СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературному чтению на тему:«В мире басен И.А. Крылова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению к 250-летию со дня рождения А.И.Крылова.

Цель внеклассного мероприятия по предмету: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературному чтению на тему:«В мире басен И.А. Крылова».»

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

«В мире басен И.А. Крылова»

Параллель 3 классов МБОУ «СОШ №103» города Воронежа

Балнова Е.М., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №103» города Воронежа


Цель внеклассного мероприятия по предмету: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 

- расширить представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова.
– проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы.
– проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, отрабатывать навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:
– развитие речи и творческого мышления обучающихся;
– формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.

Личностные:
– развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль;
– привитие интереса к чтению классической литературы.

Форма внеклассного мероприятияигра.

Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 3 класс.

Средства наглядности и оборудование:
– Раздаточный материал: карточки с названиями животных.
– Зрительная наглядность “Презентация к уроку”, аудиозапись басни.
– Компьютер, проектор.
– Портрет И.А.Крылова

- Иллюстрации к басням

- Выставка книг И.А.Крылова.


Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.






Эпиграф:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И.А.Крылов

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Активизация познавательной деятельности учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Мне хочется начать наше мероприятие с таких строк:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

(Отрывок из басни «Лисица и виноград» читает ученица 3 класса)


- Ребята, кто автор этих строк? (Иван Андреевич Крылов)

- Правильно. Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Посмотрите на доску (ВОЛЫРК НАВИ) именно так сначала подписывал свои работы никому неизвестный Иван Андреевич. И сегодня мы с вами окунемся в мир его прекрасных басен. Как вы считаете, почему же Крылова называют великим баснописцем?

Дети: Басни Ивана Андреевича Крылова знают не только русские люди. Они переведены на разные европейские языки. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Он обогатил русский язык. Русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

Дети: Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками т пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить.

- Ребята, вы знакомились на уроках литературного чтения с творчеством И.А.Крылова. И сегодня мы проведем внеклассное мероприятие в форме игры – викторины по его басням.

 

II.Повторение литературоведческих терминов.

- Что такое басня? (Басня - это короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический (иносказательный) смысл. Главными героями басни являются животные, растения, люди.

- Каковы же особенности басен?

Дети: интересный короткий занимательный сюжет;мало описаний;много диалогов;героев обычно несколько;главный герой выражает основную идею;героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;басни обычно пишутся в стихотворной форме;используется прием иносказание;в начале или в конце сформулирован вывод-мораль (мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора); высмеиваются человеческие пороки.

- Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях? (Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство)


III. Викторина по басням И.А. Крылова


1 задание: «Крылатые выражения».

Басни Крылова, по выражению Гоголя, - это «Книга мудрости самого народа». 

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Так писал о Крылове М.Исаковский, а вы согласны со словами поэта? Почему мы говорим , что слова из басен Крылова стали “крылатыми выражениями”?

- Многие слова и выражения из произведений И.А.Крылова стали «крылатыми», т. е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.

Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами” и вы объясняете их смысл:

  • А Васька слушает да ест.

  • Кукушка хвалит Петуха за то,что хвалит он Кукушку.

  • А воз и ныне там.

  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться?


2 задание: «Половинки».

Соедините половинки и вы сможете прочитать названия животных.


3 задание “Загадочные животные”.

1) Каждой команде предстоит разгадать, названия каких животных “спрятались” здесь. (Муравей, Мартышка, Ворона, Соловей, Стрекоза, Кукушка, Лисица)

2) Какими чертами характера наделил И.А.Крылов своих героев? 


4 задание: «Герои басен».

Отгадайте, о каком герое басни идет речь?

…Лето красное пропела, оглянуться не успела… (Стрекоза)

…То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…(Мартышка)

Ты виноват уж тем ,что хочется мне кушать… (Волк)

И вместе трое все в него впряглись… (Лебедь, щука и рак)


5 задание: «Подбери пару».

Помогите герою басни найти свою пару.

(Чиж - Голубь, Моська – Слон, Повар – Кот, Ворона – Лисица, Ягненок – Волк, Кукушка – Петух. Муравей – Стрекоза, Мартышка – Медведь)


6 задание: «Герои говорят»

Отгадайте, кто так говорил? Из какой басни этот герой?

-Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье моё

С песком и илом?(Волк, «Волк и Ягненок»)


-Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица… (Лисица, «Ворона и Лисица»)


-Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них…(Мартышка, «Мартышка и очки»)


-Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето? (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)


Физкультминутка.    

-Итак, мы вспомнили героев басен и.А. Крылова. Если этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Муравей, Волк, Стрекоза, Лисица, Мартышка, Ягненок, Соловей, Осёл, Свинья.


7 задание: «Иллюстрации к басням»

Угадайте, к каким басням сделаны следующие иллюстрации

(«Квартет», «Волк на псарне», «Слон и Моська», «Осёл и Соловей)


8 задание: «Соберите пазл»

Вам предлагаются разрезные картинки. Соберите пазл и получите сцену из басни И.А.Крылова. Отгадайте название басни. (Слон и Моська, «Ворона и Лисица»)


9 задание: «Из какой басни этот предмет?»

Сыр – «Ворона и лисица»

Воз – «Лебедь, щука и рак»

Скрипка – «Квартет»

Очки – «Мартышка и очки»

Зеркало – «Зеркало и обезьяна»

Виноград – Лисица и виноград»


10 задание: «Узнай басню»

1. Вещуньина* с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(«Ворона и лисица»)


2. «Эх, эх! – ей Моська отвечает. –

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на Слона!»(«Слон и Моська»)


3. Но что же, возвратясь, он видит? На полу

Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

«Ах ты, обжора! Ах, злодей! –

Тут Ваську Повар укоряет.(«Кот и повар»)


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».(Квартет»)


11 задание: «Фразы из басен»

Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

А ларчик …

Чтоб музыкантом быть …

Знать, она сильна…

Оглянуться не успела …

Хоть видит око …

Чем кумушек считать трудиться …

А Васька слушает …

А вы, друзья, как ни садитесь …

Когда в товарищах согласья нет…

Ты виноват уж тем…

Сыр выпал…

что лает на слона

…просто открывался

…так надобно уменье

…да зуб неймёт

…что хочется мне кушать

…всё в музыканты не годитесь

…не лучше ль на себя кума, оборотиться

…да ест

…с ним была плутовка такова

…на лад их дело не пойдет

…как зима катит в глаза


12 задание: «Знатоки басен И.А.Крылова»

Проверка знания текста басни “Мартышка и очки”.

Каждая команда получает тексты басни “Мартышка и очки”, часть слов пропущена и задача учеников – восстановить текст басни.

Басня Мартышка и Очки

Мартышка к ____________ слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести __________.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к _______ их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их ___________, то их полижет;
Очки _______________ никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне _______________;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с ______________ и с печали
О камень так хватила их,
Что только_______________ засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — __________не зная ей,
___________про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.


IV. Инсценирование басен И.А.Крылова (13 задание)

- Сейчас нам предстоит посмотреть отчет творческих групп. Вы готовили инсценирование басен по своему выбору.


V. Память благодарных читателей.

Памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге. 

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!


Памятник И.А.Крылову в Москве. 

В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна.

Баснописец сидит в окружении героев своих произведений: “Слон и моська”, “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Мартышка и очки”и многие другие.


VIПодведение итогов урока.

– Чему учат нас басни И.А.Крылова?
Дети: Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
- С того дня, когда Крылов писал басни, прошло более 200 лет, а они живут, их знает, любит и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящие, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. А наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И. А. Крылова.

Слово жюри, подведение итогов.

Объявление результатов соревнования между командами.

Оценивание актеров.