СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Памяти Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроках литературы или ынеклассных занятиях с целью привлечения внимания к изучению творчества  известного русского поэта.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Памяти Пушкина"»

Памяти Пушкина

Цели:

  1. Воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом, воспитывать культуру диалога.

  2. Вызвать интерес у учащихся к изучению литературы.

  3. Приобщить к работе с различными книгами по творчеству А.С.Пушкина.

  4. Развитие речи через выразительное чтение поэтического текста.

Форма мероприятия: литературная гостиная

Оборудование: Мультимедийная презентация (наглядные материалы к творчеству А.С.Пушкина)


Вступление.

Величайшим поэтом России был и остаётся Александр Сергеевич Пушкин. И, пожалуй, нет такого человека, который бы не был знаком с творчеством поэта. … лет назад произошло печальное событие: погиб на дуэли А.С.Пушкин. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено памяти поэта. (10 февраля) Вы не только узнаете о творчестве Пушкина, но и послушаете стихотворения поэта от наших конкурсантов, сможете выбрать наиболее понравившегося чтеца.

У каждого из нас – свой Пушкин. У каждого возраста – свой Пушкин. Проникнув в душу однажды, пушкинское слово не покидает нас никогда.

«Сказки Пушкина»

Сказки Пушкина знаем с детства,

Они в гости приходят к нам.

Слушать их – это просто блаженство!

Волшебство в них плывет по волнам.

Чудо там по тропинкам бродит,

И русалка сидит на ветвях.

Зло коварное часто приходит,

И встречается в темных лесах.

В сказках Пушкина все бывает:

Белка песенки нам споет,

И царевна мертвая оживает,

Белый лебедь по морю плывет.

Нам мечтается рыбка златая,

Она нашу исполнит мечту.

И страницы книжек листая,

Верим в чудо и доброту.

Кот ученый и кот волшебный,

Нам предстанет опять не раз.

Знают взрослые, знают дети,

Сказки Пушкина учат нас!

В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостными, страшными, удивительными и смешными событиями. И всё это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня.

Нам с вами сейчас трудно представить то время, в котором Александр Пушкин появился на свет, рос и развивался. Но тайны прошлого волнуют людей не меньше, чем загадки будущего. И нам порой очень хочется оказаться не на быстро мчащейся машине или самолете, а оказаться в старинной, размеренной жизни. Что же происходило в те времена???

Вечером, когда собирались гости, входила в гостиную хозяйка, вносила свечи, ставила их на столик, на рояль…и гости под чарующие звуки музыки настраивались на возвышенный лад, на творческое восприятие искусства, на размышления…

(Исполняется песня Михаила Шуфутинского «Сгорая, плачут свечи» )

Давайте же вспомним кто такой Александр Сергеевич Пушкин. Кто-то из вас впервые узнает о жизни поэта, а кто-то проникнется духом того времени и почерпнёт для себя что-то новое.

(Презентация «Жизнь и творчество А.С.Пушкина».)

Так же как мы с вами стараемся сейчас понять дух времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин, так и он сам в своих произведениях часто пытался представить, как жили люди задолго до него самого.


1.(Чтение стихотворения  «Цветок» А.С. Пушкина)

«Цветок»

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?


Дороги Пушкина… Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Весенние – больше похожи на реки. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Дороги вечного странника, вечного путника…

на фоне мелодии песни «Однозвучно гремит колокольчик»  

2.(Чтение стихотворения «Зимняя дорога» А.С.Пушкина)

        Сквозь волнистые туманы

        Пробирается луна,

        На печальные поляны

        Льет печальный свет она.

                По дороге зимней, скучной

                Тройка борзая бежит,

                Колокольчик однозвучный

                Утомительно гремит.

        Что-то слышится родное

        В долгих песнях ямщика

        То разгулье удалое,

        То сердечная тоска.

                Ни огня, ни черной хаты,

                Глушь и снег… Навстречу мне

                Только версты полосаты

                Попадаются одне…


Ни одно время года не вызывало у поэта такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. Он нашел и изобразил подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе.

3. (Чтение стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!...»)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

4.(Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало...»)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её  своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

5.(Чтение стихотворения «НЯНЕ»)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя он прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Александр Сергеевич сказок не сочинял. Но все сказки его стали любимыми русским народом и детьми.

6.(Чтение отрывка из «Сказки О царе Салтане»)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

 «Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».

Однажды няня поэта Арина Родионовна рассказала Пушкину сказку, в которой были такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет–песни поет».
Вскоре поэт написал сказку, в которой каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.  Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. Давайте и мы с вами вспомним прекрасный мир Лукоморья, описанный А.С. Пушкиным.

7.(Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Пушкин - порывистый, вспыльчивый, дерзкий, насмешливый, откровенный и замкнутый, задумчивый. И с какой любовью вспоминает Пушкин годы, проведенные в Лицее, друзей.

Каким счастливым казалось Пушкину время, когда он возвращался в памяти к лицейским годам…

8. Чтение отрывка из стихотворения «19 октября».

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

И снова дорога. Теперь – в имение, в Михайловское. Отрезать Пушкина от мира и людей – таков был приговор самодержавия.

Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье,
Уснув, не знаю, где проснусь.

Но здесь, в старых рощах Михайловского, встретил Пушкин Анну Керн. И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в шелесте листвы…

9.Чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

И снова – дорога. Это была дорога в Петербург. Тюремщиком Пушкина становится император Николай I. Он решает сковать пушкинскую мысль.
Свободный ум поэта не щадил царя, но было божество, которому Пушкин поклонялся.

Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Эти строчки посвящены Наталье Николаевне Гончаровой –жене поэта.

10.Чтение стихотворения «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Бессмертны все творения Пушкина, как и бессмертен сам поэт. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник».

В нём поэт говорит о своём историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии. Это полностью осуществилось, когда произведения великого русского поэта, переведённые на многочисленные языки, проникли во все уголки страны и сделали имя Пушкина родным и близким всем народностям.

11. Чтение стихотворения «Памятник»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Пушкин был абсолютно прав, написав, что «слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». О Пушкине знают во всех уголках нашей страны, его имя воспевают поэты.

Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки.

Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему. Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина!

Пока жюри подводит итоги, посмотрите отрывок из фильма «А.С.Пушкин. Последняя дуэль».

9