Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню родного языка (21 февраля)
«Величайшее богатство народа — его язык»
Михаил Александрович Шолохов
Цель: формирование у обучающихся бережного отношения к богатству родного языка. (Слайд №2)
Задачи:
развивать устную связную речь обучающихся, память, воображение, внимание;
обогащать словарный запас обучающихся;
расширять их кругозор; активизировать словесно-логическое мышление.
Ожидаемые результаты:
1. улучшение качества знаний учащихся;
2. развитие интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам.
Ресурсы: выставка книг, презентация, раздаточный материал.
Ход мероприятия
1. Видеоролик №1 (2 мин.)
2. Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. (Слайд №3)
В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка....
3. Чтец 1. История возникновения праздника родного языка (Слайд №4)
Этот международный день имеет свою историческую подоплеку. В 1952 году в Пакистане студенты из Университета Дакки принимали участие в демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не только не прислушались, но и стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов-активистов. После гибели этих и других жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский язык был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения, увенчалась успехом.
Впоследствии, по инициативе страны Бангладеш, (признанной в 1971 году независимым государством), организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире.
4. (Слайд №5) Родной язык – это богатство, к которому необходимо относиться бережно и с уважением, не засорять речь грубыми и бессмысленными словами. Чтобы научиться хорошо и красиво говорить, необходимо читать книги. Чтение книг – самый верный путь к постижению великого русского языка. Обратите внимание на нашу выставку «Хранители русского языка». Здесь представлена не только классическая литература, но и научная. Ведь нам невозможно обойтись без словарей, так много непонятного и загадочного в нашем языке.
5. Чтец 2 (Слайд №6)
Он так могуч и так прекрасен
Суровый РУССКИЙ наш язык!
Мир покорен одной лишь фразой,
С которой дрался наш мужик,
Когда громил фашистов клятых,
И шел в атаку на врага.
И пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до смерти три шага,
На РУССКОМ РУССКУЮ «Катюшу»,
И было легче во сто крат.
И враг коварный песню слушал,
В руках сжимая автомат.
Есенин наш под звуки танго,
Или танцуя вальс, фокстрот,
Любил прекрасной иностранке
Шепнуть на РУССКОМ пару строк.
Когда ворвались в космос бурей
Мы на железном рысаке,
Услышал мир: Гагарин Юрий
Дал старт на РУССКОМ языке.
Мы речь родную с детства слышим,
На РУССКОМ пишем, говорим.
Олимпиады РУССКИЙ Миша
Все страны мира покорил.
Наш РУССКИЙ так многообразен,
Изящен, скромен и силен:
Он для врага настоль опасен,
В любви насколько ласков он.
Оставь, мой друг, свои сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
На все грядущие века.
6. Для того чтобы достойно нести честь родного языка, мы должны следить за чистотой нашей речи.
Диалог учеников (Слайд №7)
- Димка, ну чё, прочитал?
- Прочитал.
- Прикольно или стрёмно?
- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».
- Вот лох!
- А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
- Ух ты!
- Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...
Учитель: О каком произведении идет речь? Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и неуместное употребление сленговых выражений)
ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.
К сожалению, современного молодого человека невозможно представить совсем без сленга. Но помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.
7. Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса. Результаты конкурса будут объявлены в конце недели после проверки работ, победителя ждет награда.
1-й конкурс «Дополни пословицу»
Наш родной язык богат пословицами.
–Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).
-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).
У каждого на парте есть карточка с заданием. Начинаем работать с карточкой №1. На выполнение работы – 5 минут.
(Слайд № 8)
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Век живи - …(век учись).
Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Землю солнце красит, а человека - …(труд).
Нет друга – ищи, … (а нашёл, береги).
Человек без Родины, … (что соловей без песни).
Язык мой - …(враг мой).
Семеро одного … (не ждут).
Делу время … (потехе час).
2-й конкурс «Фразеологизмы»
Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.
- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.
– Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?
– Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.
Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».
Фразеологизмы имеют переносное значение. А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. Начинаем работу с карточкой №2. На выполнение задания – 3 минуты.
(Слайд 9)
Объяснить значение фразеологизмов:
1. Кожа да кости (худой)
2. Раз, два и обчелся (мало)
3. Вставлять палки в колеса (мешать)
4. В двух словах (коротко)
5. Куры не клюют (много)
6. Зарубить на носу (запомнить)
7. Язык проглотить (молчать)
8. Рукой подать (близко)
3-й конкурс «Богатый словарный запас»
Задание: найди “спрятанные” слова в каждой строчке. Всего здесь спрятано 11 слов. Н выполнение задания – 5 минут. (Слайд №10)
(кот, мяч, рак, мыло, шуба, мама, буран, палка, метла, уж, автобус)
4-й конкурс «Этимология»
Одним из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимологией. Она изучает изменения, происходящие в языке. В жизни меняется все. То же самое происходит и с языком. (Слайд №11)
1) На языке коми «син» - глаз, «лыс» - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс». (ресницы)
2) По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)
3) Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»? (одеколон)
4) Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию? (простоквашу)
5-й конкурс «Викторина» (Слайд №12)
1) Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля? (ЮНЕСКО)
2) Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)
3) Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
4) Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)
5) Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)
6) Какие поэты и писатели 18-19 в. стояли у истоков русского литературного языка? (А. С. Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)
7) Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?
6-й конкурс «Плач предложения» (Слайд №13)
Исправьте речевые ошибки в предложении
Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его над головой.
Писатель нам в своих произведениях показывает простой язык.
Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.
Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.
Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
В музее природы есть рысь, бобёр, олень и другие товарищи.
В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.
8. В русском языке очень много занимательных и неожиданных фактов, которые вы наверняка не знали:
• Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» — флот.
• В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола».
• В русском языке есть слова на «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
• Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и «змееед».
• В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
• Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть.
• Даль предлагал заменить иностранное слово «атмосфера» на русские «колоземица» или «мироколица».
• До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
• В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографического», в издании 2003 года «превысокомногорассмотрительствующий».
9. Отмечая 21 февраля Международный День родного языка, давайте определимся, что же мы можем сделать для сохранения нашего языка и культуры? Ответы обучающихся…(Слайд №14)
- изучать русский язык;
- историю народа, культуру и традиции;
- не засорять язык плохими словами;
- хранить культуру нашего народа;
-любить родной язык и свою Родину.
Мы с вами пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции.
Международный день родного языка- это хороший повод задуматься над истинной красотой родного языка, над его глубиной и внутренней силой.
10. Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему (Видеоролик №2)
На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание и участие!