СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Буквы и звуки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку. Буквы и звуки»

МБОУ Ёлкинская СОШ











Конспект внеклассного мероприятия
по «Русскому языку» на тему:
«Буквы и звуки»

























Подготовила:

Дудко Т.В.







Тема: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

1 класс.

Цели:

  • обобщить знания детей о буквах и звуках;

  • развивать умение отличать звук от буквы;

  • воспитывать любовь к урокам русского языка.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность детей

Организационный момент.
Постановка целей.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте… А что обозначает слово «здравствуйте?» (мнения учащихся)

Первоначальное значение этого слова, согласно этимологическому словарю, т.е. словарю о происхождении слов «будь здоров». Давайте и мы начнём наше мероприятие с пожелания друг другу доброго здоровья. Повернитесь к своему соседу по парте и поприветствуйте его.

Здравствуй друг!

Попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

  • «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно» (звук). А при помощи чего мы записываем звуки? Кто из вас знает?

  • «Сели на странички 33 сестрички. Сели рядом - не молчат, нам загадки говорят» (буквы) Для чего человек придумал буквы?

Верно, ребята. Ребята, очень важно правильно произносить каждый звук в слове, ошибешься- получится новое слово, будет непонятно, о чем хотят сказать. Также и с буквами- написал неправильно букву, получилось новое слово, или вовсе даже и не слово. Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения. Также важно, чтобы каждая буква стояла на своем месте, тогда будет понятно, что написано. Многие часто путают звук и букву. И сегодня мы с вами поговорим именно об этом, о буквах и звуках, ещё раз понаблюдаем, чем же они отличаются, поучимся правильному произношению слов.



Дети внимательно слушают учителя. Настраиваются на дальнейшую работу.

МИР ЗВУКОВ.

Сначала мы отправляемся в мир звуков. Что легко и правильно говорить, сделаем разминку: Упражнение «Зубная щетка»

(Рот открыт. Чистим языком, как щеткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки- снизу вверх с внутренней стороны).

Сегодня в школу пришла телеграмма: « Всем ученикам 1 класса. Всем…всем…

Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля… (на доску корабль и название)

«Дети, вы слышали о корабле,

Самом прекрасном на всей земле?

Этот корабль называется так:

«Сангл-бангл-тингл-таг».

Спешите, спешите узнать поскорей

Строгий приказ министерства морей:

«Матросом на борт поднимается тот,

Кто быстро название произнесет»

Ребята! Внимание! Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас.

Только учтите: совсем не пустяк

Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг».

Кто может сказать «Санглбанглтинглтаг»,

Тот может поднять корабельный флаг,

Может прямо в Африку плыть,

И важничать, как заправский моряк,

На корабле «Санглбанглтинглтаг».

-Попытаемся быть матросами этого корабля?

-Поучимся произносить название корабля. Кто может один произнести?

Вслед за телеграммой к нам прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле.

Разминка:

«От земного от причала оттолкнулся теплоход (встали)

Раз, два…

Он назад шагнул сначала (шаг назад)

Раз, два…

А потом шагнул вперед (шаг вперед)

Раз, два…

А потом поплыл по речке (волнообразное движение руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте)

(за правильные ответы-жетоны, потом посмотрим, кто достоин быть моряком такого корабля)

  • «ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНЕСИТЕ ОТГАДКИ»

«У песочных ям, у горы крутой

Стоит великан с железной рукой.»

(экскаватор)

«По асфальту едет дом, ребятишек много в нем,

А над крышей дома вожжи, он ходить без них не может»

(троллейбус)

«У него два колеса и седло на раме.

Две педали есть внизу, крутят их ногами»

(велосипед)

  • «ПОВТОРИТЕ ЗАГАДКИ»

Отгадки у этих загадок вы найдете и произнесете легко. Надо запомнить и повторить саму загадку и потом уже назвать отгадку.

«Телятки гладки привязаны к грядке

(огурцы)

«Две сестрицы- мастерицы, друг дружке- помощницы.» (руки)

  • «ПОВТОРИ СКОРОГОВОРКИ»

  1. Кашевар кашу варил, подваривал да не доваривал.

  2. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

А эти скороговорки повторите 3 раза: медленно, быстрее, очень быстро.

  1. Архип осип, Осип охрип.

  2. Гроза грозна, грозна гроза.

  3. Милу мама мылом мыла.

-Последнюю сказать с вопросительной интонацией, с чувством радости, сказать тихо, как будто это тайна и мы не хотим, чтобы ее услышал кто-то за дверью.


Дети с интересом слушают учителя. В ходе беседы отвечают на вопросы учителя.


МИР БУКВ.

Прежде, чем попадем в мир букв, проведем дыхательную гимнастику, это тоже важно для правильного произношения.

Упражнение «Свеча»

Встаньте, сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Ароматный цветок»

Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На -выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок»

Что бывает, если на место одной буквы встанет другая, можно узнать из рассказа А. Шибаева «Одна буква» Вот из него отрывок…

«Все началось с того, что Маша нарисовала ворону и начала писать «варона». (Слова на доску)

Я ей говорю:

- Ты неверно написала. После В надо о, а не а. А Маша отвечает:

- Ну, подумаешь, одна буква… Варона или ворона- какая тут разница? И так все поймут.

Тогда я сказал:

- А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т. Что получилось?

Смеется Маша:

- Вот чудеса, получились ворота!

- Поняла, - говорю, что значит одна буква?

А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот, что получилось:

«Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.»

  • Беседа:

-Какое слово должно быть в стихотворении?

-Какая буква встала не на свое место?

Вот, что получилось при замене. (Сом-Дом)

-Послушаем другие стихи и найдем в них слова с «заблудившимися буквами.

«Куклу выронив из рук.
Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами»

(Вопросы те же. Жук-Лук)

«Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело…» (булку-будку)

«На пожелтевшую траву роняет
лев свою листву»

(Вопросы те же. Лес-Лев)

Интересные изменения могут произойти со словом, если заменить одну букву другой: слово становится другим. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке очень много.

  • ЗАМЕНИ ОДНУ БУКВУ

Замени одну букву так, чтобы получилось новое слово:

бочка (точка, дочка, кочка, ночка, почка)

лапка (папка, шапка)

ум (ус, уж, ух)

кот (кок, кол, ком, кон)

коза (кожа, кора, коса)

  • ДВА КОЛОДЦА

Изображены 2 колодца, рядом стоят ведра, которыми можно достать воды из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по 4 разных слова, отличающихся одной буквой. Будьте внимательны, не перепутайте ведра.

М      к                    Л     к

Б       к                     С    к

Р       к      У- А       Б     к

Л       к                    Ж    к

- Вы убедились, что одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.

  • СОСЧИТАЙ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ В СЛОВАХ. Прокомментируйте свой ответ.

Ел (2б.3зв); яд (2б.3зв); знает (5б.6зв); пень (4б.3зв); коньки (6б.5зв).


Дети с интересом слушают учителя. В ходе беседы отвечают на вопросы учителя.


Итог

Считаем жетоны, выбираем победителей.

Всем спасибо за вниманье.

За задор и добрый смех.

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Нам урок заканчивать пора!

И я, надеюсь, что теперь

Вы стали немножечко умней.

Узнали вы много слов смешных

И много всяких всячин

И если вы запомнили их,

Не зря ваш день потрачен.


Кому было интересно на занятии, все понятно - прилепите рядом с кораблем солнышко. Кому было скучно, многое не понятно- тучку.



Дети отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно подводят итог урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!