- Ребята, давайте вспомним знакомые всем вам сказки, в которых нарушены основные безопасности жизнедеятельности, привело к печальным последствиям.
1. “Колобок”, “Приключения Буратино”, “Красная Шапочка” 2. “Волк и семеро козлят” 3. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” 4. “Спящая красавица” 5. “Снежная королева” | (чрезмерное доверие к незнакомцам) (не открывай дверь чужим) (слушай старших) (будь осторожен с колющими и режущими предметами) (нельзя цепляться за впереди идущий транспорт) |
а) Сообщение темы занятия.
- Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, вы должны отгадать загадку.
Рыжий зверь в печи сидит,
Искусает всю ладонь.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Потому что он … (огонь)
Слайд 1 – 2.
Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. В древние времена люди огонь назвали “красный зверь”. “Красный огонь” не мог перепрыгнуть реку, значит, он боится воды. Понравилась им пища, обожжённая огнём. Была очень вкусной, мясо сочным и мягким. Попытались перенести “красный зверя” в пещеру, но он потух, его надо было подкормить сухой травой.
Так человек изучил огонь и поселил его рядом с собой.
- Ребята, скажите, а огонь друг или враг?
- Когда друг?
Слайд 3 – 4.
С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.
Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.
- Когда враг?
Слайд 5.
Огонь- враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.
- Мы сегодня поговорим о пожаре.
б) Причины пожара.
- Послушайте шуточное стихотворение.
Слайд 6.
Спички - лучшая игрушка Для скучающих детей. Папин галстук, мамин паспорт - Вот и маленький костер. Если тапочки подкинуть, Или веник подложить, | Можно целый стул зажарить, В тумбочке сварить уху. Если взрослые куда-то Спички спрятали от вас, Объясните им, что спички Для пожара вам нужны. |
- Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём?
Слайд 6-7.
- К чему это может привести?
- Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага.
Слайд 8 – 15.
Причины пожаров
Неосторожное обращение с огнем.
Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
Пожар. Что это такое?
Слайд 16-17.
ПОЖАР неконтролируемый процесс горения, уничтожение материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. |
- Дома, в которых мы живём, обеспечены газом, электроприборами. В них пожары возникают значительно чаще, чем в общественных зданиях.
- О пожарах много написано книг, снято фильмов и мультфильмов.
Просмотр мультфильма «Кошкин дом» - 12.20-16.40
Слайд 18-22.
г) Устранение пожара
- Что же нужно делать , если начался пожар?
- Чем можно потушить пожар?
- Добавь словечко:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. . . (водой).
- Недаром говорят:
ОГОНЬ ВОДЫ БОИТСЯ.
- А ещё чем можно?
- Пожар не ждёт! К ящику бросок!!!
- Насыпь на очаг спасительный …
(ПЕСОК)
- Если есть огнетушитель – пенный
3. Физкультминутка
Слайд 23.
ИГРА. “Это я, это я, это все мои друзья”
Учитель:
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята:
Это - я, это - я, это все мои друзья!
Учитель:
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята:
Это - я, это - я, это все мои друзья!
Учитель:
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол —
Еле сам живой ушел?
Учитель:
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
д) Тушение пожаров
- Кто нам поможет справиться с пожаром? (пожарные)
Слайд 24 – 28.
- Как вызвать людей этой профессии?
- На борьбу с огнём направляются смелые и отважные люди. Они, бросаясь в огонь и дым, спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни.
- Но отвагой на пожаре отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
- Из какого произведения эти строки? (С. Я. Маршак, “Рассказ о неизвестном герое”)
Трагедию, произошедшую 14 марта, жители Михайловска помнят до сих пор. В тот злополучный день огонь уничтожил дом, где жила семья Сыщенко - мать с 10 детьми. Вместе с жилищем Сыщенко могли потерять самых маленьких членов семьи - трех девочек 3, 4 и 5 лет. На их счастье, проходивший мимо Николай Ходарев, ни секунды не раздумывая, бросился на помощь. Рискуя жизнью, парень вынес детей из огня. 19-летний герой, убедившись, что в его помощи больше не нуждаются, тут же скрылся с места ЧП. Помогла его найти женщина, проживающая по соседству с погорельцами, - она знала молодого человека.
И вот спустя почти полгода, 9 октября, МЧС России наградило Николая медалью "За отвагу на пожаре".
Смелому поступку удивлялись даже бывалые сотрудники пожарной охраны. От имени главы администрации города Николаю Ходареву вручили подарок - магнитофон. Особые слова благодарности все собравшиеся сказали матери виновника торжества.
Кстати, за последние пять лет такой медали удостаивались лишь бойцы пожарной охраны.
А еще Николай - самый молодой человек на Ставрополье, кто имеет медаль "За отвагу на пожаре".
На Южном Урале второклассница награждена «За отвагу на пожаре» после спасения троих детей.
Ученица второго класса в Еткульском районе Челябинской области Виктория Бриленко награждена медалью «За отвагу на пожаре». В конце марта этого года восьмилетняя Вика спасла при пожаре сразу трех детей. Героическая история произошла в деревне Кораблево, где живет и сама Вика, и спасенные дети. Уроков не было, и Вика Бриленко пошла в гости к подружке Варе. Ее дом находился на окраине села. Уже издали Вика увидела, что из-под крыши дома Кузнецовых идет густой дым. Когда она рванула входную дверь, та оказалась не заперта. А в сенях, полных дыма, застыли в страхе и слезах семилетняя Варя, ее пятилетняя сестренка Аня и четырехлетний брат Леша. Вика сняла с себя курточку, кофточку, накинула одежду на раздетых ребятишек, взяла их за руки и быстро вывела на улицу. Как оказалось, очень вовремя. Буквально через минуту весь дом оказался охвачен пламенем. Дальше Вика повела себя очень грамотно, отмечают спасатели. Она привела перепуганных детей к родственникам, успокоила их, согрела, подняла тревогу среди взрослых, и на место происшествия были срочно вызваны пожарные. Таким образом, благодаря решительным действиям Вики была предотвращена гибель трех маленьких детей.
-Давайте ещё раз скажем, как же нужно вызывать пожарных?
Почему телефон пожарной службы-01?
Слайд 29.
-Потому что номер 01 – простой, его всякий запомнит.
- Потому что 01 – удобный номер, его даже в темноте легко набрать на диске телефона
- Потому что 01 – короткий номер, ведь на пожаре дорога каждая минута.
Пусть знает каждый гражданин:
Пожарная служба – 01!
- Что же нужно делать, если начался пожар?
Слайд 30.
Ж) Игра «01 –примите вызов»
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
Смело трубку в руку взять,
«01» сумей набрать.
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать: «Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою».
Слайд 31 – 35.
- Давайте ещё раз вспомним правила, которые помогут всем избежать несчастья.
Слайд 36 – 39.
Слайд 40-45.