Игра «Мы должны знать, с чего все начиналось»
(10 класс)
Данное мероприятие развивает кругозор учащихся, служит почвой гордости за страну, которая играла и играет в прогрессе большую роль.
Тип: интеллектуально-познавательная игра.
Форма: состязание.
Количество участников: 2 команды по 4-5 человек.
Оформление: каждый этап имеет свой раздаточный материал.
Цель игры: привить интерес к предмету, развить творческие способности, воспитать целеустремленного, всесторонне-развитого гражданина.
Предисловие: Перед началом игры командам вручаются маршрутные листы, в которых указывается последовательность этапов. Каждый этап имеет свое название, задание и систему оценки.
Ход мероприятия:
Ведущий объясняет правила игры, представление жюри.
Командам раздаются конверты с заданиями по этапам. После выполнения этапа команда представляет на суд жюри свою работу и получает задание следующего этапа. На каждом этапе участники работают по 3-5 минут.
Названия этапов:
От сложного к простому.
Великие экспериментаторы.
Верю-не верю.
Физическое лото.
Попробуй, собери!
Далее представление команд (капитан, участники, название, девиз, эмблема)
1 этап: «Попробуй, собери!»
На этом этапе командам предлагается конверт, в котором перемешаны имена, национальности изобретателей, их изобретения, высказывания о них. Задача команд разложить правильно карточки. За каждое правильное задание – 2 балла, время – 5 минут.
(Во время выполнения заданий, болельщики каждой команды предлагают свою физическую рекламу, за лучшую рекламу присуждается 1 балл в пользу команды болельщиков).
Задания к этапу:
Джеймс Уайтт.
Английский изобретатель, универсальная паровая машина. « ... его изобретение представлено не как лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности».
Ньютон Исаак.
Английский физик и математик, сформулировал общие законы движения, открыл закон всемирного тяготения. « ... о нем говорят, что ему яблоко упало на голову, и он открыл великий закон тяготения».
Циолковский Константин Эдуардович.
Русский ученый и изобретатель, основоположник космонавтики, идея использования ракет для космических полетов.
Резерфорд Эрнест.
Английский физик, академик, изучал строение атома и радиоактивные процессы. «... он впервые предложил модель атома, которая подобна солнечной системе».
(После выполнения задания, участник команды зачитывает вслух ответ, а ведущий принимает ответ, если ответ правильный присуждается 2 балла)
2 этап: «Физическое лото».
Участники получают поле и карточки. Задача команд – разложить правильно карточки по ячейкам лото. За каждую правильную карточку – 2 балла, время – 5 минут.
Поле
Архимед
Гук
Радио
Резерфорд
Броун
заряд электрона
Дмитрий Иванович Менделеев
Исаак Ньютон
Исскуственный спутник Земли
Даниил Бернулли
Первый гальванический элемент
Карточки:
Сила выталкивания
Модель атома, строение атома
Периодическая система
Законы движения
Александр Степанович Попов
Закон Гука
Закон Ома для участка цепи
Вольта Александро
Тепловое движение взвешенных в жидкости частиц
Сергей Павлович Королев
Милликен и Иоффе
Движение жидкостей и газов по трубам
(после выполнения ответы предоставляются жюри)
Во время выполнения проводится игра со зрителями (можно предложить загадки на физические явления, за каждый правильный ответ присуждается 1 балл в пользу команды).
Отгадать по смыслу слово.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это…(электричество)
В лес со мною заберешься,
С пути не собьешься (компас).
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперед,
Нам погоду узнает (барометр)
Два соседних колеса
Собирает голоса.
Друг от друга тянут сами
Поясочки с голосами (магнитофон)
Виден край, а не дойдешь (горизонт)
Поднялись врата, всему миру красота (радуга)
Что идет, не двигаясь с места? (время)
3 этап: «Верю-не верю».
На этом этапе капитанам команд задаются 10 вопросов каждому, на которые нужно отвечать быстро «да» или «нет», за каждый правильный ответ команда получает 1 балл (очередность капитанов по количеству набранных баллов)
Задания к этапу: 1 - капитан
Единица измерения давления – Паскаль (да)
Ускорение – это быстрота изменения скорости тела в единицу времени (да)
Закон Ома для участка цепи: Ι=U*R (нет)
Явление сохранения скорости телом это... инерция (да)
Единица измерения ускорения – Джоуль (нет)
Величина, обратная периоду - это частота (да)
Прибор для измерения напряжения – амперметр (нет)
Сила, выталкивающая тело из жидкости – тяжести (нет)
Ученый, открывший свободное падение тел – Галлилей (да)
Замечательное явление природы, возникающее после дождя это ... радуга (да)
2 – капитан
Скорость меняется под действием силы (да)
В елочной гирлянде применяется параллельное соединение (нет)
Мощность – это быстрота выполнения работы в единицу времени (да)
Сила тяжести: F = mg (да)
Ускорение свободного падения на Земле g = 12 м/с2 (нет)
Единица измерения силы тока – Вольт (нет)
Прибор для измерения силы – динамометр (да)
Ученый, открывший законы движения – Джоуль (нет)
Сила упругости - это сила, возникающая при деформации тела (да)
1 кг железа тяжелее 1 кг пуха (нет)
4 этап: «Великие экспериментаторы»
Командам выдается оборудование. Участники должны придумать интересный физический опыт и объяснить его суть.
За правильный ответ – 5 баллов.
«Нервущаяся бумага»
Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.
Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?
Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.
Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.
«Загадочная картофелина»
Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.
Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.
Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.
5 этап: «От сложного к простому».
На этом этапе ведущий предлагает командам отгадать определенное техническое устройство, задавая вопросы – подсказки. Первый вопрос самый сложный, четвертый самый простой. Если участники дают правильный ответ на первом вопросе, то получают 4 балла, на втором – 3 балла, на третьем – 2 балла, на четвертом – 1 балл. Чем быстрее работает команда, тем больше может отгадать устройств и соответственно набрать баллов.
Пример заданий к этапу:
Радар.
С его помощью можно определить местонахождение предмета.
Он помогает в управлении самолетом при приземлении.
Он может обнаружить самолет противника.
Корабли используют его для обнаружения препятствий.
Магнитофон.
Это сложный прибор, в котором есть гибкая лента и микрофон.
Это устройство постоянно совершенствуется.
Это устройство для записи звука и его воспроизведения.
Благодаря ему мы слушаем музыку.
Микроскоп.
Точно никто не знает, кто его изобрел, но принято считать, что Галилей.
Главное его устройство – это линза.
Его используют, чтобы увидеть крошечные предметы.
Слово означает «наблюдатель маленького».
Телескоп.
Это устройство находится в астрономических обсерваториях.
Главное устройство его – линзы, зеркала.
Его используют, чтобы увидеть космические тела.
В него можно увидеть – звезды, Луну, Солнце.
Пока жюри подсчитывает баллы сценка – загадка для болельщиков.
За правильный ответ –2 балла в пользу команды.
Из жизни Робинзона Крузо.
«Костер горел хорошо, было тепло. Робинзон взял большой лист какого-то растения, свернул его в кулек. Получился неплохой стаканчик. Робинзон сходил к водопаду, наполнил стаканчик водой: «Хорошо бы вскипятить воду...» - подумал он».
Вопрос: Как нагрел воду Робинзон?
Заключение: жюри подводит итоги, награждаются команды и активные болельщики.