Горный Дагестан.
Цели: способствовать развитию эстетического вкуса; приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины; углубить знания учеников о народностях Дагестана и его аулах; воспитание нравственности; развитие информационной культуры учеников;
Ход мероприятия:
Песня салам горцы.
1 Ведуший: Говорят, что дом, куда не ходят гости самый несчастный. В этом отношении наша страна гор самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: «Мир вашему дому!» говорим: «Добро пожаловать!».
звучит дагестанская мелодия
2 вед: Ассалам алейкум, дорогие друзья!
1 вед: Ассалам алейкум, добрые гости!
2 вед: Ассалам алейкум, почетный джамаат!
звучит дагестанская мелодия
1 вед: Цель сегодняшней нашей встречи, лучше узнать родной край, его богатую историю, скрытые за горными вершинами и огромными холмами аулы Дагестана.
Под ненавязчивый мотив зурны на экран проецируются изображения Дагестана. Весь нижеприведенный текст записан и воспроизводится вместе с видео.
2 вед.- Где находится Дагестан? – спросили у одного горца, живущего высоко в горах.
- Над и под крылом орла, - ответил горец.
- У горцев спросили: «Зачем вы строите свои аулы далеко, в труднодоступных горах? До вас невозможно добраться, да и опасно: эти тропинки над пропастями, эти горные осыпи и обвалы».
- Горцы ответили: «Хорошие друзья доберутся до нас и по плохим дорогам, пренебрегая опасностям, а плохие друзья нам не нужны».
1 вед: - Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа свои прославленные аулы. Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами. В одном ауле - хорошие строители мостов и дорог, в другом - прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия. Этот аул славен качеством своего зерна, тот – прекрасными яблоками, а другой – капустой и картошкой. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами, четвертые танцорами и музыкантами. Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории.
Ученик:
Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,
Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.
Переплетением городов и наций,
Прославился прекрасный Дагестан.
Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
И крепость их как горные вершины,
В которых гордые орлы парят.
В едином духе множество народов,
В лезгинском танце горные орлы.
В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.
И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.
1 вед.: Чтоб понять всю прелесть красок горной природы, яркую свежесть мелодии, звучную тишину нужно направиться в горы…
2 вед: у каждого района своя богатая история. И сегодня мы постараемся с вами немного узнать хотя бы о некоторых из них.
1 вед: народ о котором мы расскажем это андийцы. Андийцы – Самая крупная из малочисленных народностей Дагестана и одна из самых древних упоминаемых в источниках из народностей Кавказа. История андийцев насыщена событиями, их хорошо знали на Кавказе, в военные походы выходили конным войском, отличались воинственностью, благородством и юмором. Андия также являлась центром производства знаменитых наплечных кавказских бурок. Несмотря на свою сравнительную малочисленность, андийцы играли видную роль в истории народов Восточного Кавказа, сохранили свой язык и культуру.
2 вед.
Андийцы занимались земледелием и скотоводством. Основным промыслом андийцев было производство и торговля известными на Кавказе и за его пределами кавказскими кавалерийскими бурками. Испокон веков андийцы были известны благодаря производству и торговле наплечными бурками, высоко ценившимися на кавказских, персидских и турецких рынках.
изготовление бурок было делом рук андийских женщин. Любопытна была сама механика производства и организация труда. Так как размах бурочного дела был значителен, андийцам своей шерсти не хватало. Поэтому мужчины отправлялись в села Западного Дагестана за шерстью, которую полностью использовали на бурки.
1 вед:«В бурке андийской скакал впереди
Молнией белой Чапай.
Бурка Чапаеву силы дала,
Пулю не раз от него отвела.
Бурка была и нежна и тепла,
Бурка легка и надежна была.
В бурках андийских сражались полки,
Бурку завидев, смущались враги», - пишет Фазу Алиева.
2 вед: Много произведений, посвященных бурке и у Расула Гамзатова:
«В горах дагестанских джигиты бывало,
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,
Дарили друг другу клинки и кинжалы,
И лучшие бурки, и лучших коней».
В одном из своих стихотворений он так пишет о бурке, которую вручает Фиделю Кастро от имени дагестанского народа:
«Не готовил я речи на тему
Бескорыстной и верной любви,
Лучше бурку, Фидель, я надену
На широкие плечи твои.
У нее красота не твоя ли,
Погляди бородач, погляди!
Руки женщины горской сваляли
Эту бурку в ауле Анди»
Танец. Изготовление бурки.
1 вед. Мужская одежда. Старинная мужская одежда андийцев ничем не отличалась от национальной мужской одежды народов Дагестана.
Это нательная рубаха навыпуск под пояс и суживающиеся книзу штаны. Поверх рубахи надевали бешмет или гужгат. Необходимым элементом мужской была также черкеска (чухъа) общекавказского типа, папаха (рагъвара), бурка (буртина), своеобразная шуба с ложными рукавами (хъапача, бишо), встречалась и другой формы шуба (сагуяа), накидка без рукавов с большим откидным воротником, как гидатлинский качI. Носили разнообразную обувь, начиная от хороших кавказских мягких и легких кожаных сапог (чакмагьол), кончая известными чарыками (мачещол) из сыромятной кожи и деревянными башмаками.
2 вед. Женская одежда. Если мужская одежда сравнительно в целом однообразна, то женская одежда обнаруживает в форме и в покрое разнообразие в каждом отдельном андийском селе. По одежде сами андийцы могут отличить, из какого селения женщина.
Платье-рубаха в старину имела туникообразный покрой с очень широким подолом и прямыми рукавами. Андийки вообще не подпоясывались, а лишь частично заправив рубаху у пояса, за вздешку штанов укорачивали ее до колен.
В старину как предназначенная одежда у андиек было распространено платье хъабала кумыкского типа, но оно встречалось у знатных зажиточных женщин. Значительно интересен женский головной убор чухтIу «чохто».
В Дагестане, как известно, по форме головного убора и по ряду деталей можно было определить принадлежность его носителя к тому или иному обществу. Наиболее примечательной деталью традиционной андийской одежды являлось высокое фигурное чухтIу. Оно имеет форму полумесяца, концы «сглажены» или покато согнуты вниз. Среднюю часть корпуса обшивали лиловым шелком, а боковые – красным. Построченный шлейф чухту у андийки доходил до самых пят.
Действительно, если женщина что-либо просила у людей, сняв с себя чухту и добавив «гьонор рухиб чухтIу – кIазилхъичIало!» («во имя этого чухто-кази»), ее просьба удовлетворялась – останавливались распри, убийства, драки, т.е. исполнялось все, что женщина не называла, вплоть до развода, если она требовала этого.
Дагестан
Насторожись, стань крепче в стремена.
В ущелье мрак, шумящие каскады.
И до небес скалистые громады
Встают в конце ущелья как стена.
Над их челом - далеких звезд алмазы.
А на груди, в зловещей темноте.
Лежит аул: дракон тысячиглазый
Гнездится в высоте.
(И.Л. Бунин 1903 г)
Сценка (хинкал)
Ученик: Качает горный ветер колыбели
Аульским малышам, который век.
Слагают колыбельную метели.
И снег лавин, и волны горных рек.
Пусть будут наши дети удальцами.
Пусть славы дагестанцев не чернят.
Орлы, парившие над их отцами.
Над маленькими горцами парят.
Сценка
ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ (УНСО БУЛЪОЛЪИР)
Самым главным праздником в андийских селах был весенний праздник первой борозды унсо булъолъир, распространённый в Нагорном Дагестане. Название праздника унсо булъолъир дословно означает вести быка. Все участники праздника накануне так же готовили ритуальную пищу, особенно фигурные хлебы, изготовляемые только для этого праздника: калачи, для того, чтобы одевать на рога быка, хлебцы йошкIи кIоту «кукла лошадь» и др.
Особое место в ритуальной пище занимало мишур – «дерево изобилия»
Выходят дети. Один несет ветку с украшениями.
На ветви дерева вешали самые разнообразные хлебные изделия – печенья, конфеты, тушки жареных куриц, крашеные яйца, орехи, фрукты и т.д. В самый разгар праздника с «мишур» стряхивали явства с восклицаниями о благополучии:
«Хур бигъгъодо!»,
«Да будет урожай,
«Барка бик1водо,
да будет благодать, солнце,
милъило цIцIало ригъодо,
дождь да будет в меру!
ибгу дан гьарза бигъгъодо!»
Всего пусть будет много!»
Для проведения первой борозды приглашали зажиточного, удачливого земледельца (баркалогусси гьекIа), важно было не столько его богатство, сколько пожелание ему хорошего хлеба. Проведение борозды и символический сев семенами сопровождались пожеланиями благополучия;
«Решинолакку цIцI иччо
«Пусть дожди пойдут сколько надо,
Мисулъикку лъен иччо,
пусть земля родит,
Баркалогу хур бигъодо,
пусть восходы будут густыми,
Лорало кабарало мугьуди рицIодо»,
пусть колосья и сундуки наполняются зерном».
1 ведущий: Культурное наследие Дагестана безмерно велико. Оно веками создавалось нашими заботливыми отцами, дедами, прадедами. Может быть и вы, в свое время внесете свой вклад в развитие нашей Родины.
2 ведущий: Хочется, чтобы вы навсегда запомнили, что самое дорогое и великое богатство -
дружба между народами.
Песня. Хор. Дагестан.