СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие: "Крым на карте России и мира".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по формированию представления учащихся о Крымском полуострове. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: "Крым на карте России и мира".»

Тема: Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.


Цель: формировать представление учащихся о Крымском полуострове. Представление о Крыме как полуострове на территории РФ. Находить на карте России Крымский полуостров.

Задачи:

▪ познакомить учащихся с особенностями Крымского полуострова;

▪ способствовать развитию чувства гражданственности, патриотичности;

▪ углубить представление о разнообразии флоры и фауны;

▪ расширять кругозор, воспитывать познавательный интерес;

▪ воспитывать эстетические чувства, художественные способности.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД: Иметь представление о расположении своего региона на карте и его влиянии на виды хозяйственной деятельности человека

Коммуникативные УУД: Обсуждать в группах и объяснять разнообразие ландшафта Крыма. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД: получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД: оценивание конкретных выступлений одноклассников, формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности; научатся общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.


Ход занятия

I.Организационный этап

(дети заходят в класс, на экране - физическая карта России)

II. Актуализация знаний.

Учитель читает отрывок:

«Отчизны краешек особенный,

Долины, горы, хлеб и соль…

Для всех ты – Крым,

А мне ты – Родина,

Мой дом, судьба моя и боль».

III. Самоопределение темы. Мотивация деятельности.

-Предположите, чему посвящен наш урок?

-Как вы думаете, почему мы будем говорить о Крыме?

-Известный русский драматург А.С.Грибоедов отметил: « Крым - удивительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий».

-А ещё Крым называют жемчужиной. Почему? (метод «мозговой штурм»)

-Сегодня мы совершим небольшое путешествие в одно из красивейших мест планеты, попытаемся убедиться в неповторимости этого удивительного уголка Земли, выясним, почему его называют «жемчужиной».

IV. Работа по теме

1.Географическая страничка. История возникновения Крыма.

«Научная сказка»

Давным-давно, а точнее – 250 миллионов лет назад, жил-был океан Тетис. Он отличался необычайно свирепым нравом, постоянно враждовал с Материком, напуская на него смерчи, ураганы, гигантские волны.

И вот однажды не выдержал материк, разгневался и решил показать, что как ни велик Океан, а лежит он на твердой основе. Взбунтовались в недрах земли тектонические силы, забурлила магма, вздыбилось дно океана, и появился на его поверхности Крымский полуостров. С трех сторон сдавил его Океан, хотел было проглотить. Нахмурился Материк, и легла на его челе неизгладимая складка, которая так и осталась в виде Альпийских, Карпатских, Крымских и Кавказских гор.

Весть о сказочном полуострове в мгновение ока облетела весь свет. С тех пор тысячи лет Крым удивлял и удивляет людей своей красотой.

Работа с картой.

  1. - Найдем на карте Крымский полуостров (поиск и показ на карте).

Рассказ учителя у карты Крыма.

-Интересно географическое положение нашего удивительного полуострова. Он находится на юге России, соединен с материком узким перешейком.

-Крымский полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. Моря соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, в ней много полезных веществ. Азовское море меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и не такая соленая, как в Черном. Несмотря на то, что территория Крыма невелика, он отличается большим разнообразием природных условий. На севере поверхность равнинная, на западе – возвышенность, на востоке небольшие горы, а на юге тянутся Крымские горы.

По особенностям геологического строения и характеру поверхности полуостров подразделяется на две части: горную – южную и равнинную – северную.

Географами выделяются следующие географические области: степной Крым (равнинно-степной), Крымское предгорье, Главная Крымская гряда (горный Крым), Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК), Керченский полуостров (Керченское мелкогорье). Вот они на карте Крыма (демонстрация)

  1. Краткая беседа.

- Как вы считаете, какую роль играют горы? (ответы детей)

Да, горы защищают южный берег от холодных ветров. Поэтому в Ялте, Алуште, Форосе и других южных городах гораздо теплее, чем у нас. Климат мягче, влажнее.

-Если посмотреть на карту, можно увидеть Крым, напоминающий жемчужину, а ласковое Черное море, омывающее полуостров, очень похоже на открытую раковину.

2. Лексическая страничка

-Что обозначает слово «жемчужина»?

- Обратимся к толковому словарю.

- На японском языке слово «жемчуг» означает – слезы моллюсков.

- Послушайте легенды и предания о жемчужине.

Японская легенда.

«Когда первые дождевые капли со звоном ударяются о поверхность моря, из его синих глубин медленно поднимаются раковины. Они раскрываются, а когда капля попадает внутрь, закрываются и медленно опускаются на дно».

Филиппинское предание:

«Когда солнце взошло над морем, его лучи попали в открытые створки раковин, и в каждой из них образовалась жемчужина. Раковины располагались на поверхности рифов, и любой мог достать их без труда. Людей обуяла жадность. Вожди племен, стараясь собрать на рифах весь жемчуг, переругались между собой и повели племена в бой. С тех пор раковины ушли с рифов в море, и теперь, чтобы достать их, за ними нужно глубоко нырять».

3. Природная страничка

- Крымский полуостров удивительно красив. Посмотрите, как красивы горы, водопады, растения Крыма.

-Разнообразен и животный мир Крыма.

-Многие люди предпочитают отдыхать и проводить свой отпуск в городах Крыма.

Физминутка

- А знаете ли  вы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму?

Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.

К морю быстро мы спустились

           Наклонились и умылись

           Раз, два, три, четыре

           Вот так славно освежились.

           А теперь поплыли дружно

           Делать так руками нужно

           Вместе раз- это брас,

           Одной рукой - это кроль,

           Все плывём мы, как один

           Все плывём мы , как дельфин

           Вышли на берег морской ,

           И отправились домой!

4. Художественно-поэтическая страничка

- Крым всегда был и остается источником вдохновения для творческих людей.

-Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов, Азовского и Черного морей пробуждает у людей творческое вдохновение.

- Художники увековечили великолепные крымские пейзажи на своих полотнах.

-Поэты, писатели, композиторы посвятили Крыму лучшие свои произведения. Достопримечательности и природа Крыма вдохновляли их  на создание произведений. Памятные места связаны с именами великих россиян А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.

-Послушайте стихотворение А.С.Пушкина о природе Крыма:

«Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега,

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега.

Скажите мне, кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный?»

5. Страничка «Самый-самый…»

- Крымские реки невелики, но в горах быстрые и бурные. Во время таяния снега или проливных дождей они превращаются в мощные потоки. На самых крупных реках созданы водохранилища, чтобы были запасы воды.

Какие реки вы можете назвать? (ответы).

▪ Самая протяженная река Крыма – Салгир. Ее длина – 232 км.

▪ Самое большое озеро Крыма – Сасык-Сиваш. Его площадь – 70 кв км.

▪ Самая крупная птица Крыма и Европы – черный гриф. Размах крыльев достигает 3,5 м. В гнезде могут разместиться свободно два взрослых человека.

▪ Самое крупное хищное животное Крыма – лисица.

6. Героическая страничка

-Крым удивляет нас не только живописным пейзажем.

-Весь полуостров обагрён пролитой русской кровью. Территория Крыма изобилует памятными местами и надгробиями русских воинов, которые погибли, защищая ее.

-Долгие годы русская армия и флот стояли на страже Крыма, героически обороняя Севастополь. Так было и в годы Крымской Войны, и в годы Великой Отечественной.

-За мужество и стойкость Севастополю присвоено звание город-герой.

-21 марта 2014 г. произошло очень важное событие. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

-Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной – Россией!

Прослушивание песни «Крым это Россия» в исполнении В. Цыгановой

V. Закрепление

  1. Работа в группах.

Задание для 1-й группы: 1).Прочитать текст. Кратко пересказать его.

Крымский полуостров – один из южных полуостровов Европы и южная часть России. Крым расположен в таком широтном поясе земного шара, который находится на равных расстояниях от экватора и Северного пояса. Около 70 % территории занимает Северо- Крымская равнина с Тарханкутской возвышенностью.

2). Отгадать загадку. Охарактеризовать это животное.

Загадка. Кто грибы на сучьях сушит, чтоб зимой не голодать,

В погребок пойдет покушать, а в гнездо скорее спать? (белка)


Задание для 2-й группы1).Прочитать текст. Кратко пересказать его.

Уникальным является Керченский полуостров с многочисленными сопками грязевых вулканов. На юге тремя грядами простираются Крымские горы. Самая высокая гряда – Главная с горой Роман – Кош, высота которой 1545 метров. Эта гряда с платоподобными вершинами, глубокими каньонами и скалами. Южный макросклон Главной гряды выделяется как Крымское субсредиземноморье. Внутренняя и Внешняя гряда образуют Крымское предгорье.

2). Отгадать загадку. Охарактеризовать это животное.

За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара. (лиса)


Задание для 3-й группы1).Прочитать текст. Кратко пересказать его.

Сивашский берег Крыма извилист. Многочисленные острова и полуострова, заливы образуют сложноен переплетение суши и воды. Берега Крыма, за исключением гористого Южнобережья, а также отдельных участков Керченского и Тарханкутского полуострова, имеют низменный характер. На западе преобладают выровненные низменные и бухтовые берега с широкими песчаными пляжами.

2). Отгадать загадку. Охарактеризовать это животное.

Какая птица не хочет трудиться, гнезда не вьет, детей раздает? (кукушка)

Задание для 4-й группы1).Прочитать текст. Кратко пересказать его.

Крым называют музеем природы. Здесь известно свыше 300 видов минералов, это край карстов с 8500 карстовыми воронками. В горах выявлено 2600 источников, есть уникальные водопады.

Растительный мир многообразен. Выделяются растение степи, предгорной лесостепи, лугов, лесов, солончаков и песков, южного берега.

Богат и разнообразен растительный мир полуострова. В Крыму известно более 2400 видов растений, многие из которых – свыше 200 - не встречаются в других районах мира. Они занесены в Красную книгу.

2). Отгадать загадку. Охарактеризовать это животное.

Быстрый прыжок, теплый пушок (заяц)

  1. Презентация групп. Благодарность от учителя.

  2. Обобщение:

- Каким должно быть наше отношение к растениям и животным?

- Что мы можем делать, чтобы природные богатства Крыма не исчезали?

VI. Итоги занятия.

Делается вывод о том, что полуостров Крым действительно можно назвать жемчужиной:

-многообразие удивительной, уникальной природы;

-интересная героическая история людей, в разные века населяющих Крым;

-имена знаменитых людей, которые прославили Крым своим творчеством: поэты, писатели, художники, композиторы;

-обилие памятных мест.

-Ребята, сегодня мы с вами еще раз убедились в неповторимости нашей удивительной Родины. А закончить занятие я хочу словами человека страстно любившего Крым:

«Крым – родина наша!

Помните это!

Души не жалейте ради нее!

Пусть над зеленым островом нашим

Мирное, доброе солнце встает!»

VII. Рефлексия.

Конкурс детских рисунков «Природа Крыма»


8