Министерство образования и науки РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Балаханская средняя общеобразовательная школа им. Гайирбега Абдурахманова"
Внеклассное мероприятие по литературе в 10 классе
«Герой нашего времени»
Провела: учитель
русского языка и литературы
МКОУ «Балаханская СОШ»
Магомедова Загидат Газимагомедовна
Цели:
-дать воспитанникам представление о понятиях "герой", "подвиг", раскрыть образ героя на примерах из истории и современной жизни.
-развивать познавательный интерес;
- воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей Родины и людям, защищавшим ее. Форма проведения: экскурс
Участники: воспитанники 7-18 лет.
Место проведения: актовый зал.
Ход мероприятия
«Герой не храбрее обычного человека,
но сохраняет храбрость на пять минут дольше»
Ральф Эмерсон.
1 Ведущий:
-Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями?
(Проводится опрос детей)
1.Что такое подвиг?
2. Что такое героический поступок? Кого называют героем?
3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить подвиг? Вы могли бы совершить подвиг? Что вам для этого нужно?
4.Человек способен совершить подвиг только в военное время или в наше время есть место подвигу?
5.Всякий ли поступок можно назвать подвигом?
Пример: молодые люди поспорили, кто сможет прыгнуть с высоты примерно 5 этажа. Один из них сделал это, чтобы показать смелость свою и решительность. Это подвиг? Я думаю, что это глупость. Разве цель молодого человека благородна? Нет. Не всякое проявление смелости и решительности есть подвиг. Подвиг может совершаться только в благородных целях. (Примерные ответы)
- «Герой-это обычный человек, один из нас. Он храбрый, мужественный, профессионал, любит людей и любит жизнь, любит свою Родину и своих близких».
- «Совершить подвиг в наше время – это большая редкость».
- «Подвиг – перевести старика через дорогу, спасение утопающего, гибнущего в огне».
- «Подвиги совершают во время войны».
- «Герои были те, кто воевал в Афганистане и в Чечне».
- «Подвигом можно считать, когда человек кого–то спас. Мне кажется, в наше время мало кто их
совершает».
- «Подвиг в наше время – это совершение поступка, который считается героическим. Это должно совершаться бескорыстно, то есть без какой – либо для себя выгоды. Совершая подвиг, человек не должен думать о последствиях для себя».
-«Честность, бескорыстность, желание помочь, храбрость, отзывчивый, смелый, мужество, благородство».
- «Нужна какая – то ситуация, когда нет времени подумать; экстренная ситуация».
2 Ведущий:
-Послушайте, как на эти же вопросы отвечали взрослые (показывается видеоролик).
-Обратимся к толковому словарю:
Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
Героизм – героический дух, образ действий, присущий герою.
Подвиг– героический самоотверженный поступок.
Что объединяет эти понятия? Одним словом их можно обозначить -самопожертвование.
У каждого поколения – свои герои. И это не только люди, отдавшие жизнь за Родину. Но люди, в чьих жилах течет кровь героев прошедшей войны – герои нашего мирного времени.
Сегодня мы расскажем о таких героях.
1 ведущий:
Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения.
2 ведущий:
Как часто в нашем представлении слово «герой» ассоциируется с каким-то особенным, до предела идеализированным образом. И не только в фильмах о «супергероях»… потрясали воображение читателя. 1 ведущий:
Но реальные события нашей жизни говорят нам о том, что историю великих подвигов чаще всего пишут обычные люди, ничем «сверхнормальным» до своего героического поступка не выделяющиеся. То есть, жил-был обычный парень рядом с нами. И вдруг – Подвиг. Не верите, что так бывает? Зря… Героями не рождаются, героями становятся…
Чтец:
Особая служба.
Особый уют.
Сначала приводит в смятенье.
И пластика моря,
И пластик кают.
И пласт глубины погруженья.
Потом – привыкаешь.
Потом – узнаешь.
И вдруг, как впервые, откроешь,
Чего ты достиг,
Для чего ты живешь,
Что ты действительно стоишь.
2 ведущий: (Видеоролик «Подводная лодка к-219)
3 октября1986 года в Саргассовом море, в 1000 км северо-восточнее Бермудских островов, в ракетном отсеке подводной лодки «К-219» вспыхнул пожар. В отсек ядерного реактора вводились специалисты боевой части. Командир группы старший лейтенант Николай Беликов и матрос Сергей Преминин опустили в 7-ом отсеке три решетки из четырёх. Из-за высокой температуры (около 70 градусов) Беликов потерял сознание. Оставшись в реакторном отсеке один, Сергей Преминин заглушил реактор, но выйти из отсека ему не удалось: возросшим давлением поджало переборку. Заклиненную дверь пытались открыть снаружи, но безрезультатно. Утром 6 октября было принято решение эвакуировать личный состав на подошедшие советские суда. Впоследствии лодка затонула при буксировке на базу. Сергей Преминин спас Россию от взрыва.
В этом году отмечается 30 лет со дня подвига Сергея Преминина1 ведущий:
Нависла смертельная опасность, он сделал все, чтобы защитить ее, он отдал все, что имел. У него была одна ценность – жизнь. И он ее отдал.
Чтец: Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает .
И с Родиной себя не мыслит врозь.
2 ведущий:
В жизни всегда есть место мирному подвигу. Все помнят простого русского паренька, открывшего миру эру нового космического века. Имя это – Юрий Гагарин.
(Видеоролик об Ю.Гагарине)
1 ведущий:
Он первым проложил дорогу в «иные миры», дорогу, которой сегодня шагает Вселенная, и подвиг его будет бессмертным, пока существует жизнь на Земле.
Чтец: Отчизны юный гражданин,
Безмерно любящий Отечество,
Ты отдал жизнь за человечество,
А мог дожить бы до седин…
2 ведущий:
Новому поколению российских мальчишек и девчонок судьба дала возможность и место для подвига.
1979 – 1989 годы – война в Афганистане
1994 – 1996 годы – Чеченская война.
Теперь уже внуки солдат Великой Отечественной войны подтверждали своими подвигами воинскую славу отцов и дедов.
Мальчишки, выросшие в мирное время, не знавшие потерь и невзгод, став солдатами, превратились в героев. (Видеоролик «….»)
Чтец: Как мало лет он прожил…
Только двадцать!
Но миг победы больше, чем года.
Как трудно умереть,
Чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
1 ведущий: В чеченской войне ушло более 1000 наших земляков, погибло 17; в Афганистане из 134 погибших кузбасских воина домой не вернулись 8 ленинск-кузнечан.
Вглядитесь в эти лица, светлые, добрые, открытые.
Попрошу почтить их память минутой молчания (музыка «Отсчет времени»).
2 ведущий:
Мы живем в мирное время, но каждый мужчина, сегодняшний мальчишка, должен быть готов к защите слабого, к защите Отечества – так распорядилась природа. А человек создал для этого школу мужества, которая называется Армия. (Видеоролик «Моя Армия»)
1 ведущий:
Жизнь продолжается, а подвиг вечен. И он может быть совершен даже тогда, когда вокруг тишина, и мирно сияет яркое солнце. Ведь не зря сказано, что в жизни всегда есть место подвигу. Примером тому служит поступок механика-водителя юргинской мотострелковой бригады Михаила Макареца (видеоролик «Юрга. Герой нашего времени»).
Недавно все узнали о подвиге комбата Сергея Солнечникова, который героически погиб, спасая жизнь солдата, закрыв своим телом боевую гранату. Посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации (видеоролик «Ценой собственной жизни…»).
2 ведущий:
Но даже ваши сверстники становятся героями, спасая людей из огня, или тонущего малыша, или помогая старикам. И жизнь предоставляет место для подвига в достаточном объеме.
Первоклассник Максим Герасимов, возвращаясь из школы, спас подругу, которая провалилась в глубокую яму, наполненную водой. Дети не заметили под слоем снега плохо закрытую крышку водопроводного люка. Ира упала в люк глубиной около метра. Крышка снова захлопнулась, оставив лишь небольшой просвет. Держа подругу за руку, Максим попытался отодвинуть другой рукой крышку люка, но сил у ребенка не хватило. Услышав крики мальчика, женщина бросилась на помощь. В какой-то момент крышка поддалась, и им удалось вытащить Иру из ледяной воды. Благодаря отваге и упорству ее друга Максима трагедию удалось предотвратить.
18-летний Владислав Минеев, спас трех человек из огня. Он мыл мопед во дворе своего дома и увидел дым, выползающий с веранды соседей. Вызвав пожарных, Владислав вошел внутрь веранды и услышал детский плач и крики матери. Тогда юноша выбил дверь, взял на руки 6-летнего мальчика (мать в это время схватила 7-летнюю дочь), и они благополучно спаслись.
12-летний Саша Пермяков, житель станции Барзас Кемеровской области, за свой подвиг принимал поздравления от начальника Березовского отдела внутренних дел . Саша пошел купаться на дамбу, которая недалеко от станции. Подходя к воде, он заметил человека, уходящего под воду. Саша бросился в воду, проплыл несколько метров, вытащил тонувшего пятилетнего мальчика и поплыл с ним к берегу.
Юный герой 11 лет из поселка Центральный Топкинского района Кирилл спас 7-летнего мальчика , который провалился под лед. Внимание мальчика привлек какой-то яркий предмет на льду метрах в 15 от берега. Рома решил подойти поближе, однако хрупкий лед не выдержал - мальчишка упал в воду. Кирилл зашел в воду, потом ползком по льду добрался до Ромы, схватил его и вытащил на берег.
И это всего лишь несколько случаев - их гораздо больше.
На слайде вы можете посмотреть, какими наградами награждают героев за подвиги.
Каждый день в любом уголке нашей Родины идут на помощь люди таких профессий, как спасатели, пожарные, полицейские. Да, это их работа. Но если посмотреть с другой стороны, они тоже совершают героический поступок: не думая о своей жизни, спасают других.
1 ведущий:
Так пусть никогда в мире не будет войны, но всегда будет место подвигу.
Мы надеемся, что каждый из вас будет настоящим человеком и будет дарить только радость для окружающих. И каждый из вас совершит какой – то подвиг в своей жизни!
2 ведущий:
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
1 ведущий:
Срывает время тайного печать.
И подвиг не забыть, не замолчать,
Не спрятать вместе с папками в архив.
Пока мы помним, этот подвиг жив!
В жизни всегда есть место подвигу.
Песня «Русский парень» А. Гоман.