МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ГОРОДА ГОРНЯКА ЛОКТЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по математике в 5 классе
по теме:
Московский государственный университет
Автор разработки:
Петрачкова И.А.,
учитель математики
МБОУ СОШ №2
г.Горняк, 2016 г.
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по математике в 5 классе, является обобщающим повторением темы «Арифметические действия с десятичными дробями». На протяжении всей работы прослеживается межпредметная связь математики и истории одного из ведущих университетов России – Московского государственного университета имени Ломоносова (МГУ), а также биографией великого русского ученого М.Ломоносова.
Для проведения мероприятия необходимо оборудование: компьютер, проектор, сопроводительная презентация.
Внеклассное мероприятие по математике в 5 классе
«Московский государственный университет»
Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.
М. Ломоносов
Цель мероприятия: повышение интереса к математике
Задачи:
образовательные: закрепить умения выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
воспитательные: расширить кругозор учащихся в области ведущих университетов России, а именно Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
развивающие: развивать познавательные способности учащихся, логическое мышление, внимание, культуру коллективного общения.
Форма проведения: викторина.
Возрастная категория: учащиеся 5 класса.
Оборудование: компьютер, проектор.
Условные обозначения в презентации:
- помощь, подсказка.
- возврат к игре.
Смена слайдов: по гиперссылкам.
План мероприятия
Организационный момент, знакомство с правилами игры.
Проведение викторины.
Подведение итогов.
Подготовительная работа
Повторить арифметические действия с десятичными дробями.
Ознакомиться с историей основания МГУ, биографией М.Ломоносова.
Ход мероприятия
Организационный момент, знакомство с правилами игры.
(2 слайд) Эпиграфом мероприятия являются слова великого русского ученого М.В. Ломоносова: Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.
Ведущий (учитель) объявляет, что Московский государственный университет имени М. Ломоносова - ведущий, один из старейших и крупнейших классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры, - в прошлом году отметил 260-летие со дня основания. И данное мероприятие посвящено этому событию.
На вопросы викторины могут отвечать все желающие, кто правильно и быстрее других решит пример с десятичными дробями, что является главным условием права ответа на вопрос. Выступающий объясняет решение примера и отвечает на поставленный вопрос. За каждый правильный ответ получает 1 балл. Кроме этого, можно заработать еще баллы за дополнение к ответу по истории основания или основателях МГУ.
Учащиеся, принимающие активное участие в викторине и правильно отвечающие на вопросы, награждаются (по усмотрению учителя) отличными отметками или небольшими призами.
Проведение викторины.
1. (3 слайд) Вопрос: В каком году по предложению М.В. Ломоносова был основан Московский университет? (учащиеся решают пример и отвечают на вопрос). Ответ: 1755.
Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения императрица Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года Указ об основании Московского университета. По церковному календарю – это день памяти св. мученицы Татианы. И с 1999 года 25 февраля – Татьянин день или день студентов – объявлен общенациональным государственным праздником Российской Федерации (на слайде подсказки можно посмотреть портреты основателей университета: М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова).
2. (4 слайд – переход по нажатию кнопки на табло) Вопрос: В какой день апреля в честь императрицы Елизаветы состоялись первые лекции в МГУ? Ответ: 26.
Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года (на слайде подсказки – портрет императрицы Елизаветы Петровны).
3. (5 слайд) Вопрос: В каком году университет начал издавать первый московский журнал «Полезное увеселение»? Ответ: 1760.
Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение» (на слайде подсказки – один из первых московских журналов, отпечатанный в университетской типографии).
4. (6 слайд) Вопрос: В каком году был принят университетский устав? Ответ: 1804.
До 1804 года деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о учреждении Московского университета». В 1804 году был принят университетский устав. Университету предоставлялась значительная автономия, ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров. Первым выборным ректором стал профессор истории и словесности Х.А. Чеботарев. Совет профессоров решал все вопросы университетской жизни, присуждал ученые звания. Книги, печатаемые с одобрения Совета в университетской типографии, освобождались от общей цензуры. Студенты обучались на четырех факультетах (отделениях, как их тогда называли): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным — звание «действительный студент». Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России (на слайде подсказки – титульная страница первого Устава университета).
5. (слайд 7) Вопрос: Сколько тысяч экземпляров книг удалось собрать университетской библиотеке к 1815 году? Ответ: 7,5.
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки. Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг (на слайде подсказки – один из залов современной библиотеки МГУ).
6. (слайд 8) Вопрос: Сколько студентов (примерно) обучалось в 1863 году на четырех факультетах университета? Ответ: 1500.
Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета — историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском — учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам (на слайде подсказки – первое здание Московского университета).
7. (слайд 9) Вопрос: В каком году университету было присвоено имя М.В. Ломоносова? Ответ: 1940.
В 20–30-е годы университетская наука в целом достигла значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тысяч студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы. В 1940 году, в дни празднования своего 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова, которое он носит и поныне ( на слайде подсказки – новое здание университета начала XX века).
8. (слайд 10) Вопрос: Сколько всего студентов, преподавателей и сотрудников МГУ не вернулись с полей ВО войны? Ответ: 3000.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8-я (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы. Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы (на слайде подсказки – стела в честь погибших студентов и сотрудников МГУ в годы ВОВ).
9. (слайд 11) Вопрос: В каком году начались занятия в новом учебном комплексе МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах? Ответ: 1953.
Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие страны было невозможно без нового подъема университетского образования. В конце 40-х–начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских (Воробьевых) горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием (на слайде подсказки – комплекс зданий на Ленинских горах).
10. (слайд 12) Вопрос: Сколько факультетов МГУ в настоящее время осуществляет обучение студентов? Ответ: 39.
МГУ является крупнейшим классическим университетом Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов России. Он осуществляет подготовку студентов на 39 факультетах по 128 направлениям и специальностям, аспирантов и докторантов на 28 факультетах по 18 отраслям наук и 168 научным специальностям, которые охватывают практически весь спектр современного университетского образования. В настоящее время в МГУ обучается более 40 тысяч студентов, аспирантов, докторантов, а также специалистов в системе повышения квалификации. Кроме того, около 10 тысяч школьников занимаются при МГУ. Научная работа и преподавание ведутся в музеях, на учебно-научных базах практики, в экспедициях, на научно-исследовательских судах, в центрах повышения квалификации (на слайде подсказки – современное здание МГУ).
11. (слайд 13) Вопрос: Сколько тысяч научных сотрудников в настоящее время ведут научные исследования в МГУ? Ответ: 4,5.
Учебный процесс и научную работу в МГУ обеспечивает уникальный коллектив преподавателей и ученых. Это — 2,5 тысяч докторов и почти 6 тысяч кандидатов наук, около 5 тысяч профессорско-преподавательского состава. В Московском университете работает более 300 академиков и член-корреспондентов РАН и отраслевых академий. В университетской фундаментальной и прикладной науке занято 4,5 тысяч научных работников, ведущих в настоящее время исследования более 350 приоритетным научным направлениям и программам (на слайде подсказки – одаренные студенты Росси на Ломоносовской олимпиаде).
12. (слайд 14) Вопрос: Какой юбилей отметил МГУ в 2015 году? Ответ: 260.
25 января 2015 года Московский государственный университет им. Ломоносова, ведущий и старейший университет России, отметил 260-летие со дня основания. МГУ занимает устойчивое первое место среди вузов России в Российских рейтингах и в выборке российских вузов из международных рейтингов. МГУ представлен практически во всех мировых рейтинговых системах. В 2014 году согласно рейтингу британского журнала Times Higher Education МГУ занял 196 позицию среди всех вузов мира, а в 2015 г. — 161 место. Обучение в МГУ престижно и перспективно для молодого человека.
Подведение итогов, награждение.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82
http://www.msu.ru/info/history.html#nachalo
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B3%D1%83%20%D0%B8%D0%BC%20%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fvetzao.ru%2Fimages%2F0009.jpg&pos=28&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B3%D1%83%20%D0%B8%D0%BC%20%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fcs623228.vk.me%2Fu248902071%2Fvideo%2Fx_7be11235.jpg&pos=32&rpt=simage&_=1454519662943
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B3%D1%83%20%D0%B8%D0%BC%20%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fcdn15.img22.ria.ru%2Fimages%2F98206%2F15%2F982061586.jpg&pos=35&rpt=simage&_=1454519662943
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&img_url=http%3A%2F%2Flib.rus.ec%2Fi%2F52%2F169552%2Fi_011.png&pos=34&rpt=simage&_=1454602561877
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D0%B4%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B3%D1%83&img_url=http%3A%2F%2Fcozymoscow.me%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F06%2F61.jpg&pos=5&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BC%D0%B3%D1%83&img_url=http%3A%2F%2Feconomy.bsu.by%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F04%2Fimage00029.jpg&pos=22&rpt=simage
Петрачкова И.А., 2016г. Страница 5