4 | Деятель-ностный | - Пушкин родился 26 мая 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе (слайд). В метрической книге церкви Богоявления в Елохове на дату 8 июня 1799 г., в числе прочих, приходится такая запись: «Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина». Летние месяцы 1805—1810 будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери Марии Алексеевны Ганнибал (слайд), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода (слайд). Бабушка писала о своём внуке следующее: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины». Ранние детские впечатления Пушкина отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже («Монах», 1813; «Бова», 1814), в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину» (1815), «Сон» (1816).. «Послание к Юдину» (отрывок) О, если бы когда-нибудь Сбылись поэта сновиденья! Ужель отрад уединенья Ему вкушать не суждено? Мне видится мое селенье, Мое Захарове; оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено. На холме домик мой; с балкона Могу сойти в веселый сад, Где вместе Флора и Помона Цветы с плодами мне дарят, Где старых кленов темный ряд Возносится до небосклона, И глухо тополы шумят,— Туда зарею поспешаю С смиренным заступом в руках, В лугах тропинку извиваю, Тюльпан и розу поливаю — И счастлив в утренних трудах; Вот здесь под дубом наклоненным С Горацием и Лафонтеном В приятных погружен мечтах. Вблизи ручей шумит и скачет, И мчится в влажных берегах, И светлый ток с досадой прячет В соседних рощах и лугах. Но вот уж полдень,— В светлой зале Весельем круглый стол накрыт; Хлеб-соль на чистом покрывале, Дымятся щи, вино в бокале, И щука в скатерти лежит. Соседи шумною толпою Взошли, прервали тишину, Садятся; чаш внимаем звону: Все хвалят Вакха и Помону И с ними красную весну… - Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее (слайд), открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. Приоткроем удивительную страницу в биографии поэта, познакомимся с теми, кто пронес «святое братство» через года и остался верен лицейской дружбе. - 19 октября в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков стали лицеистами. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Был среди них и Пушкин. О лицейском братстве он напишет: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен- Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Летом 1811 года Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян. Преподаватели воспитывали в лицеистах любовь к свободе, к родине к своему народу. В лицее Пушкин увлекся литературой, пишет немало стихов. К Наталье (отрывок) Так и мне узнать случилось, Что за птица Купидон; Сердце страстное пленилось; Признаюсь — и я влюблен! Пролетело счастья время, Как, любви не зная бремя, Я живал да попевал, Как в театре и на балах, На гуляньях иль в воксалах Легким зефиром летал; Как, смеясь во зло Амуру, Я писал карикатуру На любезный женский пол; Но напрасно я смеялся, Наконец и сам попался, Сам, увы! с ума сошел. Смехи, вольность — всё под лавку, Из Катонов я в отставку, И теперь я — Селадон! Миловидной жрицы Тальи Видел прелести Натальи, И уж в сердце — Купидон! В 1812 году началась война с Наполеоном. Войска врага перешли границы России и стали продвигаться в глубь страны. Весь русский народ поднялся на защиту отчизны. Пушкин и его товарищи по лицею с большим вниманием следили за военными событиями. Они читали письма, газеты и журналы, в которых рассказывалось о мужестве и отваге русских воинов. Это укрепляло у лицеистов любовь к родине. «Перед гробницею святой» Перед гробницею святой Стою с поникшей головой. Все спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады И их знамен нависший ряд. Под ними спит сей властелин, Сей идол северных дружин, Маститый страж страны державной, Смотритель всех ее врагов, Сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов. В твоем гробу восторг живет! Он русский глас нам издает; Он нам твердит о той године, Когда народной веры глас Воззвал к святой твоей седине: «Иди, спасай!» Ты встал—и спас. Внемли ж и днесь наш верный глас, Встань и спасай царя и нас, О старец грозный! На мгновенье Явись у двери гробовой, Явись: вдохни восторг и рвенье Полкам, оставленным тобой! Явись и дланию своей Нам укажи в толпе вождей, Кто твой наследник, твой избранный! Но храм — в молчанье погружен, И тих твоей могилы бранной Невозмутимый, вечный сон - Весной 1817 года Пушкин окончил Царскосельский лицей. Лето он провел в родовом имении Михайловском и с усердием записывал русские народные сказки со сказочными образами Бабы-Яги, Кощея, русалки, лешего. Именно здесь пишет Пушкин поэму «Руслан и Людмила», которая вышла в свет в 1820 году. В1828 году к выходу второго издания поэмы он пишет уже пролог, который начинается следующими строчками: «У лукоморья дуб зеленый…» (видеофрагмент «У лукоморья дуб зеленый». - Затем Пушкин поселяется в Петербурге. Там поэт поступил на службу, но она мало его интересовала. Большую часть времени он отдает поэзии. Некоторые стихи были направлены против царя и его приближенных. Царю тоже было знакомо содержание стихов. Пушкин стал опасным противником для царя. Вот почему он заявил, что поэта «надобно сослать» из-за возмутительных стихов. В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев, где тайно организовалось Южное тайное общество, которое выступало против царя. Пушкин не был членом общества, но с его участниками имел тесную связь. Ссылка поэта угнетала и мучила. И в 1822 году он пишет стихотворение «Узник», в котором отразилась тоска по свободе. «Узник» Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..» - Царь приказывает поэту выехать на новое место ссылки. И в августе 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское (слайд), где долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Только няня Арина Родионовна (слайд), разделила с ним тоскливые, тяжелые годы изгнания. Опять спасением для него оказалась няня. Как в детстве, она рассказывала чудесные сказки, пела старинные песни. Позже поэт напишет несколько замечательных сказок. - Пушкин переживал душевный кризис, ему было тяжело и одиноко, и поэтому в 1825 году он пишет одно из самых грустных стихотворений « Зимний вечер» (прослушивание аудиозаписи стихотворения). - В сентябре 1826 года Пушкин из Михайловского был увезен в Москву по вызову царя. Царь освобождает поэта от ссылки. Пушкин беспокоится о няне, оставшейся в Михайловском, и посвящает ей стихотворение, которое остается неоконченным (прослушивание аудиозаписи стихотворения). - 14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов, которые вы ступали против царя Николая I. Пять руководителей восстания были повешены, многие из участников сосланы в Сибирь и на Кавказ. При обыске у некоторых декабристов были найдены стихи Пушкина. Это означало, что поэт был на стороне декабристов. При разговоре с царем он признался, что «стал бы в ряд мятежников». За поэтом была установлена слежка, все новые произведения поэта просматривал сам царь. В этот период Пушкин написал очень много стихов. Осенью 1830 года Пушкин провел в Болдино. Осенью он лучше всего и больше всего писал. В Болдино и была написана « Сказка о попе и работнике его Балде» (просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде). - Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближенных усиливалось. Враги преследовали поэта, используя ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес попытался оскорбить жену поэта, первую красавицу Наталью Гончарову. Пушкин, защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 года недалеко от Петербурга. Пушкин был смертельно ранен и в тяжелых страданиях 10 февраля 1837 года поэт скончался (видеофрагмент дуэли Пушкина и Дантеса). - Лучше, звонче, прекраснее и беспощаднее всех в те роковые дни, когда Петербург потрясла весть о гибели Пушкина, о нем сказал мало кому тогда известный поручик Михаил Лермонтов (слайд): «Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!» Смерть Пушкина была большим горем для всей России. Около 50 тысяч человек простилось с поэтом. Большей частью это были простые люди, пришедшие проститься со своим любимым другом и защитником. Для царя и его придворных Пушкин был и мертвым страшен. Поэтому ночью, завернутый в рогожу, гроб с телом Пушкина в сопровождении жандармского офицера и дядьки Никиты был тайно увезен в село Михайловское. Здесь поэт был похоронен у стен Святогорского монастыря. За полгода до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» В нем поэт подводит итог своему творчеству: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца. Но сегодня Пушкин жив. Давайте посмотрим видеофрагмент «Нет, весь я не умру…» - это будет обобщением того, о чем мы сегодня говорили (просмотр видеоролика). | Слушают учителя, смотрят презентацию, смотрят видеофрагменты. Ученик читает отрывок стихотворения «Послание к Юдину» (подготовленный заранее). Ученик читает отрывок стихотворения «К Наталье» (подготовленный заранее). Ученик читает стихотворение «перед гробницею святой» (подготовленное заранее). Ученик читает стихотворение «Узник» (подготовленное заранее). Ученица читает отрывок из сказки «О мертвой царевне» (подготовленный заранее). | Личностные: бережное отношение к духовным ценностям, понимать и сопереживать чувствам других людей. Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата. Познавательные: свободно ориентироваться и воспринимать текст; осознавать и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; владеть монологической и диалогической формами речи. |