Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Траектория»
Внеклассное мероприятие:
игра «Математические фантазии»
для учащихся 10-х классов
Работу выполнила
Медведева Л.В.,
учитель математики
1 категории
г. Пермь
Актуальность. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем неинтересный. Одной из форм, способствующих активизации учебной деятельности и формированию познавательного интереса к предмету, является математическая игра.
Игровой мотив является для учащихся подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры учащиеся с увлечением выполняют различные задания и не задумываются над тем, что в это время они занимаются тем же умственным трудом, что и на уроках.
В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
Игровой мотив одинаково действует на все категории учащихся, как на сильных и средних, так и на слабых.
Игра «Математические фантазии» проводится для учащихся 10-х классов.
Цель игры: развитие коммуникативных умений.
Задачи игры:
- способствовать формированию у учащихся устойчивого познавательного интереса к изучению математики и её приложений;
- способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
- способствовать расширению кругозора учащихся.
- развивать у учащихся логическое мышление;
- способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках, в нестандартной ситуации;
- развивать у учащихся воображение, фантазию, смекалку, творческие способности.
- способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
- воспитывать самостоятельность, сотрудничество и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной;
- формировать адекватную самооценку;
- воспитывать умение управлять своим поведением.
Ход игры:
Уважаемые члены команд и болельщики! Я рада приветствовать вас на игре «Математические фантазии», посвященной царице наук – математике. Десятый год вы изучаете этот предмет. Сколько за это время осмыслено учебников, дополнительной литературы, справочников! Сколько доказано теорем, решено примеров и задач! Успешная учёба в школе - это большой и тяжёлый труд. Но, как сказал М.И. Калинин, «если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
Орешек знаний твёрдый,
Не привыкайте отступать.
Вам открыть его поможет
Девиз игры: «Хочу всё знать!»
На игре победителем станет та команда, которая имеет самый большой запас знаний, смекалку и находчивость. А оценивать ваши знания и таланты будет компетентное жюри.
О, наше мудрое жюри,
Ты зорко за борьбой следи,
Суди всех честно, с толком,
Без всяких кривотолков.
Итак, «Вперёд, без страха и сомненья, на подвиг доблестный, друзья!» Этими строками из стихотворения поэта А.Н. Плещеева мы переходим к игре.
Проведение конкурсов.
«Математические шарады» (В первом конкурсе шарады, за отгадку ждёт награда)
Задание: разгадать шарады, записывая мои подсказки.
Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши,
И о чём поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это первое словечко.
А второе просто «на».
Ну, а третье? Угадай-ка,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось,
И прочти наоборот.
Не запутайся, читая
Слово задом наперёд. (Кот-ан-генс)
Поставьте на первое место.
На месте втором, посмотрите-ка, нота
Важна для любого оркестра.
На третьем – одна одинокая буква
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котёнка
На месте четвёртом. Прочтите. (Ко-си-н-ус)
Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй – из слова «гордецы»,
А третьим лошадей вы погоните,
Четвёртым будет блеяние овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый.
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаете всё верно,
То в математике раздел получите такой. (Три-го-но-ме-три-я)
«И в шутку, и всерьёз» (В следующем конкурсе «И в шутку, и всерьёз» надо правильно ответить на любой мой вопрос)
Задание: назвать фигуру по данному шуточному определению.
Треугольник без одной стороны. (Угол)
Угол, у которого убрали его стороны. (Точка)
«След» убежавшей точки. (Луч)
Раздувшаяся точка. (Шар)
«Ребусы» (Сейчас ребусы возьмём, их разгадки от вас ждём)
Задание: расшифровать слово.
(15)
(Задача)
(Пифагор)
«Анаграммы» (С первого класса твердил нам учитель, что можно любую задачу решить, если вычесть уныние, волю умножить, упорство добавить, а лень разделить)
Задание: анаграммы - это слова, в которых переставлены местами буквы. Решить анаграмму – это определить исходное слово. Затем из полученных слов исключить лишнее по какому-либо признаку.
К З Р О Т Е О
Р М Р П И Е (Прямая, отрезок – геометрические фигуры, пример – лишнее слово)
С Н С И У
О С Ч И Л (Секанс, синус – тригонометрические функции, число – лишнее слово)
А Р Х О Д
С И А Р Д У (Сфера – лишнее слово, хорда, радиус – отрезки в окружности и в шаре)
Задание: в последнее время много говорят и пишут о НЛО – неопознанных летающих объектах. А к нам на игру пожаловал НМО – неопознанный математический объект. Он находится в конверте. Вы должны опознать этот объект по его описанию.
С помощью высказывания «это я знаю и помню прекрасно» легко запомнить десятичные приближения того иррационального числа, которое очень широко используется в математике. Название этого числа, его обозначение – это первая буква греческого слова, которое в переводе означает «окружность». Оно было введено в 1706 году английским математиком Ч. Джонсоном. Архимед, Аль-Каши, Ф. Виет и многие другие пытались вычислить наибольшее количество знаков у этого иррационального числа. В 1961 году ЭВМ вычислила это число с точностью до 100625 знаков. На выполнение этого задания у ЭВМ ушло 8 часов 1 минута. Что это за число? Каково его приближённое значение с точностью до 0,00001? (π ≈ 3,14159…)
«Что бы это значило?» (Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые)
Задание: придумать остроумный комментарий к рисунку.
«Ба! Знакомые всё лица!» (Книга книгой, а мозгами двигай)
Задание: Выдающиеся математики оставили свои автографы. По этим автографам необходимо определить их авторов.
(Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь весёлым покоряется жюри)
Задание: определить, о чём идёт речь, и математически грамотно написать ответ.
Первая координата любой точки. (Абсцисса)
Крыса, которая бегает по углам и делит их пополам. (Биссектриса)
Число «к» в линейной функции у=кх+в. (Коэффициент)
Когда ты его решаешь, дружок,
То должен найти у него «корешок».
Значение буквы проверить несложно,
Поставьте в него корешок осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значение зовите тотчас. (Уравнение)
Хоть стороны мои попарно и равны, и параллельны,
Но всё же я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы мои они не делят пополам.
Но всё ж, скажи, дружок, кто я? (Параллелограмм)
(«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В.Ломоносов)
Задание: поочерёдно называть высказывания великих людей о математике.
Ещё много прекрасных и точных слов можно сказать о математике. Игру хочется закончить словами М.И.Калинина: «Какую бы науку вы не изучали, в какой бы ВУЗ не поступали, в какой бы области не работали, если вы хотите оставить там какой-нибудь след, то для этого везде необходимо знание математики».
Для подведения итогов игры и награждения победителей слово предоставляется жюри.