Разработка внеурочного мероприятия по истории
«Как князь Владимир веру выбирал и Русь крестил»
Выполнил: учитель МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»
Солодилова Алевтина Николаевна
Аннотация к внеклассному мероприятию.
Автор: Солодилова Алевтина Николаевна
Образовательное учреждение: МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»
Предметы: История (Внеклассное мероприятие по истории)
Класс: 6
Тема: Как князь Владимир веру выбирал и Русь крестил.
Время реализации – 45 минут
Цель занятия: актуализируя знания обучающихся из курса «Истории России» о причинах и значении принятия христианства на Руси, сформировать у обучающихся понимание того, что крещение Руси – осознанный выбор Великого киевского князя и боярской верхушки, оказавший огромное влияние на все сферы жизни русского общества.
Задачи занятия:
1. Создать эмоциональную ситуацию для лучшего усвоения
обучающимися предпосылок и значения принятия христианства.
2. Совершенствовать умение обучающихся анализировать и
обобщать материалы исторических источников, находить точные ответы на вопросы.
3.Работать над формированием учебно-познавательной, коммуникативной и общекультурной компетенций.
Актуальность темы занятия обусловлена тем, что современная российская молодежь редко задумывается о таких понятиях, как «нравственный выбор», «жизнь и смысл жизни», «справедливость», «милосердие», «честь», « достоинство», «забота и помощь», « мораль», «честность», « щедрость», «забота о старших и младших», « свобода совести и вероисповедания», «толерантность», «представление о вере», «духовной культуре» и « светской этике». Это приводит к тем леденящим душу событиям, о которых мы узнаем из СМИ. Христианство -высоконравственная религия и это понимали наши предки. Ведь именно это стало одной из причин крещения Руси. Донести эту мысль до детей одна из основных задач не только данного мероприятия, но и последующих занятий.
Учитель. Ребята! Из уроков истории России вы помните, что до 988 года наши предки были язычниками. Как другие древние народы, они населили мир разнообразными богами и богинями. В 980 году великим князем киевским стал Владимир Святославич. Захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам.
Ведущий. Вот как об этом рассказывает «Повесть временных лет»: «И стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
Учитель. К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира — Ольга. Но еще сильно было на Руси язычество. И все-таки Владимир во второй половине 80-х гг. X в. стал осуществлять первые очень осторожные приступы к крещению. Этого требовала вся обстановка как в самой Руси, так и в остальной Европе. Владимир многим был обязан язычникам, и он отблагодарил их, вознеся язычество на недосягаемую высоту. Но он вовсе не хотел далее делить власть с языческой верхушкой, с волхвами. Ребята, вспомните предпосылки крещения Руси.(Дети называют основные предпосылки. Учитель обобщает их ответы и в это время на доске (экране) появляется запись:
Предпосылки крещения Руси.
1. Интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами, и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.
2. Этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной.
3. Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью — ячейку общества.
4. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.
5. Появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога — и богатство, и бедность, и счастье, и несчастье, давало людям некоторое примирение с действительностью.)
Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Вначале он встретился с посланцами из других земель и расспросил у них об их монотеистических религиях — исламе, иудаизме, римском католичестве и византийском православном христианстве. Ребята из исторического кружка постараются показать вам как это могло происходить.(Вниманию обучающихся предлагается небольшая пьеса).
КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВЕРУ ВЫБИРАЛ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА (в порядке их появления на сцене): князь Владимир, Добрыня, дружинники, Велимир, слуга, посол-магометанин, посол-еврей, греческий монах, рассказчик, три княжеских посла.
ЯВЛЕНИЕ 1
Сцена изображает княжеские покои. За столом, уставленным блюдами и
кубками, пирует князь Владимир с дружинниками. Занавес поднимается под крики пирующих.
Дружинники (поднимая кубки). Слава князю Владимиру, слава!
Кн. Владимир. Слава Перуну, богу нашему, слава! Пейте, гости дорогие, пейте на здоровье!
Дружинники (вразброд). Спасибо, князь, за угощенье! Пьем за твою победу! Да погибнут враги твои!
Добрыня. Да, хорошо мы печенегов поколотили, долго нас помнить будут.
Кн. Владимир. Не скоро они опять решатся к Киеву подойти!
За сценой слышны шум и крики. Кто-то кричит: «К князю пустите, к князю!» Вбегает Велимир и кланяется князю.
Велимир. Здравствуй, князь Владимир, батюшка, беда у нас!
Кн. Владимир. Что случилось? Говори!
Велимир. Князь-батюшка, беда у нас случилась с любимым дружинником твоим, Федором. Помнишь его? Он всегда в бою впереди был.
Кн. Владимир. Ну как же, конечно, знаю Федора-варяга, хороший, смелый дружинник. У него еще сынишка Ванятка есть. Шустрый мальчишка, весь в отца...
Велимир. И вот из-за этого Вани и случилась беда...
Кн. Владимир. Да что случилось, говори?
Велимир. Началось, князь, все с победы твоей над печенегами. Как вернулся ты из похода, старший жрец и говорит: «Надо Перуна отблагодарить!»
Все дружинники (вразброд). Верно, верно! Как же иначе! Надо Перуна отблагодарить!
Велимир. Ну, бросил жрец жребий, кого Перуну в жертву принести, и выпал жребий на Ивана сына Федора...
Кн. Владимир. Что ж, это честь большая.
Велимир. Ну, да, а Федор не захотел сына отдавать.
Все. Как не отдать? Перуну-то надо отдать! Разве можно? Сыны другие народятся...
Велимир. Уж мы его уговаривали: «Вырастет твой Ванюшка, тоже дружинником станет, тоже может убит быть. Ведь не станешь ты его дома на печи держать?
Кн. Владимир. Ну, и что же он?
Велимир. Не слушает нас! «Не отдам,— говорит, — сына Перуну. Не Бог он, а кукла деревянная!»
Все (вразброд). Что? Да как он смеет? Перун Бог наш!
Велимир. Ушел Федор с сыном и заперся у себя дома. А жрец рассердился и велел дом Федора соломой обложить и поджечь. Так и сгорели они там оба.
Кн. Владимир. Что же это он? Перуну сына не отдал, а вместе с ним в огне сгорел? Не один, а оба погибли?
Велимир. Он так и крикнул: «Не смерти боюсь. Мы к истинному Богу вместе пойдем, в жизнь вечную. А Перун ваш не Бог!»
Все (тихо). Перун не Бог? Так и сказал?
Пауза
Кн. Владимир. Ну, гости дорогие, мне, уж больше пировать неохота. Прощайте, други, будьте здравы!
Дружинники. Будь здрав, князь! И мы пойдем.
Занавес
ЯВЛЕНИЕ 2
Та же палата, но стол, за которым пировали, убран. Князь Владимир и Добрыня беседуют вдвоем.
Добрыня. Что невесел ты, князь? Что задумался?
Кн. Владимир. И сам не знаю, Добрынюшка. (Пауза.) Забыть не могу, как погиб Федор-варяг, любимый мой дружинник. Не выходят из головы у меня слова его: «Перун ваш — кукла деревянная! Иду к Богу истинному, в жизнь вечную!» А кто этот истинный Бог? Ты знаешь, мне и самому-то не очень верится, что Перун наш всем миром управляет... В других странах тоже по-другому верят.
Добрыня. Как по-другому?
Кн. Владимир. Верно, я сам не знаю, да я велел привести к себе знающих людей. Пусть расскажут, как они Богу молятся. (Пауза). Да вот, кажется, и идут они.
Слуга. Князь, к тебе тут ученые из разных стран пришли. Говорят, звал ты их. Прикажешь пустить?
Кн. Владимир. Проси их сюда, проси.
Входят персианин в халате, чалме, еврей, тоже в длинной одежде, маленькой шапочке, с боковыми длинными локонами, и греческий мона'х в длинной черной одежде и клобуке. Все трое кланяются князю, каждый по-своему.
Спасибо, что пришли по моему зову. Хочется мне знать, как вы в Бога верите, какому Богу поклоняетесь, как по-божьи живете?
Магометанин. Велик един Бог наш Аллах, Магомет Пророк Его!
Кн. Владимир. Что един Бог у вас — это хорошо, а жить-то как Он вам велит?
Магометанин. Святое дело — убивать врагов Аллаха, пять раз в день надо кланяться ему до земли, поститься надо и не пить вина.
Кн. Владимир. Что-то скучная твоя вера, убивать да кланяться и пировать нельзя... А я веселье люблю.
Еврей. И мы, князь, верим во единого Бога, который сотворил весь мир, все, что в нем. Выбрал нас Бог своим народом и дал нам десять законов, которые мы должны соблюдать: любить Бога и людей, не лгать, не убивать, не обманывать, почитать родителей, а каждый седьмой день не работать, а отдавать Богу.
Кн. Владимир. Что же? Эта вера как будто получше. А где же страна ваша?
Еврей. За грехи наши отнял от нас Бог нашу страну и рассеял нас по всему миру.
Кн. Владимир. Как же быть-то? Ведь если мы теперь вашу веру примем, так, может быть, ваш Бог и у нас страну отнимет? А мы хотим всей нашей страной Богу служить... (Обращаясь к греку.) Что же ты мне о вашей вере расскажешь? Знаю я, что полюбила ее бабушка моя, княгиня Ольга.
Грек. И мы, князь, верим в единого Бога, который все сотворил. Но мы знаем, что Бог так любит людей, что Он Сам взял на Себя пострадать за наши грехи, отдал жизнь свою за нас, умер и победил смерть и дал этим нам вечную жизнь. К этой вечной жизни мы и готовимся, пока живем на земле. Посмотри, князь! (Развертывает перед князем длинный свиток с картиной. Пауза. Князь Владимир сидит задумавшись. Все три посла стоят.)
Рассказчик (читает). Долго длилась беседа князя Владимира с приехавшими учеными. Сильно подействовали на него слова грека, но он все-таки не мог решить, какая вера лучше. И пришло ему на мысль послать своих людей объездить разные страны, посмотреть, какие там веры.
ЯВЛЕНИЕ 3.
Князь Владимир, Добрыня, несколько дружинников стоят у окна.
Добрыня. Когда-то вернутся наши послы из Царьграда. Уж несколько месяцев, как они отправились.
Кн. Владимир. Извелся я, их дожидаючись! Ведь все другие вернулись — и от кесаря римского, и от султана. Рассказывают, рассказывают, а не лежит у меня сердце к этим верам...
Добрыня. Может быть, лучше нам остаться с нашими старыми Богами?
Кн. Владимир. Да уж раз веры в них у меня нет, как с
ними оставаться?
За сценой слышны крики: «Едут... Едут...»
Слушай, будто кричат. (Владимир, Добрыня вглядываются в даль.) Отсюда далеко видно!
Добрыня. И правда, наши ладьи — как лебеди плывут!
Дружинники. Наши! Наши! Плывут! Сейчас причаливать
будут!
Если при постановке пользуются занавесом, его надо на минуту задернуть. Если занавеса нет, говорит рассказчик.
Рассказчик. Скоро явились к князю Владимиру вернувшиеся из Царьграда послы.
Входят три посла. Кланяются князю Владимиру.
Послы (вместе). Здравствуй, князь-государь! Рады мы вернуться домой!
Кн. Владимир. Здравствуйте, послы мои добрые! Хорошо ли съездили? Хорошие ли вести привезли?
1-й посол. Радостью полны сердца наши, князь!
2-й посол. Радость великую привезли мы тебе!
Кн. Владимир. Говорите, говорите скорей!
3-й посол. Пришли, князь, мы к грекам, и повели они нас в храм свой большой, где служат они Богу!
2-й посол. И не знали мы, на небесах ли мы находимся, или на земле! Сам Бог пребывает с ними, когда они там молятся.
1-й посол. Не можем забыть мы той красоты, что видели в храме Святой Софии, Премудрости Божией.
3-й посол. Когда вкусит человек сладкого, не захочет он есть горького. Нельзя нам теперь другой веры держаться!
Добрыня. Если бы православная вера не была истинная, не приняла бы ее, князь, твоя бабушка, мудрая княгиня Ольга!
Кн. Владимир (встает, выходит вперед и говорит торжественно). Чует, чует сердце мое, что нашли мы сокровище бесценное, веру истинную... Решился я, други, еду в греческую страну добывать веру православную для нашей Руси!( Занавес)
Рассказчик. Вскоре Владимир и сам крестился и крестил свой народ.
Хор поет балладу «По лону Днепровских сияющих вод...» (Приложение 1)
Учитель. Ребята, эти важные события нашли свое отражение в «Повести временных лет». (На доске появляются извлечения из «Повести временных лет» и иллюстрации, рассказывающие о тех событиях). Найдите в документах предложения, которым соответствуют эти иллюстрации. (Приложения 2-5)
Учитель. Вспомните, какое значение имело принятие христианства?
(Учитель обобщает ответы детей и в это время на доске (экране) появляется запись)
Принятие христианства способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.
Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI—XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.
Со временем церковь стала высшим авторитетом по делам семейным, она призывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери. Влияла церковь и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.
Учитель. Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и объявила его святым.
(На экране появляется икона СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. Учитель читает подпись под ней.) (Приложение 6)
Литература
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI в.: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2014.
А.С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней.- М.: Просвещение, 1999.
Воскобойников В. М. Князь Владимир. - М.: РОСМЭН, 2003.
Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе. - М.: Молодая гвардия,1993.
Приложение.
Приложение 1.
Приложение 2.
О выборе веры.
В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходи лили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру» то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же Вы посоветуете? что ответите?» И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, и высмотрите и у них все, а оттуда идите в греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем пришли?" Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и в тот же день сотворил им честь великую. На следующий же день поехал к патриарху, так говоря ему: "Пришли русские испытывать веру нашу, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служения богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. Мы пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?" Они же сказали: "где тебе любо".
Крещение Руси.
В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий... Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят...
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его...
После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым...
966 г. [После освящения церкви Св. Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал:] «даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть [доходов], и написав [в грамоте] клятву [об этом], положил ее в церкви со словами: если кто это [повеление] нарушит, да будет проклят...»
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
21