Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нововасюганская средняя общеобразовательная школа»
Сказка с опытами по физике
Автор: учитель физики
Петухова
Надежда
Михайловна
2014-2015 гг.
Сценарий сказки с опытами по физике. Постановка сказки проходит на неделе физики для учащихся 4 классов. Декабрь 2014.
Действующие лица – учащиеся 7 класса.
Царь
Иван-царевич
Баба-яга
Леший
Лиса – лесной житель
Кощей бессмертный
Стражники
Цель:1. В сказочной форме показать важность физики для учащихся 4 классов и тем самым мотивировать их на изучение физики в 7 классе;
2. Повысить мотивацию к предмету учащихся 7 класса через внеклассную работу.
Ведущий:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и был у него сын Иван. Царь очень постарел и ослаб. Дошли до него слухи, что за тридевять земель в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Позвал царь своего сына и говорит ему:
Царь:
-Стар, я стал, и глаза уж совсем не видят. Отправляйся ты за тридевять земель в тридесятое царство и поищи мне молодильных яблок и живой воды.
(фон ведущего)
Ведущий:
Отправился Иван-царевич в дорожку. Шёл он, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру. Видит на опушке леса стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.
(слайд №1)
Иван-царевич:
-Избушка, избушка, повернись к лесу задом, к Ивану-царевичу передом.
(фон, выход бабы-яги)
Баба Яга:
-Фу-фу, - русского духу слыхом не слыхано, видом не видано. А нынче русский дух сам пришёл.
Иван-царевич:
Ах ты, Баба Яга - костяная нога, не поймавши птицу- теребишь, не узнавши молодца- хулишь. Ты бы сначала добра молодца напоила да накормила.
Ведущий:
Решила Яга картошечки сварить, да вот беда печь не может растопить.
Иван-царевич:
-Ничего,- это не беда бабушка. Посмотри, что я сейчас сделаю.
-Ребята, вы знаете, при какой температуре вода кипит?
-А может вода кипеть при температуре 200С-300С?
-Давайте посмотрим!
(Показывает опыт – кипячение воды под колпаком воздушного насоса).
Баба Яга:
-Ай, да молодец Ванечка! А почему вода кипит без огня, без жару?
Царевич объясняет опыт:
-Давление под колпаком меньше атмосферного и поэтому вода кипит при меньшей температуре.
Баба Яга:
-Чей ты дорожный человек, добрый молодец, да откуда?
Иван-царевич:
-Я, бабушка, царский сын Иван. Еду за тридевять земель, за тридевять озёр, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками.
Баба Яга:
-Ну, дитя моё милое, далеко же тебе ехать: живая вода и молодильные яблоки у друга моего лучшего, кощея - бессмертного. Ох, нелегко тебе будет одолеть кощея.
Иван-царевич:
-А ты, бабушка, дай свою голову моим могучим плечам, направь меня на ум – разум.
Баба Яга:
-Много молодцев проезживало, да немного вежливо говаривало. Иди, дитятко, к лешему-духу леса, он тебя научит.
( фон ведущего)(слайд №2)
Ведущий:
Поблагодарил Иван - царевич Бабу-ягу и пошёл дальше.
Шёл Иван- царевич близко ли, далеко ли… День до ночи коротается. И оказался он в лесу дремучем, чаще лесной. Научила баба-яга костяная нога Иван-царевича, как хозяина леса покликать.
Собрал он большую кучу веток и листвы, и стал кликать Лешего:
Иван-царевич:
-Хозяин леса появись, не в обличии серого волка, не в обличии зверя лесного, а в своём обличии.
(фон, звуки природы, свист ветра)(слайд № 3)
Леший:
Зачем пожаловал человек во владения мои лесные. Сотни лет не хаживала нога человеческая по тропам моим лесным.
Иван-царевич:
-Не потревожу я владений твоих лесных. Иду я за тридевять земель в тридесятое царство за молодильными яблоками и живой водой.
Помоги мне найти дрогу.
Леший:
-Хорошо, коль так, человек.
Но и ты помоги мне разгадать несколько загадок. Поручил я лесным жителям принести воды в перевёрнутом стакане. Принесли! Как сумели ума не приложу.
(Лесной житель показывает опыт: вода в перевёрнутом стакане, закрытом листом бумаги).
Иван-царевич:
-Да это же просто. Сила атмосферного давления на лист больше силы давления, которую оказывает вода.
Леший:
-Не уж-то сам догадался? Спасибо тебе. Помоги-ка ты мне ёщё! Загадала я белке загадку: не поднимая стакана вытащить лист из-под стакана. Однако и с этим заданием она справилась.
Иван-царевич:
-Это явление инерции. Стакан не успевает изменить свою скорость также быстро, как лист бумаги. Посмотри, что я ещё тебе покажу. (Показывает опыт по выбиванию дощечки из-под шарика).
Леший:
-Не знаю, сможешь ли ты одолеть кощея- бессмертного, но как найти к нему дорогу научу.
Возьми вот этот клубок и иди за ним. Он и приведёт тебя к замку кощея.
У его ворот стража. Надо будет тебе загадки их отгадать. Войдёшь в замок в первой комнате на столе увидишь три яблока и живой воды кувшинец, больше ничего не бери.
(фон ведущего) (слайд №4)
Ведущий:
Поблагодарил Иван - царевич Лешего и пошёл дальше.
Шёл Иван- царевич близко ли, далеко ли… День до ночи коротается. Пришёл Иван к замку.
(слайд № 5)
1.Стражник:
-Стой, кто идёт.
Зачем пожаловал, добрый молодец?
Иван-царевич:
-Баба-яга костяная нога, подруга Кощея велела его навестить.
2.Стражник:
-Тут такое дело, надо разгадать несколько загадок.
(загадки задают по очереди стражники).
Ведущий:
-Ребята, помогите Ивану-царевичу разгадать загадки (учащиеся 4 класса отгадывают загадки).
1.Стражник:
-Спасибо тебе. Иван-царевич.
Иван-царевич:
-Спасибо ученикам за помощь, без их помощи не справился бы я.
(обращается к стражникам)
Ребята, а вы меня в замок не пропустите?
2.Стражник:
-Вообще-то, это дело запретное. Ну… проходи.
Ведущий:
Вошёл Иван-царевич в замок, а тут кощей.
(фон, выход кощея)(слайд №6)
Кощей:
-Фу-фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано. А нынче русский дух сам пришёл.
Зачем пожаловал русский дух?
Иван-царевич:
Я принёс тебе привет от твоих друзей, Бабы-яги и Лешего (отдаёт клубок ниток).
Кощей (грозно):
-Тебе меня не провести! Зачем пришёл, говори?
Иван-царевич:
Хорошо, скажу. За молодильными яблоками и живой водой.
Кощей:
Для этого ты должен разгадать три загадки.
Первая:
-Я хочу помыть руки, но вода убегает от меня ( показывает опыт сегнерово колесо)
Иван-царевич, почему убегает вода?
Иван-царевич:
-Во всём виноват закон сохранения импульса. Вода, вытекая из трубочек, передаёт свой импульс бутылке, и бутылка начинает крутиться.
Кощей:
Вторая:
-Я обладаю сверхъестественной силой, мне подвластно всё живое.
-Но, как заставить искусственные ёлочки водить хороводы, не знаю.
Иван-царевич:
Не простая эта задача, но я готов попытаться.
( показывает опыт « Пляшущие человечки»).
Кощей:
-А ты молодец, Иван-царевич. Где ты этому научился?
Иван-царевич:
-Я изучаю очень древнюю науку - физикой зовётся.
Кощей:
-А теперь главное задание тебе, Иван-царевич.
-Помести яйцо в бутылку и мои чары и сила исчезнут, и ты сможешь забрать то, зачем пришёл.
Иван-царевич проводит опыт с яйцом.
Кощей:
-Что ж Иван-царевич, справился ты с заданием.
Забирай молодильные яблоки и живую воду.
(фон ведущего)
Ведущий:
Вошёл Иван-царевич в замок, забрал молодильные яблоки, да живую воду и поехал домой.
(слайд №7)
Ехал он три дня и три ночи и, наконец, добрался до родного царства-государства, в котором его все уже давным-давно ждали.
(фон, возвращение домой) (слайд №8)
Царь-государь съел молодильные яблоки и выпил живую воду и стал молодым и здоровым.
(фон, шоу мыльные пузыри) (слайд №9)
И устроили они в честь благополучного возвращения Ивана-царевича настоящий праздник с мыльными пузырями (опыты с мыльными пузырями)
Вед. Нашей сказке конец, кто слушал - тот молодец!