
Цель:привлечь внимание учащихся к изучениюрусского языка, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.
Задачи:
обучающие – повторить и закрепитьзнания учащихся по изученным темам;
развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у учащихся речи, мышления, памяти, творческой активности;
воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.
Подготовительный этап: Предварительно за неделю объявляется время проведения викторины, формируются команды, участники придумывают название команды, девиз, приветствие соперникам.
Оформление класса: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, гонг, музыка.
Время реализации: 45 минут
Ход викторины
1. Организационный момент
Ведущий:Приветствуем самых отчаянных и смелых, эрудированных и уверенных в своих знаниях!
Конкурс «Приветствие. Эмблема. Газета». Капитаны по очереди произносят приветственные речи, представляя свои команды.
Жюри оценивает владение литературной речью, оригинальность, лаконичность – каждый конкурс оценивается по 5-балльной системе, результаты объявляются в конце викторины.
Команды располагаются за столами, расставленными в классе.
1. Объясните значение фразеологизмов:
Водой не разольешь, как в воду опущенный, толочь воду в ступе, седьмая вода на киселе, набрал в рот воды, как в воду глядел, как две капли воды, прошли огонь и воду.
2. Помогите восстановить загадочную надпись (кто быстрее).
Однажды ветер решил пошутить. Над дверью училища он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все буквы, кроме гласных. Когда утром в училище пришли ребята, то увидели такую надпись:.О..О .О.А.О.А..
Ответ:Добро пожаловать.
3. В каждом из приведенных ниже слов переставьте буквы так, чтобы из нарицательных существительных получились собственные – географические названия (например: весна – Севан): игра, ворон, остров, рубаха, дно.
Ответы: Рига, Ровно, Ростов, Бухара, Дон.
4.В каких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое:
1) Иван будет работать. 2) Иван хочет работать. 3) Иван поехал работать. 4) Иван стал учителем?
5. «Собери пословицу»
Что на уме, | умей отдать |
Что посеешь, | чьё мясо съела |
Чует кошка, | то и на языке |
Умел взять - | тому ничего не удаётся |
Красна птица перьем, | то и пожнёшь |
Кто за всё берётся, | не будь лапшой |
Расти большой, | а человек уменьем |
6. Конкурс «Противопоставление».
Заполните вертикальные строчки антонимами к словам: 1. Восточный. 2. Длинный. 3.Находка. 4. Отдохнувший. 5. Прямой. 6. Брать. 7. Мало. 8. Острый. 9. Тот. 10. Полон (краткая форма прилагательного). 11. Зимой. 12. Друзья. 13. Будущий. 14. Близко. 15. Темный. 16. Начинать. 17. Увезти. 18. Плакать.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
п | р | о | т | и | в | о | п | о | с | т | а | в | л | е | н | и | е |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ответы: западный, короткий, пропажа, усталый, кривой, давать, много, тупой, этот, пуст, летом, враги, бывший, далеко, светлый, кончать, привезти, смеяться.
7. Поставьте ударения в следующих словах:
алфавит, водопровод, генезис, камбала, километр, коклюш, красивее, ломота, ломоть, мастерски, мизерный, мышление, немота, принудить, толика.
Ответ:Алфави́т, водопрово́д, ге́незис, ка́мбала, киломе́тр, коклю́ш, краси́вее, ломо́та, ломо́ть, мастерски́, мизе́рный, мышле́ние, немота́, прину́дить, толи́ка.
8.Как написать слово глаз 3 буквами? (око)
9.Как написать сухая трава 4 буквами? (сено) )
10.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (точь-в-точь)
11.В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет)
12.Назовите слово, начинающееся с 4 согласных (взгляд)
Знатоки литературы Вам предстоит назвать автора или источник известных афоризмов:
1. «Он уважать себя заставил» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
2. «Краткость-сестра таланта»(А.П.Чехов) 3.«Сквозь видимый миру смех и незримые миру слёзы» (Н.В.Гоголь)
4. «Не хочу учиться, а хочу жениться»(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
5. «Умом Россию не понять»(Ф.И.Тютчев)
6. « И дым отечества нам сладок и приятен»(А.С.Грибоедов «Горе от ума») 7. « Сражаться с ветряными мельницами» (Сервантес «Дон Кихот»)
8. «Зри в корень»(Козьма Прутков) |
9. В журнале «Вестник Европы» было опубликовано первое стихотворение А.С. Пушкина «к другу». Сколько лет было поэту?
(13 лет,
15 лет, 17 лет)
10. Кому из своих друзей – декабристов А.С.Пушкин послал стихотворение «В Сибирь»?
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
( И. Пущину, А.Чаадаеву, С. Волконскому)
11. Какую оперу на сюжет произведения А. С. Пушкина создал П. Чайковский?
( «Евгений онегин», «Пир во время чумы», «Руслан и Людмила»)
12. Кто из русских поэтов служил на Кавказе, командовал сотней, его именем чеченские женщины пугали своих детей, и был представлен к награждению именной саблей «За храбрость»? (М.Ю.Лермонтов)
13. Кто из русских писателей написал «Историю Пугачёвского бунта»? (А.С.Пушкин)
14. Кто из русских поэтов написал цикл стихов «На поле Куликовом»? (А.Блок)
15. Кто из русских писателей, являясь дипломатом, участвовал в переговорах и помог России подписать мирный договор с Персией? (А.С.Грибоедов)
16.Слова, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника (цитата)
17.Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали(историзм)
18.Наука,изучающая языки и народное творчество.(филология)
19.Какое событие в романе «Преступление и наказание» является кульминационным:
а) смерть Мармеладова, б) сон Раскольникова с)исповедь, признание Раскольникова Соне,
д ) уголовное преступление Раскольникова.
20.Герой романа «Преступление и наказание» совершает своё убийство ради:
а) денег, б) оправдания своей теории,
с) близких ему людей,
д) семьи Мармеладовых.
21.Кому посвящён роман «Отцы и дети»?
а) А.И. Герцену, б) В.Г. Белинскому, в) Н.А.Некрасову.
22. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:
а) ссора между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым,
б) конфликт между Евгением Базаровым и Николаем Петровичем Кирсановым,
в) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционеров-демократов.
23. Как называется первый сборник стихов А.С.Есенина?(Радуница)
24.Кто из русских писателей владел 8 иностранными языками?
(А.С.Грибоедов: латинский, английский, французский, арабский, итальянский, персидский, греческий, немецкий)
25. Кто из русских писателей в возрасте 70 лет катался на коньках, в 75 увлекался велосипедным спортом, в 82 года быстро ездил верхом на лошади? (Л.Н.Толстой)
26.Чей портрет?
А.Н.Островский, А.А.Фет, А.Н.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.П.Чехов
27.Чёрный ящикПредмет, лежащий в этом ящике известен людям очень давно, когда-то, а иногда и сейчас, он является просто необходимым в доме. С ним тепло и уютно, он вызывает на откровенный разговор. Он бывает маленьким и большим, белым и цветным, а иногда и плавающим. Без него не обходится ни одно семейное торжество. Может применяться количественно от одного до бесконечности. Что в ящике? (Свеча)