Внеклассное мероприятие по литературному чтению
« В мире басен И.А. Крылова»
Рамазанова М.Р. учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1 с. Чинар
Цель внеклассного мероприятия по предмету: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.
Планируемые образовательные результаты
- расширить представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова.
– проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы.
– проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, отрабатывать навыки выразительного чтения басен.
Форма внеклассного мероприятия: игра.
Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Средства наглядности и оборудование:
– Раздаточный материал: карточки с названиями животных.
– Портрет И.А.Крылова
- Иллюстрации к басням
- Выставка книг И.А.Крылова.
Эпиграф:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.А.Крылов
Ход мероприятия
I. Организационный момент. Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Мне хочется начать наше мероприятие с таких строк:
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
(Отрывок из басни «Лисица и виноград» читает ученица)
- Ребята, кто автор этих строк? (Иван Андреевич Крылов)
- Правильно. Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. И сегодня мы с вами окунемся в мир его прекрасных басен. Как вы считаете, почему же Крылова называют великим баснописцем?
Дети: Басни Ивана Андреевича Крылова знают не только русские люди. Они переведены на разные европейские языки. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Он обогатил русский язык. Русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.
Дети: Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками, пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить.
- Ребята, вы знакомились на уроках литературного чтения с творчеством И.А.Крылова. И сегодня мы проведем внеклассное мероприятие в форме игры – викторины по его басням.
II. Повторение литературоведческих терминов.
- Что такое басня? (Басня - это короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический (иносказательный) смысл. Главными героями басни являются животные, растения, люди.
- Каковы же особенности басен?
Дети: интересный короткий занимательный сюжет; мало описаний; много диалогов; героев обычно несколько; главный герой выражает основную идею; героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы; басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль (мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора); высмеиваются человеческие пороки.
- Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях? (Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство)
III. Викторина по басням И.А. Крылова
1 задание: «Крылатые выражения».
Басни Крылова, по выражению Гоголя, - это «Книга мудрости самого народа».
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Так писал о Крылове М.Исаковский, а вы согласны со словами поэта? Почему мы говорим , что слова из басен Крылова стали “крылатыми выражениями”?
- Многие слова и выражения из произведений И.А.Крылова стали «крылатыми», т. е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.
Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами” и вы объясняете их смысл:
1. А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
2. Да только воз и ныне там.
3. Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
4. Мартышка к старости слаба глазами стала.
5. От радости в зобу дыханье сперло.
6. Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
2 задание: “Загадочные животные”.
1) Каждой команде предстоит разгадать, названия каких животных “спрятались”здесь. (Муравей, Мартышка, Ворона, Соловей, Стрекоза, Кукушка, Лисица)
2) Какими чертами характера наделил И.А.Крылов своих героев?
3) Отгадайте, о каком герое басни идет речь?
…Лето красное пропела, оглянуться не успела… (Стрекоза)
…То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…(Мартышка)
Ты виноват уж тем ,что хочется мне кушать… (Волк)
И вместе трое все в него впряглись… (Лебедь, щука и рак)
4) Помогите герою басни найти свою пару.
(Свинья – дуб, Моська – слон, Повар – кот, Ворона – Лисица, Ягненок – Волк, кукушка – Петух. Муравей – Стрекоза, Мартышка – Медведь)
5) Отгадайте, кто так говорил? Из какой басни этот герой?
-Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье моё
С песком и илом?
(Волк, «Волк и Ягненок»)
-Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица…
(Лисица, «Ворона и Лисица»)
-Все про очки лишь мне налгали;
А проку нá волос нет в них…
(Мартышка, «Мартышка и очки»)
-Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
(Муравей, «Стрекоза и Муравей»)
3 задание: «Иллюстрации к басням»
Угадайте, к каким басням сделаны следующие иллюстрации
(«Квартет», «Волк на псарне», «Слон и Моська», «Осёл и Соловей»)
Физкультминутка.
-Итак, мы вспомнили героев басен и.А. Крылова. Если этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).
Муравей, Волк, Стрекоза, Лисица, Мартышка, Ягненок
4 задание: «Из какой басни этот предмет?»
Сыр – («Ворона и лисица»)
Воз – («Лебедь, щука и рак»)
Скрипка –( «Квартет»)
Очки – («Мартышка и очки»)
Зеркало – («Зеркало и обезьяна»)
Виноград – («Лисица и виноград»)
5 задание: «Подбери пару»
Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.
А ларчик ……( просто открывался)
Чтоб музыкантом быть ……(так надобно уменье)
Знать, она сильна… (что лает на слона)
Оглянуться не успела ……(как зима катит в глаза)
Хоть видит око ……(да зуб неймёт)
Чем кумушек считать трудиться ……(не лучше ль на себя кума, оборотиться)
А Васька слушает …(…да ест)
А вы, друзья, как ни садитесь …(…всё в музыканты не годитесь)
Когда в товарищах согласья нет…(…на лад их дело не пойдет)
Ты виноват уж тем……(что хочется мне кушать)
Сыр выпал……(с ним была плутовка такова)
6 задание: Проверка знания текста басни “Мартышка и очки”.
Каждая команда получает тексты басни “Мартышка и очки”, часть слов пропущена и задача учеников – восстановить текст басни.
Басня Мартышка и Очки
Мартышка к _(старости_) слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести (_очки) .
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к _(темю_) их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их _(понюхает_), то их полижет;
Очки __(не действуют ) никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне _(_налгали_);
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с (_досады_) и с печали
О камень так хватила их,
Что только_(брызги_) засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — (_цены ) не зная ей,
_(_невежда_) про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
7 задание: «Узнай басню»
1. Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. («Ворона и лисица»)
2. «Эх, эх! – ей Моська отвечает. –
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)
3. Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! Ах, злодей! –
Тут Ваську Повар укоряет. («Кот и повар»)
4. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». (Квартет»)
IV. Инсценирование басен И.А.Крылова
- Сейчас нам предстоит посмотреть отчет творческих групп. Вы готовили инсценирование басен по своему выбору.
V. Память благодарных читателей.
Памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Памятник И.А.Крылову в Москве.
В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу .
Баснописец сидит в окружении героев своих произведений: “Слон и моська”, “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Мартышка и очки”и многие другие.
IX. Подведение итогов урока.
– Чему учат нас басни И.А.Крылова?
Дети: Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
- С того дня, когда Крылов писал басни, прошло более 200 лет, а они живут, их знает, любит и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящие, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. А наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И. А. Крылова.
Слово жюри, подведение итогов.
Объявление результатов соревнования между командами.
Оценивание актеров.