8
Учитель: Устименко Е.В.
ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
НА ТЕМУ: "Дети - жертвы Холокоста"
Цели:
развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;
обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Задачи:
Способствовать пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида.
Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам России и представителям других народов, ответственность за свои дела и поступки.
Формировать патриотизм, гражданственность.
Ход открытого мероприятия:
Мы приветствуем всех присутствующих на этом мероприятии. Сегодня проводится внеклассное мероприятие, посвященное знаменательной дате: 27 января 1945 года войсками советской армии был освобожден крупнейший концентрационный лагерь «Освенцим» (по-немецки – Аушвиц), созданный гитлеровцами в годы II мировой войны на территории Польши, в котором было уничтожено более 1,5 млн. человек. Эту дату весь мир отмечает как день памяти жертв Холокоста.
Тема выбрана не случайно и является актуальной в настоящее время. Будущее поколение не должно забывать об ужасах человеческой ненависти и нетерпимости в годы Холокоста. Помнить всех тех, кто выжил в то ужасное время и тех, кто помог им освободиться, чтить память тех, кто оставил там свои жизни. А главное не допустить, чтобы этот ужас когда-нибудь повторился вновь.
«Души Холокоста» Анатолий Зусман 2007 г, читает _____________________________
Бродят тучи над планетой, Словно пленники в неволе. В душном воздухе, прогретом, Слышатся мне звуки боли.
Это души Холокоста, Чьи разбросанные кости, Что остались без погоста, Стонут, просятся к нам в гости.
Просят, чтобы их согрели, И обмыли, и одели, И земле родной предали, И молитву прошептали.
А в просторах неба где-то Тихо бродят тени гетто, Словно звездочки на небе, Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто, Бродят души Холокоста... |
Рассказ учителя сопровождается просмотром презентации
1. История человечества полна трагических примеров. Многочисленные войны и конфликты сопровождают людей вот уже много веков и тысячелетий. В ходе этих вооружённых конфликтов противоборствующие стороны часто совершают военные преступления против гражданского населения. Но были в истории и более страшные времена. События второй мировой войны в Европе, когда дети становились узниками лагерей смерти и не дожили до наших дней. Особенно эта трагедия коснулась детей еврейского народа. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, а в специальной литературе, учебниках чаще – Холокост.
Холокост - слово греческое, означающее «всесожжение», «сожжение до конца». Проблема терпимого, то есть толерантного отношения к людям другой национальности существовала во все времена, актуальна она и в наше время. В различных частях мира и по сей день происходят войны из-за национальных противоречий, в ходе которых гибнет большое количество детей.
2.В тридцатые годы 20 века считавшийся как бы культурным и цивилизованным германский народ, поддавшись на пропаганду вождей «Третьего рэйха» о превосходстве немецкой нации над другими народами, о национальной исключительности, развязал чудовищный геноцид против других наций, объявив их «недочеловеками» подлежащими полному уничтожению, в том числе детей.
Мы говорим о преступлениях нацизма на захваченных территориях европейских стран. Многие народы пострадали от фашистов: славяне, цыгане, но еврейский народ пострадал, наверное, больше других. И только потому, что люди имели другой цвет кожи, говорили на другом языке, принадлежали к другой нации, религии и культуре:
6 миллионов человек еврейской нации было уничтожено, в том числе 1,5 миллиона детей. Страдания детей были невыносимыми. Лишённые детства, разлучённые с семьёй, они смотрели в лицо смерти, голоду, болезням, страху.
Катастрофа еврейского народа началась с 1933 года и продолжалась по 1945 год, то есть до разгрома фашистской Германии.
В 1935г. были приняты изуверские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом к преследованию и уничтожению людей еврейской национальности.
9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома.
Еврейские семьи заселяли в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в школы, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки.
По мере продвижения немецкой армии по чужим землям, специальные эсэсовские подразделения проводили операции по уничтожению евреев. Зачастую в считанные дни население целых городов и деревень бесследно исчезало, а значит, десятки и сотни тысяч евреев отправлялись в концлагеря.
В 1942 году нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса. В Освенцим, Треблинку, Майданек и другие концлагеря прибывали эшелоны с евреями:
в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;
в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
в лагере Майданек уничтожено 1 миллион 600 тыс. евреев.
в лагере Освенцим – 1,5 миллиона евреев.
Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.
А также в Белоруссии, России и других захваченных советских территориях проходили массовые казни. Люди гибли под бомбёжками и обстрелами, от холода, голода, болезней. Трагедии белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с их населением, – немые свидетели злодеяний. Жители села Хатынь были заживо сожжены пособниками «нацистов» - «Бандеровцами», каратели не жалели никого, в том числе и детей.
Звучит “Реквием” Моцарта, на фоне которого читается стихотворение Мусы Джалиля “Варварство”. читает:_________________________________________________
«Варварство» Муссы Джалиля.
1.Они с детьми погнали Матерей
И ямы рыть заставили,
А сами они стояли кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор
И хмурыми глазами окинул обречённых.
Мутный дождь шумел
В листве соседних рощ
И на полях одетых мглою.
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня.
НЕТ! Этого я не забуду дня.
Я не забуду никогда во веки!
Я видел плакали, как дети, реки,
Как в ярости рыдала мать земля.
Своими видел я глазами,
2.Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи опустилось на поля.
В последний раз детей поцеловали.
В последний раз
Шумел соседний лес.
Казалось, что сейчас он обезумел,
Гневно бушевала его листва.
Сгущалась мгла вокруг,
Я видел мощный дуб свалился вдруг,
Он падал издавая вздох тяжелый,
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к Матерям, цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной
Ребёнок – мальчуган большой
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины-
Она смотрела ужаса полна,
Как не лишиться ей рассудка?
Всё понял, понял всё малютка
« Спрячь, Мамочка, меня не надо умирать»
Он плачет и, как лист,
Сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла ребёнка Мать,
Прижала к сердцу против дула прямо.
« Я, Мама, жить хочу, не надо, Мама,
Пусти меня, пусти чего ты ждёшь?»
И хочет вырваться из рук ребёнок.
И страшен плач, и голос тонок.
И в сердце он вонзается, как нож.
-Не бойся, мальчик мой,
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи сынок, терпи,
Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза, и заалела кровь по шее,
Тонкой летной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь
Гром грянул, ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
И сколько слёз горячих и горючих?
Земля моя – скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор т варварство такое?
Земля моя, враги тебя громят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами.
И пусть лучи его пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей.
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ
В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.
За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей.
Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.
Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя.
Заключенных, в основном евреев, называемых Зондеркоманда, заставляли закапывать трупы или сжигать их в печах. Так как нацистам не нужны были свидетели, большинство членов Зондеркоманды регулярно помещали в газовые камеры, из нескольких тысяч человек выжили меньше двадцати. Некоторые члены Зондеркоманды перед смертью закапывали свои свидетельства в банках. По иронии судьбы, выживание членов Зондеркоманды зависело от постоянного поступления новых еврейских заключенных в концентрационные лагеря
Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте.
Евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.
В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган.
Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел.
Многие еврейские дети, которых спрятали в христианских семьях во время Холокоста, не догадывались о своем происхождении и оставались со своими приемными родителями. Некоторые дети настолько привязались к приемным родителям, что не хотели покидать их, чтобы воссоединиться с выжившими членами родной семьи.
В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
Нацисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
ДАВАЙТЕ ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ (СТУК СЕРДЕЦ)
Итог мероприятия: Помни… Не забывай…Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов ЕВРЕЕВ.
Знания о Холокосте помогают осознать, как предрассудки могут привести к тому типу расизма, который насаждался нацистской Германией. Необходимо осознать, что этот вид геноцида, порождённый тоталитарным режимом, представляет угрозу всему человечеству.
Знания о Холокосте необходимы, чтобы неприязнь к непохожему не стала ненавистью к чужому народу, к чужой религии, к чужой стране.
Хотелось бы завершить мероприятие словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:
«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.
Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
Это – память, противящаяся забвению.
Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ».
Спасибо за внимание!