нам мила.
Потому, что учит нас –
Галию Камильевну
2. Математика, родная,
До чего ты довела.
Все красивые девчонки
От тебя сошли с ума.
3. Скоро нам введут предмет,
Это – информатика.
Но царица всех наук,
Все же – математика.
4. Мы на алгебре сидели
И в окошко все глядели.
В результате уравненье
Вышло всем на удивленье.
5. Мы, ребята удалые,
Математики сплошные.
Мы разделим и умножим,
Все остатки вместе сложим.
6. Вот уж прозвенел звонок.
Математики урок.
Опоздали, как всегда,
Юра с Петей, вот беда.
7. Математика родная,
До чего ты довела.
В дневнике так много двоек,
А в журнале – пустота.
8. На рубашке у меня
Циферки да кубики,
Отвечая у доски,
Оторвал все пуговки.
9. Из колодца вода льется,
Вода волноватая.
Два по алгебре опять-
Чем же виноватый я.
10. Под ногой ледок хрустит,
Вода на ноги льется.
Если задачку не решать,
Она не сойдется.
11. Я сидела на комоде,
Шила юбочку по моде.
На боку карман пришила,
И шпаргалку положила.
12. Все отрезки мы чертили.
Математик – правила.
А когда проверила –
Пятерки нам поставила.
Конкурс «Занимательные задачи»
1.В 1557 году английский математик Рекорд изрек: «Нет ничего более равного, чем две параллельные прямые». Какой математический знак он изобрёл? (знак равенства)
2. Как из 4 палочек сделать 15? (Вместе с вопросом команда получает 4 счетные палочки. Следует предупредить, что их ломать нельзя.) ΙΙΙΙ– XVΙ
3. В древнекитайской «Книге перемен» приведены следующие 9 чисел:
492
357
816
Что они обозначают?
(это первый «математический квадрат», в котором суммы чисел по вертикали, горизонтали и диагонали равны).
4.У южноамериканского племени таманаки число 6-это один палец другой руки, 11-один палец ноги. А как по-таманакански будет 21? (один палец руки другого человека).
5. Почему при записи любого числа мы единицы пишем справа, десятки- левее, сотни ещё левее и т.д., а не наоборот. (цифры, которые мы используем, изобрели арабы, а они пишут справа налево).
6. Как разделить 1888 на равные части, чтобы в каждой из них получилось по 1000? (1888)
Исторический конкурс.
Ведущий. Перед вами древнегреческие меры длины: локоть, верста, аршин, сажень, часть, пядь, линия, вершок. Каждая команда, получив карточки с названиями этих мер, должна расположить их по мере убывания. (Верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок, часть, линия).
Ведущий: В современном мире мы давно уже не используем старинные меры длины, но иногда употребляем их названия в своей речи. Какие крылатые выражения дошли до нас из глубин веков? («Косая сажень в плечах», «Аршин проглотил», «От горшка два вершка», «Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку», «Мерить на свой аршин» и т.д.)
Ведущий. Объясните значение следующих выражений:
1. «Семь пядей во лбу».
(речь идет об очень умном и весьма способном человеке.)
2. «Косая сажень в плечах».
(речь идет об огромном человеке, богатыре, у которого одни только плечи больше двух метров).
Ведущий. Контрольный вопрос для обеих команд- Как известно, сажень имела несколько разновидностей. Она была косой, маховой, простой и царской. Покажите, если сможете, как измеряли маховой саженью, используя для показа свои руки и, если надо, ноги.(маховая сажень-это расстояние между концами пальцев, раздвинутых на полный мах рук, они приравнивались к 2,5 аршина, что составляет примерно
1 м 78 см.)
Переделка песни "Сиреневый туман"
Сиреневый туман в мозгах моих витает,
От формул, теорем кружится голова
Учитель, пощади! – она же отвечает:
«Не думаешь совсем! » - увы, она права!
Последний тяжкий вздох – и я сдаю тетрадку
Что я в ней написал – мне не дано понять
Дрожит моя рука, и нервы не в порядке
Наверно, жирный «кол» я получу опять!
Кошмарный, жуткий сон опять ночами снится:
Из формул частокол, и цифр дремучий лес
И призраком встаёт, играет и лучится
Огромный интеграл размером до небес!
14