СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на то, чтобы познакомить учащихся с видами работ по выращиванию хлеб, раскрыть и уточнить для детей значение слова "хлеб", научить их бережно относится к хлебу и трду хлеборобов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"»

Внеклассного воспитательного мероприятия

во 2 классе «Хлеб - всему голова»

Цель. 1. Познакомить с видами работ по выращиванию хлеба.

2. Раскрыть и уточнить в понимании детей значение слова «хлеб»; развивать речь, мышление, воображение на основе загадок, пословиц о хлебе.

3.Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду хлеборобов.


Ход мероприятия

1.На большом экране надпись «Хлеб - всему голова».

Возле доски стол, украшенный ткаными вышитыми полотенцами, сушками, баранками, буханками чёрного хлеба. Центральное место на столе свободно для каравая.

На доске висят плакаты с пословицами.

Хлеб - драгоценность, им не сори, хлеба к обеду в меру бери.

Человек голодный ни на что не годный.

Учитель. Много разных продуктов бывает у нас на столе, но какой из них самый главный? Много нужных профессий есть на земле, а какая из них самая важная и почётная? Взгляните на Герб нашей Родины. Его украшают хлебные колосья. Почему?

Дети отвечают.

-Белорусы хотят мирно жить, выращивать хлеб, досыта кормить своих детей, а не ссориться и воевать.

Учитель. Хлеб в нашей стране берегут и свято к нему относятся, уважают людей, которые его растят.

2.3аочное путешествие на летнее хлебное поле

-Из каких зёрен можно получить муку и испечь хлеб? Предлагаю совершить экскурсию к хлебному полю. Закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в лето, июль, самую его середину.

«Хлебное поле». Тихая музыка. Птичьи голоса.

-Если подойти поближе к растениям, можно убедиться, что хлебные культуры выглядят по-разному. Постарайтесь запомнить названия хлебных растений.

Ячмень - самое древнее растение, из которого люди делали хлеб. Его узнают по длинным «панским» усам.

Попробовав зёрна дикого ячменя, люди поняли, что это сытная еда, но жевать их было трудно. Древний человек собрал зёрна и попробовал их раздробить камнем, а может и сварить кашу на огне. Немного каши пролилось на горячий камень - получилась первая лепёшка. Таким, наверное, и был первый хлеб. А вот молоть муку и печь из неё хлеб научились гораздо позже.

Рожь. Из неё делают чёрный хлеб.

Пшеница.

Из пшеницы делают манную крупу, белую муку, а из неё пекут батоны, булочки, печенье, баранки, делают макароны.

Овёс. Кто из вас любит овсяное печенье? Каша из хлопьев «Геркулес», кто не знает о её пользе для здоровья? Овёс можно узнать по метёлочкам, в которых поспевает зерно.

Кукуруза. Кто не знает кукурузные палочки?! Колечки, хлопья из кукурузы - любимое лакомство детей и взрослых.

3.Конкурсная игра «Агроном»

-Сейчас эти же растения вы вновь увидите на экране, но уже без подписи. Три ряда - это три команды. За правильный ответ команда получает «зёрнышко»-жетон (овал из жёлтой бумаги).

Вы должны определить вид хлебного злака. ( Одновременно с ответами детей на доске вывешиваются названия видов растений.)

На доске последовательно после правильных ответов появляются карточки со словами:

ЯЧМЕНЬ

РОЖЬ

ПШЕНИЦА

ОВЁС

КУКУРУЗА


Картинка «Зерно».

-Белорусы любое немолотое зерно называли в старину «ЖИТО» (похоже на слово жизнь).

Несколько тысяч лет может спать зерно, а потом прорастает, оживает само и даёт жизнь, кормит других.

Сейчас житом называют рожь.


4.Как хлеб на стол пришёл

-Сейчас осень. Что делает зерно будущего урожая? Ждёт весны. Но не всё

Поле озимой пшеницы.

- Самое время выйти на экскурсию в поле осеннее, оно зеленеет! Это проросли зёрнышки. Оказывается часть зерна сеют перед зимой.

Изучение результатов исследовательской деятельности .

- Вас ожидает сюрприз! Кто знает, что это за зелёный «ёжик» на тарелочке? (Учитель демонстрирует проросшие зёрна ячменя, которые были размещены на блюдце на влажной материи и поставлены в тёплое место. Каждому ученику для изучения даётся проросшее зерно).

Рассмотрите зёрна ячменя. Мы намочили их 6 дней назад и поставили в тёплое место. Что изменилось?

-Они набухли. Появились корешки. Затем зазеленел листик.

- То же происходит и в земле, куда попадает зёрнышко. Корешком хлебное растеньице пьёт водичку с нужными ему веществами. Посмотрите, какой хрупкий корешок, нежный листок.

Чтобы этому корешку и листочку легче было прорастать, в поле выходят могучие тракторы и пашут землю плугами.

Картина «Трактор пашет поле плугами» демонстрируется на доске.

Боронуют, рыхлят землю, «расчёсывают», разбивают комья земли боронами. Картинка «Борона».

Картинка «Старинная борона».

-А так бороновали в старину, когда не было тракторов.

-Сеялка укладывает зёрнышки в мягкую почву ровными рядами. Картинка «Сеялка».

Сеют зерно, когда вы в школу собираетесь, осенью, в сентябре, пока ещё тепло (называют такой хлеб озимым), или весной, когда растает снег.

Как же должно быть мёрзнет такая былинка-хлебушек на ветру, зимой на морозе. Почему же не погибает хлеб? (Он укроется снежным одеялом).

Очень важно, чтобы снега было много. Спит под ним хлебушек, весны дожидается. А весной хлеб начнёт расти. Летом колосья нальются зерном. Раньше колосья жали вручную серпами.

Картинка «Хлебный сноп».

В наше время на поля выходят комбайны, машины. Они уберут всё до зёрнышка, благодаря умелым рукам комбайнеров, шофёров. Зерно отвезут на мельницы, хлебозаводы, элеваторы.

Картинка. «Комбайн в поле».

Картинка «Зерно сыплется в грузовик».


5.Физкультминутка «Зёрнышки»

Зёрнышки в земле лежат,

В темноте тихонько спят.

Солнце, солнце, помоги,

Наши зёрна разбуди!

Солнце ярче улыбнулось,

Зёрна к свету потянулись.

Прорастает корешок,

Распрямился стебелек.

Колышутся листочки,

Спеют колосочки.

Солнце сильно припекло,

Стало хлебу тяжело.

Завяли наши стебельки,

Опустились колоски.

Дождик, дождик, помоги,

Колосочки напои.

Приплыли тучи дождевые,

Дождинки пляшут как живые.

Колоски водичку пьют

И растут, растут, растут.


6.Конкурс загадок.

За каждый правильный ответ команда получает «зёрнышко».

Богатырь идёт железный,

Нам работник он полезный,

Тащит плуг он за собой,

Разговор ведёт с Весной:

- Помоги, Весна-красна,

Согрей землю для зерна. (Трактор)


Чешет в поле

стозубовый гребешок,

Подрезает сорняки под корешок.

Чисто землю очищает от камней,

Чтобы рожь росла и гуще,

и дружней. (Борона)


За железным конём

Ящик тащится с зерном,

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно. (Сеялка)


За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по морю бежит,

Пройдёт по волнам

Великан-пароход

И каждую каплю с собой заберёт.(Комбайн)


Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок,

В землю тёплую войду,

К солнцу колосом взойду,

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно)


Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)


Была белым порошком,

Стала вкусным пирожком. (Мука)


Сидит бедняжка,

Пыхтит в квашне:

- Ах, как мне тяжко,

Как тесно мне!

Спасите от злобной одышки,

Пустите на сдобные пышки! (Тесто)


Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Но только иногда,

Да ведь это не беда. (Хлеб)


Он бывает с толокном,

Рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят! —

По кусочку все съедят. (Пирог)


Учитель. Давайте посмотрим на чудо, которое сотворили руки пекаря.

Ученики читают наизусть стихотворение.

Хозяюшки

Хлеб печёт сегодня мама,

Повязав платочек,

Сковородки подавать

Просит она дочек.

На дубовый стол муки

Мамочка насыплет

И скатает колобки,

Мягкие такие.

И растут, растут, растут

Под льняной тряпицей,

Силу хлебную берут,

Надо торопиться.

Хлеб посадит мама, вслух

Скажет: “Слава Богу”.

И весёлый хлебный дух

Потечёт к порогу.

З. Александрова


7. Конкурсная игра « Испеки пирог»

Учитель. Кто из вас помогает маме печь пироги?

Ученик читает стихотворение наизусть.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,

То даже крошек...

Д. Хармс

- Сегодня у нас волшебный праздник. Мы ждём в гости праздничный хлеб- каравай! А готовить его будем сами, необычным способом.

Каждая команда получает набор карточек со словами, обозначающими продукты, необходимые для выпечки пирога, и другие. По сигналу учителя команда выбирает только нужные карточки и вывешивает их на доску. Кто справится быстрее и без ошибок, тот побеждает.

Ученики выбирают нужное среди слов: лапша, соль, ванилин, корица, перец, бензин, сахар, дрожжи, мука, творог, горох, горчица, варенье, яйцо, сметана, масло, сода, уксус.

Работа закончена. Подводятся итоги игры. Команды получают жетоны-«зёрнышки». Учитель, выглядывая в коридор за дверь, делает вид, что принюхивается…

- Что-то не пахнет пока пирогом-караваем, и я догадываюсь почему! Ведь мы ещё не поговорили о бережном отношении к хлебу.


8. Конкурсная игра «Составь пословицу»

- Команды получают одинаковые наборы карточек с разрезанными на две части пословицами, с которыми дети знакомились в процессе подготовки к празднику.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Без труда хлеб не вырастет никогда.

Много снега - много хлеба .

Плох обед, коли хлеба нет.

Будет хлеб - будет и песня.

Хлеб - народное добро, береги всегда его.

По команде учителя дети получают одинаковые комплекты карточек с пословицами, разделёнными на две части. Работая в группах, соединяют части пословиц, напечатанные на отдельных полосках бумаги, а затем разрезанные надвое. Побеждает команда, первая соединившая пословицы без ошибок.

Команды вновь награждаются «зёрнышками».

9.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учитель. Как нужно относиться к хлебу и почему? Прочитайте выражения на доске. Они помогут вам ответить на вопрос.

Дети. Человек голодный ни на что не годный.

Хлеб – драгоценность, им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери!

Учитель. Научите этому своих близких и знакомых, друзей, товарищей. Если вам было интересно на празднике, помогите «созреть» колоскам на классной доске. Команды, прикрепите заработанные в конкурсах «зёрнышки» к стебелькам, полюбуйтесь, как вы сегодня потрудились. Молодцы!


Ученики читают стихотворение наизусть.

Слава хлебу на столе

Вот он - хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он - тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Славится он первым на Земле,

Славится он первым на столе…

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырём!

С. Погореловский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!