СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 9

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 9»

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 9-11 классов

«Ах, какое это наслаждение - говорить на русском языке «

Автор: Гудзь Вера Павловна учитель русского языка и литературы, МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района Ростовской области

Данное мероприятие используется как внеклассное мероприятие в 9-11 класса в рамках Недели русского языка и литературы. 

Цели и задачи:

- развитие творческих способностей, логического обучающихся

- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;

- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Формируются команды(6 команд, по количеству классов –участников) по

4человека..

Ход турнира:

I. Организационный момент.

Слово ведущего:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Автор: И. Бунин Слово. 1915.


С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Окончив школу, вы поймете, как нам нужен русский язык. Мы можем гордиться русским языком. На нем написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки и культуры.

Сегодня мы будем общаться и познавать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык.

В чем народная мудрость проявляется ярче всего?

Ученики: - В загадках, пословицах. поговорках, крылатых выражениях.

Ведущий: - Верно. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Ведь «Пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Они делают нашу речь красивой, эмоциональной, выразительной.

Презентация


1 тур Представление команд


Команды получают лист с пословицами , поговорками:


- найти в них ключевые слова-.это будет название команды;


- выбрать одно-это девиз , вместе его произнести;


- схематично его изобразить - это эмблема














2 тур РАЗМИНКА ( соотнести по смыслу колонки, в первой колонке поставить тот номер из второй, который является продолжением пословицы)


























3 тур Конкурс капитанов





























4 тур «Крокодил»

Каждой команде выдается одинаковое количество карточек, на которых написаны пословицы. Один из игроков должен показать загаданное без слов, лишь только жестами, мимикой, и позами, т.е. пантомимой.

  1. Видит око, да зуб неймет.

  2. Мал золотник, да дорог.

  3. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  4. В чужом глазу сучок видим, а в своем (и) бревна не замечаем.

  5. Гусь свинье не товарищ

  6. Кашу (каши) маслом не испортишь.

  7. Лучше один раз увидеть, чем сто (десять) раз услышать.


5- тур «Закончите пословицу».

Ведущий:

Лучше синица в руке, (… чем журавль в небе.).

- Маленькое дело лучше …(большого безделья).

- Семь раз отмерь, … (один - отрежь).

- Один в поле … (не воин).

- Как аукнется, … (так и откликнется).

- Друзья познаются … (в беде).

- Терпенье и труд … (все перетрут).

- Куй железо … (пока горячо).

6 «Подобрать рифму к словам».

Ведущий: - А сейчас вы должны образовать под рифму новое слово.


пара (фара)

лук (люк)

халат (салат)

балка (палка)

игра (игла)

карта (парта)

соль (моль)

волк (полк)

голос (волос)   

ручка (кучка)

врач (грач)        

точка (бочка, ночка, дочка)




7тур «Театральный» 

(изобразить походку ,мимику, жесты человека,) :


9а : - который только что хорошо пообедал;

9б - у которого жмут ботинки;

9в: - у которого начался острый приступ радикулита;

9г - который оказался ночью в лесу один.

10- который проспал нужную остановку

11-который получает »Золотую медаль» из рук директора школы


8 тур «Загадки» ( 1балл присуждается той команде, которая быстрее даст правильный ответ):

1. Сколько отверстий в голове? (7).

2. У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна).

3. Шли рядом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое).

4. Шесть ног, 2 головы, 1 хвост – что это? (всадник на лошади).

5. Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (имя).

6. Точка с хвостиком. (запятая).

7. Ложь с намеком. (сказка).

8. Кто говорит на всех языках. (эхо).

9. На какой вопрос невозможно ответить «да»? (ты спишь?)

На какого героя покушались трижды, на четвертый раз он погиб? (колобок).

10.  Что можно приготовить, но нельзя есть? (уроки).

11.  У кого шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

12.  Два брата, четыре ушка (подушка).


9 тур « Числительные».

Ведущий: - Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.

10 тур «Знаем ли мы алфавит?»

Ведущий: - За 1 мин. записать в алфавитном порядке имена всех участников турнира.

11 тур « Конкурс скульптурных групп»

Ведущий: - Ваша задача- изобразить скульптуру, воплотив в неё следующие афоризмы:

-  Я волком бы выгрыз бюрократизм.

-  Красота требует жертв.

-  Любви все возрасты покорны.

- Всех излечит ,исцелит Доктор Айболит

- Есть женщины в русских селеньях.

-Свинья под дубом вековым

Пока команды готовятся, проводится со зрителями

12 «Знаешь ли ты?» (БЛИЦ)

Ведущий: - Угадайте слово по шутливой характеристике.

1. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные. Это … (уши).

2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).

3. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на нее бросают деньги и слова. Это … (ветер).

4. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).

5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).

6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ следующие вопросы:

1. Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон).

2. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Пушкин).

3. Имя подлого труса (Леопольд).

4. Синоним преувеличения. (гипербола).

5. Возраст Тараса Бульбы (60).

6. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя).

7. Город, в которой родился Пушкин. (Москва).

8. Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).

9. Образное определение (эпитет).

10. С кем дрался купец Калашников? (с опричником Кирибаевичем).

11. Перечислите бременских музыкантов. (Кот, Петух, Осел, Пес, Трубадур).

12. Кто воспитывал Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева).


13 тур «Автобиография»(5 баллов)- 5минут

Ведущий : - Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.


9а: Баба Яга, 9б- Карлсон 9в- Винни Пух

9г - Крокодил Гена , 10-Лунтик 11-Супермен


Клише в помощь

Автобиография

Я, ФИО

Родился (когда?)

Где?

Мои родители: Отец (ФИО),кем работает ,где?

Мать(ФИО) кем работает ,где?

Братья,сёстры,как зовут,сколько лет.

Я обучаюсь, работаю(или обучался, работал ) в

Мечтаю стать………

Подпись (желательнно оригинальная) Дата











Заключительное слово ведущего:

Ведущий читает стихотворение Н. Белко «Русский язык».

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.


. Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей,

участников конкурсов болельщиков.


команды

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур

7 тур

8 тур

9тур

10 тур

11 тур

12тур

13 тур

итого

место


3

9

10

1 б за

каждый

Правиль

ный

ответ

1б за

каждый

Правиль

Ный

ответ

1 б за

каждый

Правиль

Ный

ответ

3

1 б за

каждый

Правиль

Ный

ответ

5

3

3

1 б за

каждый

Правиль

Ный

ответ

5


































































10

















11













































  1. Видит око, да зуб неймет.

  2. Мал золотник, да дорог.

  3. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  4. В чужом глазу сучок видим, а в своем (и) бревна не замечаем.

  5. Гусь свинье не товарищ

  6. Кашу (каши) маслом не испортишь.

Лучше один раз увидеть, чем сто (десять) раз услышать


















11 тур « Конкурс скульптурных групп»

Ведущий: - Ваша задача- изобразить скульптуру, воплотив в неё следующие афоризмы:


11-  Я волком бы выгрыз бюрократизм.


10-  Красота требует жертв.


9а-  Любви все возрасты покорны.


9г- Всех излечит, исцелит Доктор Айболит


9б - Есть женщины в русских селеньях.


9в-Свинья под дубом вековым