СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Внеклассное мероприятие по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Внеклассное мероприятие по математике"»

Предмет математики настолько серьезен,

 что полезно не упускать случая

сделать его немного занимательным.

Б. Паскаль





МОУ»СОШ №1»

с.п.Баксаненок

Руководитель работы:

Тумова Лана Хасановна

     Главной целью данной работы является изучение и применение на практике необычных способов одной из основных коммуникативных операций математики – умножения.

     Решение этой задачи я начала со знакомства с историей чисел и возникновения операций над ними, в частности, операции умножения. Мною рассмотрены отдельные способы счета древних народов и системы чисел древних государств. Я попыталась раскрыть причины возникновения операции умножения, дать информацию о древнейших «предках» современных таблиц умножения, найденных археологами, и о способах умножения в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древнем Египте.

     

Затем в работе освещаются вопросы появления и особенности таблиц умножения в европейской культуре на примерах таблиц величайшего древнегреческого математика и философа, автора учения о числах Пифагора.Также затронуты вопросы авторства символов операции умножения, введения таблицы умножения в школьную программу и издание первой таблицы умножения на Руси.

     Решая главную задачу, поставленную перед собой в данном исследовании, изучая материал по его теме, я выяснила, что в мире существует множество известных и незаслуженно забытых алгоритмов умножения чисел, которые формировались на протяжении многих тысячелетий. Изучив ряд старинных способов умножения, дошедших до нас, я отразила в своей работе 5 из них, на мой взгляд, наиболее необычных, интересных и занимательных, познакомила с ними своих одноклассников, а затем провела среди них анкетирование, результаты которого зафиксировала в данной работе.

   

 Древние способы умножения, которые отражены в ней, следующие: «Крестьянский способ умножения», «Итальянское умножение «Решетка»», «Массив», «Японский метод умножения» и «Египетский способ умножения».

   

 Практическая работа по ознакомлению одноклассников с этими алгоритмами была очень интересной, так как в ней, помоему мнению, присутствовал именно тот случай, о котором говорил французский ученый

Блюз Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным».

Но мною отмечены не только занимательность вышеуказанных способов умножения, но и значение их в облегчении практического усвоения учащимися действия умножения, их влияние на активизацию мышления и развитие познавательной активности, возможность с помощью некоторых из них легче, быстрее и рациональнее выполнять сложные вычисления.

   

А главным для меня в этом исследовании являлось то, что раскрывая удивительные «тайны» математики, я открыла для себя интересный, увлекательный, неведомый мир и поняла высказывание великого французского ученого Рене Декарта о том, что математика «бесконечно распознаваема, но не познаваема»



 





Внеклассное мероприятие по математике «Поле чудес»



Великие математики

8 класс

Цель:   - развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития.

Задачи:

  • выявление степени усвоения учащимися сведений из истории математики курса 5-8 классов;

  • расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса к изучению математики;

  • воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;

  • формирование дружеских отношений.

Форма занятия: с применением игровых технологий и ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Подготовка:

Провести в классе конкурс на лучший реферат на тему «Выдающиеся математики». В кабинете подготовить портреты ученых - математиков и краткую информацию о них.





Правила игры:

  • Выбираются тройки игроков после правильного ответа на вопрос.

  • Для каждой тройки игроков подготовлено задание с указанием количества букв в отгадываемом слове.

Мероприятие построено на деятельной основе с использованием игровой технологии на примере популярной игры «Поле чудес».





Ход игры



С тех пор, как существует мирозданье, 
Такого нет, кто б не нуждался в знанье. 
Какой мы не возьмем язык и век - 
Всегда стремился к знанью человек… (Слайд 1)

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто занимается и увлекается математикой. (Слайд 2)

Сегодня мы начинаем игру «Поле чудес», посвященную ученым, внесшим вклад в развитие математики. (Слайды 3, 4)



Вопросы для выбора участников I тура:



1. Как одним словом назвать сумму длин всех сторон? (периметр).

2. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (одна горошина).

3. Это слово имеет латинское происхождение, означающее «лен», «льняная нить», «шнур», «веревка». В каком значении мы употребляем его сейчас на уроке математики? (линия).



4. У стола 4 угла. Один угол отрезали. Сколько углов осталось? (5 углов).



5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50). 

I тур (Слайд 7)

Задание 1. Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул древнегреческий ученый, открыв новый закон. Он изобрел для защиты своего города Сиракузы мощные машины – катапульты, изобрел винт. Кто это был? (Слайд 8)





Д

Е

М

И

Х

Р

А


Историческая справка. Архимед - древнегреческий учёный, математик и механик. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили своё время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчислений. Он - пионер математической физики. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники. Он - один из создателей механики как науки. На его могиле был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. (Слайд 9)


Вопросы для выбора участников II тура (Слайд 10):

(правильные ответы появляются по щелчку мыши)

1. Как называется часть прямой ограниченная двумя точками? (отрезок)

2. Какое число в Древнем Риме записывается буквой D? (500).

3. На прямой отметили 10 точек. Сколько образовалось при этом лучей? (20).

Если на первые три вопроса не ответили, то дополнительные вопросы (Слайд 11):

4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (нет, будет ночь).

5. Горели 5 свечей. Две из них потухли. Сколько свечей осталось? (две свечи).(Слайд 12)



II тур (Слайд 13)

Задание 2. Кто из древнегреческих ученых участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (Слайд 14).

Р

О

Г

А

Ф

И

П


Историческая справка. Великий ученый родился около 570 г. до н.э. на
острове Самосе. Этот античный ученый побеждал на Олимпийских играх и впервые открыл математическую теорию музыки. Его теорема имеет огромное значение. Она применяется в геометрии буквально на каждом шагу. Существует около пятисот различных доказательств этой теоремы, что свидетельствует о гигантском числе ее конкретных реализации. (Слайд 15)



Вопросы для выбора участников III тура (Слайд 16):

(правильные ответы появляются по щелчку мыши)

1. Назовите английскую меру длины, давшую имя известной героине сказки(дюйм).

2. Если начертить четырехугольник и провести в нем диагонали, то сколько треугольников можно увидеть на этом чертеже? (8)

3. Переведите на древнегреческий язык слова «натянутая тетива»? (гипотенуза).

Если на первые три вопроса не ответили, то дополнительные вопросы (Слайд 17):

4. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? (2,3).

5. Почему из Минска в Москву самолет летит 1 час 20 минут, а их Москвы в Минск 80 минут? (1ч 20мин = 80мин). (Слайд 18)



IV тур (Слайд 19)

Задание 3. Самый долговечный учебник математики принадлежит этому ученому. Свою систему геометрии  он создал за 300 лет до нашей эры. Но выводы и теоремы этого ученого изучают в школе и по сей день.

Там, где с морем сливается Нил, в древнем жарком краю пирамид

Математик греческий жил - многознающий, мудрый…

Геометрию он изучал, геометрии он обучал,

Написал он великий труд.

Эту книгу «Начала» зовут.

Назовите, о ком идет речь? (Слайд 20)

Д

И

Л

К

В

Е

Историческая справка. Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике, который содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел. В своей работе он подвел итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего её развития. Его любимая фраза – «что и требовалось доказать». (Слайд 21)



Игра со зрителями (Слайд 22)

Задание. Кто из  немецких ученых нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи ещё учеником начальной школы? Его же называли

« королём математики». (Слайд 23)



С

С

У

А

Г





Историческая справка. Карл Фридрих Гаусс. Родился в семье садовника (по совместительству каменщика) в Нижней Саксонии. Колебался между филологией и математикой, любил латинский язык. Большую часть вычислений производил в уме. Множество своих открытий не опубликовал. В 62 года начинает учить русский язык, читает Пушкина и Лобачевского. Современники вспоминают его как жизнерадостного, дружелюбного человека, с отличным чувством юмора.(Слайд 24)













Музыкальная пауза. Математические частушки. 
Исполняют ученицы 8 кл.: Аметова М., Птицына К., Заречнева Л.



Все уроки надоели. 
Физкультура не к чему, 
Вот бы 10 раз в неделю 
Геометрию одну.


Биссектриса это крыса, 
Только я не поняла, 
Для чего же эта крыса 
Делит угол пополам.


Мы с решебника списали, 
Думали все правильно, 
А на алгебру пришли - 
Двойки нам поставили.


Теоремы, теоремы 
До чего вы довели 
Иксы, минусы, задачи 
Вы с ума меня свели.


Пифагоровы штаны 
Во все стороны равны, 
Их не пробуй надевать 
Ноги не куда девать.


Над тетрадкой Влад рыдает: 
Как пример решить – не знает. 
Плачет баба, плачет дед, 
Ну, не сходится ответ!







Финал (Слайд 26)

Играют победители в «тройках». Если определились только два победителя, то в финальной игре принимает участие победитель игры со зрителями.

Задание. Французский математик, положивший начало алгебре, как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления. Автор формул, дающих зависимость между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения. (Слайд 27)

Т

Е

И

В






Историческая справка. Франсуа Виет - французский математик. По профессии юрист. В 1591 г. ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений; благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней общими формулами. Ему принадлежит установление единообразного приёма решения уравнений 2-й, 3-й и 4-й степеней. Сочинения Виета написаны трудным языком и поэтому получили меньшее распространение, чем заслуживали.(Слайд 28)




Супер игра (Слайд 29)

Н

О

Т

Ю

Ь

Н

Задание. Английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший (наряду с Готфридом Лейбницем) дифференциальное и интегральное исчисления, изобретатель зеркального телескопа и автор важнейших экспериментальных работ по оптике. (Слайд 30)





Историческая справка. Исаак Ньютон - английский физик, математик, механики астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложилзакон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основойклассической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.(Слайд 31)



Поздравляем победителя! (Слайд 32)

Запомни, что Гаусс всем сказал 
Наука математика - царица всех наук. 
Не зря, поэтому он завещал - 
Творить в огне трудов и мук. 
Безмерна роль её в открытии законов, 
В создании машин, воздушных кораблей, 
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов 
Каких дала история до наших дней 
Пусть ты не станешь Пифагором, 
Каким хотел бы может быть 
Но будешь ты рабочим, иль ученым 
И будешь честно Родине служить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!