Тема: Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Цель: формировать представление учащихся о Крымском полуострове. Представление о Крыме как полуострове на территории РФ. Находить на карте России Крымский полуостров.
Задачи:
▪ познакомить учащихся с особенностями Крымского полуострова;
▪ способствовать развитию чувства гражданственности, патриотичности;
▪ углубить представление о разнообразии флоры и фауны;
▪ расширять кругозор, воспитывать познавательный интерес;
▪ воспитывать эстетические чувства, художественные способности.
Планируемые результаты.
Познавательные УУД: Иметь представление о расположении своего региона на карте и его влиянии на виды хозяйственной деятельности человека
Коммуникативные УУД: Обсуждать в группах и объяснять разнообразие ландшафта Крыма. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра.
Регулятивные УУД: получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.
Личностные УУД: оценивание конкретных выступлений одноклассников, формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности; научатся общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.
Ход занятия
I.Организационный этап
(дети заходят в класс, на экране - физическая карта России)
II. Актуализация знаний.
Учитель читает отрывок:
«Отчизны краешек особенный,
Долины, горы, хлеб и соль…
Для всех ты – Крым,
А мне ты – Родина,
Мой дом, судьба моя и боль».
III. Самоопределение темы. Мотивация деятельности.
-Предположите, чему посвящен наш урок?
-Как вы думаете, почему мы будем говорить о Крыме?
-Известный русский драматург А.С.Грибоедов отметил: « Крым - удивительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий».
-А ещё Крым называют жемчужиной. Почему? (метод «мозговой штурм»)
-Сегодня мы совершим небольшое путешествие в одно из красивейших мест планеты, попытаемся убедиться в неповторимости этого удивительного уголка Земли, выясним, почему его называют «жемчужиной».
IV. Работа по теме
1.Географическая страничка. История возникновения Крыма.
«Научная сказка»
Давным-давно, а точнее – 250 миллионов лет назад, жил-был океан Тетис. Он отличался необычайно свирепым нравом, постоянно враждовал с Материком, напуская на него смерчи, ураганы, гигантские волны.
И вот однажды не выдержал материк, разгневался и решил показать, что как ни велик Океан, а лежит он на твердой основе. Взбунтовались в недрах земли тектонические силы, забурлила магма, вздыбилось дно океана, и появился на его поверхности Крымский полуостров. С трех сторон сдавил его Океан, хотел было проглотить. Нахмурился Материк, и легла на его челе неизгладимая складка, которая так и осталась в виде Альпийских, Карпатских, Крымских и Кавказских гор.
Весть о сказочном полуострове в мгновение ока облетела весь свет. С тех пор тысячи лет Крым удивлял и удивляет людей своей красотой.
Работа с картой.
- Найдем на карте Крымский полуостров (поиск и показ на карте).
Рассказ учителя у карты Крыма.
-Интересно географическое положение нашего удивительного полуострова. Он находится на юге России, соединен с материком узким перешейком.
-Крымский полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. Моря соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, в ней много полезных веществ. Азовское море меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и не такая соленая, как в Черном. Несмотря на то, что территория Крыма невелика, он отличается большим разнообразием природных условий. На севере поверхность равнинная, на западе – возвышенность, на востоке небольшие горы, а на юге тянутся Крымские горы.
По особенностям геологического строения и характеру поверхности полуостров подразделяется на две части: горную – южную и равнинную – северную.
Географами выделяются следующие географические области: степной Крым (равнинно-степной), Крымское предгорье, Главная Крымская гряда (горный Крым), Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК), Керченский полуостров (Керченское мелкогорье). Вот они на карте Крыма (демонстрация)
Краткая беседа.
- Как вы считаете, какую роль играют горы? (ответы детей)
Да, горы защищают южный берег от холодных ветров. Поэтому в Ялте, Алуште, Форосе и других южных городах гораздо теплее, чем у нас. Климат мягче, влажнее.
-Если посмотреть на карту, можно увидеть Крым, напоминающий жемчужину, а ласковое Черное море, омывающее полуостров, очень похоже на открытую раковину.
2. Лексическая страничка
-Что обозначает слово «жемчужина»?
- Обратимся к толковому словарю.
- На японском языке слово «жемчуг» означает – слезы моллюсков.
- Послушайте легенды и предания о жемчужине.
Японская легенда.
«Когда первые дождевые капли со звоном ударяются о поверхность моря, из его синих глубин медленно поднимаются раковины. Они раскрываются, а когда капля попадает внутрь, закрываются и медленно опускаются на дно».
Филиппинское предание:
«Когда солнце взошло над морем, его лучи попали в открытые створки раковин, и в каждой из них образовалась жемчужина. Раковины располагались на поверхности рифов, и любой мог достать их без труда. Людей обуяла жадность. Вожди племен, стараясь собрать на рифах весь жемчуг, переругались между собой и повели племена в бой. С тех пор раковины ушли с рифов в море, и теперь, чтобы достать их, за ними нужно глубоко нырять».
3. Природная страничка
- Крымский полуостров удивительно красив. Посмотрите, как красивы горы, водопады, растения Крыма.
-Разнообразен и животный мир Крыма.
-Многие люди предпочитают отдыхать и проводить свой отпуск в городах Крыма.
Физминутка
- А знаете ли вы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму?
Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.
К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз- это брас,
Одной рукой - это кроль,
Все плывём мы, как один
Все плывём мы , как дельфин
Вышли на берег морской ,
И отправились домой!
4. Художественно-поэтическая страничка
- Крым всегда был и остается источником вдохновения для творческих людей.
-Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов, Азовского и Черного морей пробуждает у людей творческое вдохновение.
- Художники увековечили великолепные крымские пейзажи на своих полотнах.
-Поэты, писатели, композиторы посвятили Крыму лучшие свои произведения. Достопримечательности и природа Крыма вдохновляли их на создание произведений. Памятные места связаны с именами великих россиян А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.
-Послушайте стихотворение А.С.Пушкина о природе Крыма:
«Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега.
Скажите мне, кто видел край прелестный,
Где я любил, изгнанник неизвестный?»
5. Страничка «Самый-самый…»
- Крымские реки невелики, но в горах быстрые и бурные. Во время таяния снега или проливных дождей они превращаются в мощные потоки. На самых крупных реках созданы водохранилища, чтобы были запасы воды.
Какие реки вы можете назвать? (ответы).
▪ Самая протяженная река Крыма – Салгир. Ее длина – 232 км.
▪ Самое большое озеро Крыма – Сасык-Сиваш. Его площадь – 70 кв км.
▪ Самая крупная птица Крыма и Европы – черный гриф. Размах крыльев достигает 3,5 м. В гнезде могут разместиться свободно два взрослых человека.
▪ Самое крупное хищное животное Крыма – лисица.
6. Героическая страничка
-Крым удивляет нас не только живописным пейзажем.
-Весь полуостров обагрён пролитой русской кровью. Территория Крыма изобилует памятными местами и надгробиями русских воинов, которые погибли, защищая ее.
-Долгие годы русская армия и флот стояли на страже Крыма, героически обороняя Севастополь. Так было и в годы Крымской Войны, и в годы Великой Отечественной.
-За мужество и стойкость Севастополю присвоено звание город-герой.
-21 марта 2014 г. произошло очень важное событие. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
-Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной – Россией!
Прослушивание песни «Крым это Россия» в исполнении В. Цыгановой
V. Закрепление
Работа в группах.
Задание для 1-й группы: 1).Прочитать текст. Кратко пересказать его.
Крымский полуостров – один из южных полуостровов Европы и южная часть России. Крым расположен в таком широтном поясе земного шара, который находится на равных расстояниях от экватора и Северного пояса. Около 70 % территории занимает Северо- Крымская равнина с Тарханкутской возвышенностью.
2). Отгадать загадку. Охарактеризовать это животное.
Загадка. Кто грибы на сучьях сушит, чтоб зимой не голодать,
В погребок пойдет покушать, а в гнездо скорее спать? (белка)
Задание для 2-й группы: 1).Прочитать текст. Кратко пересказать его.
Уникальным является Керченский полуостров с многочисленными сопками грязевых вулканов. На юге тремя грядами простираются Крымские горы. Самая высокая гряда – Главная с горой Роман – Кош, высота которой 1545 метров. Эта гряда с платоподобными вершинами, глубокими каньонами и скалами. Южный макросклон Главной гряды выделяется как Крымское субсредиземноморье. Внутренняя и Внешняя гряда образуют Крымское предгорье.
2). Отгадать загадку. Охарактеризовать это животное.
За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
Задание для 3-й группы: 1).Прочитать текст. Кратко пересказать его.
Сивашский берег Крыма извилист. Многочисленные острова и полуострова, заливы образуют сложноен переплетение суши и воды. Берега Крыма, за исключением гористого Южнобережья, а также отдельных участков Керченского и Тарханкутского полуострова, имеют низменный характер. На западе преобладают выровненные низменные и бухтовые берега с широкими песчаными пляжами.
2). Отгадать загадку. Охарактеризовать это животное.
Какая птица не хочет трудиться, гнезда не вьет, детей раздает? (кукушка)
Задание для 4-й группы: 1).Прочитать текст. Кратко пересказать его.
Крым называют музеем природы. Здесь известно свыше 300 видов минералов, это край карстов с 8500 карстовыми воронками. В горах выявлено 2600 источников, есть уникальные водопады.
Растительный мир многообразен. Выделяются растение степи, предгорной лесостепи, лугов, лесов, солончаков и песков, южного берега.
Богат и разнообразен растительный мир полуострова. В Крыму известно более 2400 видов растений, многие из которых – свыше 200 - не встречаются в других районах мира. Они занесены в Красную книгу.
2). Отгадать загадку. Охарактеризовать это животное.
Быстрый прыжок, теплый пушок (заяц)
Презентация групп. Благодарность от учителя.
Обобщение:
- Каким должно быть наше отношение к растениям и животным?
- Что мы можем делать, чтобы природные богатства Крыма не исчезали?
VI. Итоги занятия.
Делается вывод о том, что полуостров Крым действительно можно назвать жемчужиной:
-многообразие удивительной, уникальной природы;
-интересная героическая история людей, в разные века населяющих Крым;
-имена знаменитых людей, которые прославили Крым своим творчеством: поэты, писатели, художники, композиторы;
-обилие памятных мест.
-Ребята, сегодня мы с вами еще раз убедились в неповторимости нашей удивительной Родины. А закончить занятие я хочу словами человека страстно любившего Крым:
«Крым – родина наша!
Помните это!
Души не жалейте ради нее!
Пусть над зеленым островом нашим
Мирное, доброе солнце встает!»
VII. Рефлексия.
Конкурс детских рисунков «Природа Крыма»
8