Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа», с.Волконское
Калужской области Козельского района
подготовила учитель начальных классов
Дудрова Лариса Васильевна
Внеклассное мероприятие для обучающихся 2 класса
Цель мероприятия: в нетрадиционной форме дать детям знания о причинах возникновения пожара и правилах поведения в опасной для жизни ситуации.
Задачи:
Формировать у детей знания о правилах поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта.
Формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях (в частности, при пожаре)
Воспитывать в детях уверенность в своих силах во время спасательных действий на пожаре или при его тушении.
Закрепить в сознании детей мысль о том, что звонить в пожарную службу ради развлечения нельзя, что за этим может последовать.
Оборудование:
Презентация
Рисунки детей
Фото-коллаж
Выставка книг
Костюм пожарного
Костюм огня
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Учитель:
- Ребята, сегодня мы обсудим нужную, важную и серьёзную тему нашей жизни.
- О чём пойдёт речь, вы догадаетесь сами, если послушаете следующие строки:
Ученик:
Мчится красная машина,
Всё быстрей, быстрей вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
-Поднажми ещё немножко,-
Он шофёру говорит.-
Видишь в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
-Ясно всё, - шофёр ответил,
Дал машине полный газ.
Звучит сирена
Учитель:
-Ребята, вы догадались, о какой машине идёт речь? Когда красные машины с сиренами мчатся по нашим улицам?
-Верно, где-то пожар, где-то полыхает огонь.
-Вот сегодня мы и поговорим на тему: «Огонь – друг, огонь-враг»
-Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее всё вокруг своим пламенным языком. Этот язык съедает и любимые игрушки, и платья. И дома, даже целые улицы. Как правило, дети боятся огня.
-А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был совсем не страшным? Можно ли сделать огонь своим другом?
(ответы детей)
- С давних пор огонь был другом человеку. Он помогал обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Много сотен лет потребовалось человеку, чтобы научиться добывать и использовать огонь. Люди всегда считали огонь священным и думали, что он им послан великим Богом. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду. Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на Земле.
Ученик:
Знают все: человек без огня
Не живёт ни единого дня!
При огне. Как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг –
Нам огонь повседневный друг!
Учитель:
-Но огонь может стать грозным врагом, врагом, которого трудно победить, если он разбушевался и вошёл в силу. Зависит это от того, правильно ли мы используем огонь.
Ученик:
Человеку друг – огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать –
От огня не сдобровать!
И когда мы небрежны с огнём,
Он становится страшным врагом.
ПОЯВЛЯЕТСЯ РЕБЁНОК В КОСТЮМЕ ОГНЯ
Огонь:
Я – Огонь! Я друг ребят,
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю всё кругом!
-Здравствуйте, ребята! Я хочу предложить вам совершить путешествие в мой город Огня. В этом городе можно очень много узнать обо мне. Но, чтобы попасть в него, нужно ответить на вопросы:
Назовите самые распространённые причины пожара.
Что нужно сделать, если видите, что начинается пожар?
Если нет телефона, что делать при пожаре?
(ответы детей)
-А теперь поиграем в игру «Разрешается – запрещается»
(в руках у детей круги красного и зелёного цвета)
-Если вы согласны с моим утверждением, то показываете зелёный круг, а ели нет, то – красный.
Запрещается брать спички без разрешения взрослых.
Разрешается оставлять без присмотра включённые электроприборы.
Запрещается защищать дом от пожара.
Разрешается кричать и звать на помощь взрослых.
Разрешается подавать сигнал тревоги.
Разрешается разводить костры вблизи деревянных строений.
Запрещается открывать окна во время пожара в помещении.
- Молодцы! Вы справились с моими заданиями, и я приглашаю вас в мой город.
-Нас встречает выставка детских рисунков. Многие ребята пишут мне письма, и в них я нахожу много интересных работ. Посмотрите, нет ли и ваших среди них. И расскажите мне, почему ваш верный друг – огонь может превратиться в грозного жестокого врага.
(выступают несколько ребят)
-Давайте продолжим наш путь.
О! Я вижу своих старых знакомых, но чем они заняты, давайте понаблюдаем за ними.
Разыгрывается сценка:
1 ученик: Вот скукотища-то и заняться нечем.
2 ученик: Чтобы такого сделать плохого?
1 ученик: Ой, я кажется, придумал. (достаёт спичечный коробок, чиркает спичкой)
Давай мы с тобой костёрчик разведём.
2 ученик: Вот здорово! Давай!
Ученица: - Ой, что вы делаете? (мальчики роняют коробок)
1 ученик: Что это вы кричите? Пожар что ли?
Ученица: Не появись я вовремя, пожара не миновать.
1 ученик: Да ладно! Из-за какой-то малюсенькой спички!
Ученица:
Ростом спичка – невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
«Что с огнём шутить нельзя!»
2 ученик: Ух, ты, а мы и не знали, что из-за маленькой спички может быть пожар.
Ученица:
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не шути, дружок, с огнём,
Чтоб не пожалеть потом.
Огонь:
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонёк
От пожара недалёк.
-А теперь послушаем ребят, которые уже пострадали от игры со спичками.
Выходят ребята с перевязанными руками, ногами.
Ученик:
Не бери из спичек жар,
Ведь и он таит пожар.
Уголёк, хоть невеличка,
Но опасен, как и спичка.
Ученик:
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И пожарников позвать.
Ученик:
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда
Это помните всегда!
Учитель:
-Вот, ребята, к чему могут привести ваши шалости, непослушание. Помните: «Детям – спички не игрушки»
-Но если вдруг возник пожар, то первыми к нам на помощь приходят люди одной замечательной профессии. Отважные, смелые люди, которые готовы отдать свою жизнь для спасения тех. Кто попал в беду.
Огонь:
-Я вас сейчас с ними познакомлю. Вот они идут нам на встречу.
Выходят пожарные
Хором:
С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мы?
Дети хором: пожарные
Учитель:
-"Пожарные" и "огонь" понятия не разделимые. Пожарные – это героические, мужественные люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Работа пожарных трудна и опасна. От их действий часто зависит жизнь людей. А бываю случаи, когда пожарные сами гибнут в огне, а других людей спасают. Ведь о пожарных не зря говорят: "Каждый – герой, и всегда на войне".
Ученик:
Ваша работа трудна и опасна
Сильные духом лишь справятся с ней,
И романтична она, и прекрасна,
Вряд ли на свете есть дело важней.
И уважаем ваш труд и почётен,
Честь и отвага присущи ему,
Вы и поможете, вы и спасёте,
Не растерявшись в огне и дыму.
Ученик:
Трудные будни и праздник – не легче,
Холод, жара ли – тревога не ждёт.
Где-то беда, значит, мчитесь навстречу.
Где-то пожар, значит – только вперёд.
Все вы отважны, вам есть чем гордиться,
Служите верно родимой стране.
Ведь о пожарных не зря говорится:
Каждый – герой, и всегда на войне!"
Учитель:
-Профессия пожарных – одна из старейших на земле. Много лет назад пожарная служба не была такой мощной, хорошо оснащённой техникой, оборудованием, формой. Но для людей не меньше значима, чем сейчас.
-А какой же бала пожарная служба более 200 лет назад.
200 лет назад пожары обнаруживали с каланчёвской башни.
На площади базарной, на каланче пожарной
Круглые сутки дозорный из будки поглядывает.
На север, на юг, на запад, восток
Не виден ли дымок.
И если видел он пожар, плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар над каланчой пожарной
И два шара и три шара взвивались вверх, бывало
И вот с пожарного двора команда выезжала.
Ученик:
Пожар!
Стремглав летели кони,
Как пламя, сами горчи.
Толпа на всадников смотрела.
С любовью, с гордостью живой.
Пожарный – это парень смелый,
Пожарный – парень удалой!
Другая техника и средства,
Да и размах теперь другой,
Но дух отваги по наследству
Не зря достался нам с тобой!
Учитель:
-Пожарная часть состояла из двух этажей. На втором этаже жили пожарные со своими семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади. Самые лучшие, саамы резвые. Впереди на лихом коне – трубач. Громкие звуки трубы предупреждали прохожих о том, что пожарные торопятся на пожар.
-На смену лошадям пришли мощные машины, а труба стала прародительницей сирен, которые устанавливаются на машинах.
Изменилась и форма пожарных.
(Объяснение сопровождается слайдами)
Учитель:
-Профессия пожарных нужна людям, чтобы в опасности знать, что тебе помогут, только позвони.
Ученик:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один
Позвоним по 01.
Или единый номер 112
Учитель:
-Пожарные должны уметь быстро собраться и выехать в заданный район, поскольку важна каждая секунда. Но иногда они приезжают слишком поздно. Это случается чаще всего оттого, что люди слишком поздно сообщают о пожаре или в панике не могут назвать точно свой адрес.
-Давайте послушаем, а как же надо поступать, если случился пожар.
Ученик:
Ты о пожаре услыхал, скорей об этом дай сигнал,
Смело в трубку в руки взять, 01 сумей набрать.
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком.
И ещё сказать: "Даю вам фамилию свою,
Так же номер телефона, у которого стою"
Учитель:
-Ребята, что вы поняли из этого стихотворения? Как нужно, в случае возникновения пожара, сообщать об этом по телефону?
-Давайте попробуем разыграть такую сценку.
Сценка
(два телефона)
Учитель:
-Представьте себе, что у вас говорит квартира, а именно – возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Прежде чем звонить, давайте ознакомимся с вопросами, на которые вам нужно будет ответить во время звонка.
На слайде:
Объект (квартира, склад, школа)
Что горит конкретно
Адрес: улица, номер дома, номер подъезда, квартиры
Этаж. Сколько этажей в здании
Есть ли опасность для людей
Фамилия
Телефон
После внимательного изучения плана дети должны сделать звонок пожарным.
-Скажите, ребята, а как вы будете отвечать на вопросы?
(ответы детей)
-Верно, говорить нужно чётким, понятным голосом, не паникуя.
Скажите, а можно ли набирать 01 или 112 ради шутки и вызывать пожарную команду? Почему нельзя?
-Итак, мы доказали, что огонь – наш друг, но если не соблюдать правила безопасности и неумело использовать огонь, то он становится для нас грозным врагом.
Огонь:
-Я провёл вас, ребята, по некоторым улицам моего города, но много ещё впереди. А пока мы с вами расстаёмся, у меня много дел, меня ждут во многих домах. Но я не прощаюсь с вами, мы ещё не раз встретимся, я ещё не всё вам рассказал.
А на прощание скажу:
Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте.
Утром, вечером и днём
Осторожен будь с огнём!
Учитель:
-Ребята, сегодня мы начали своё путешествие по городу Огня, многое узнали, но ещё больше нам предстоит узнать и ответить на множество вопросов.
-А теперь я хочу проверить, что же вы запомнили и поняли.
В этой части мероприятия можно предложить ребятам викторину, тест, игру.
Заключение
-Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями, ответили на вопросы. Я думаю, что вы усвоили главное – шутить согнём нельзя, очень опасно.
-Но главное - каждый человек должен знать правила пожарной безопасности, но очень важно эти правила соблюдать.