СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие: Права родителей и детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие: Права родителей и детей.

Форма проведения: игра «Крестики-нолики».

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: Права родителей и детей.»

Номинация: внеклассное мероприятияе.

Ф.И.О. автора:

Гнездилова Валентина Петровна

Название работы: Права родителей и детей.

Внеклассное мероприятие: Права родителей и детей.

Форма проведения: игра «Крестики-нолики».

Целевая аудитория: учащиеся 1-11 классов и их родители.

Цель: ознакомить родителей и детей с их правами.

Задачи: образовательная – ознакомить учащихся и родителей с их правами;

воспитательная – воспитывать нормы общения и взаимоотношений в обществе, бережное отношение к старшему поколению, к традициям и семейным праздникам;

развивающая – развивать мыслительные процессы, творческие способности, коммуникативные навыки.

Рекомендации: Ежегодно в школах проходит месячник по правовым знаниям. Данное мероприятие поможет раскрыть содержание темы. Его можно провести на классном часу, на уроке по обществознанию или праву, на классном тематическом родительском собрании, но только в одном классе, не соединяя несколько классов и даже параллелей. Игровая форма проведения будет способствовать раскрепощению детей и их родителей, соревновательный характер игры обеспечит ритм и повысит интерес детей и родителей, совместное общение учащихся, их родителей и классного руководителя поможет установить контакт с семьей и изучить ее.

На данное мероприятие желательно пригласить и педагога-психолога, так как на игровом поле ячейки раскрашены в разные цвета, по выбору можно судить о внутреннем мире, со стороны будет явно видно, какие взаимоотношения в семье, стиль общения, в ходе игры можно будет определить и проблемы в семье, и внутреннее состояние ребенка.

Оборудование и материалы: подборка музыки по содержанию темы; презентация к мероприятию; мультимедийная установка, экран, проектор; игровое поле формата А-3 (см. приложение 1) для каждого участника 3-х или 4-х команд (в зависимости от располагаемого времени) в составе мамы или папы и дочери или сына; книга со значением имен (готовятся закладки для имен участников заранее, так как уже будет известен состав команд); подборка рисунков к каждому сектору; подборка сказок из УНТ о нарушении прав героев (см. приложение 2); цветные фломастеры, карандаши, ластики, листок для рисования формата А-3; подручный материал (веревки, нитки, ленты, бусины, клей, скрепки, цветная бумага, картон-основа формата А-4, бисер, цветочки, коробочки, геометрические фигуры, мягкие шарики) для выполнения проекта «Моя семья»; наградные материалы по усмотрению; бейджики для участников; вырезанные из картона «Х» и «0» на ножках, чтоб вставить в сектор игрового поля; подборка пословиц и поговорок о семье (см. приложение 3); презентации учащихся о семейных праздниках и традициях.

Ход мероприятия: (звучат фанфары и выходит ведущий).

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и учащиеся!

12 декабря 2013 г. в нашей стране отмечается государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства, в становлении и развитии демократического общества - 20-летие принятия Конституции Российской Федерации - основного Закона страны.

Конституция Российской Федерации определяет общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.

Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции, государственной символики происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.

1-й  у ч е н и к . Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2-й  у ч е н и к . Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Что такое Конституция? Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.

Для чего нужен Основной Закон? Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Поэтому день принятия Конституции является государственным праздником.

Когда и как была принята Конституция РФ? Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята наша Конституция. В этом году ей исполняется 20 лет.

Сегодня мы с вами поиграем в игру «Крестики-нолики». На данном мероприятии мы повторим права родителей и детей, чтобы вы могли лучше понимать друг друга, уважать права и обязанности других членов семьи.

Правила игры: команды по очереди выбирают на игровом поле сектор, который им нравится, и ставят «Х» или «0» в соответствующий кармашек. Затем ведущий разъясняет смысл данного сектора и дает задание, которое выполняют все участники, так как представления детей и родителей об одном и том же вопросе различны. Отвечают родители и дети по очереди в каждой команде. Познакомимся с игровым полем на доске.

«Игровое поле»


Право на имя



Право на индивидуальность


«Темная лошадка»


Право на получение содержания


Право жить и воспитываться в семье


Право на личную тайну


Право на жизнь



Право на отдых


Право на защиту

Наша игра начинается. Ваш первый выбор команды.

Право на имя: (звучит песня, где упоминается имя человека). Каждый гражданин, в том числе и ребенок, имеет право на имя. Согласно статье 19 Гражданского кодекса РФ, имя включает в себя фамилию, собственно имя и отчество. Каждого человека с рождения нарекают именем его родители. Его могут назвать в честь родителей, в честь бабушек и дедушек, либо в честь выдающихся людей. В настоящее время, как и в давние времена, при выборе имени руководствовались его значением.

Задание: А вы знаете, что означает ваше имя?

Наши команды готовятся, а я расскажу вам о том, какие еще есть нормативные правовые документы:

Статья 58 Семейного кодекса РФ устанавливает, что имя ребенку дается по соглашению родителей, его фамилия определяется фамилией родителей, отчество присваивается по имени отца.

Право на имя - это очень важное личное право. Имя индивидуализирует человека, то есть позволяет отличить его от остальных. Под своим именем ты приобретаешь все свои права и осуществляешь обязанности.

Как же быть, если имя, данное родителями, тебе категорически не нравится? Ведь этот выбор они не могли согласовать с тобой!

Статья 19 ГК РФ дает право каждому гражданину переменить свое имя в установленном порядке. Этот порядок определен Федеральным законом №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», который был принят 15 ноября 1997 года.

Согласно статье 58 этого закона, после достижения 14 лет ты вправе с согласия своих родителей переменить свое имя. Для этого тебе необходимо вместе с родителями обратиться в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) по месту жительства или по месту регистрации твоего рождения.

Право на индивидуальность: (звучит песня про семью). В Конвенции о правах ребенка сказано, что каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, то есть оставаться таким, каков есть. Все семьи различаются между собой: по составу, по социальному положению, по психологической атмосфере, то есть каждая семья особенная.

Задание: Вам предлагается закончить фразу «Моя семья особенная, потому что…».

Чтобы зрители не скучали, мы с ними поиграем: вспомните пословицы и поговорки о семье (идет игра). (См. приложение 3). Спасибо за активное участие!

«Темная лошадка»: (звучит песня из сказки). В данном секторе скрыты загадки из сказок, в которых были нарушены права героев.

Задание: Внимательно послушайте отрывок из сказки и назовите героя, название сказки, автора произведения и укажите, какое право героя было нарушено (см. приложение 2).

Право на получение содержания: (звучит песня про деньги). Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Родители обязаны содержать своих детей. А в старости дети должны содержать своих родителей. Чаще всего в семье зарабатывает отец.

Задание: А кто зарабатывает в вашей семье? Какие права и обязанности у папы?

Что такое Конституция? Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.

Для чего нужен Основной Закон? Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Поэтому день принятия Конституции является государственным праздником.

Право жить и воспитываться в семье: (звучит песня «Песенка мамонтенка»). Правам ребенка в семье посвящена глава 11 Семейного кодекса РФ «Права несовершеннолетних детей». Каждый ребенок, в том числе и подросток в возрасте от 14 до 18 лет, имеет право жить и воспитываться в семье (насколько это возможно), право знать своих родителей, право на родительскую заботу, совместное с ними проживание. Закон предоставляет тебе права: на воспитание своими родителями, на обеспечение твоих интересов, всестороннее развитие, уважение твоего человеческого достоинства. Ты вправе всегда и без ограничений общаться с обоими родителями, с дедушками и бабушками, с братьями и сестрами, другими родственниками. Дети с рождения приобретают право жить и воспитываться в семье. К сожалению, в настоящее время растет количество детей, которые остались по каким-либо причинам без родителей. Тогда их усыновляют, либо оформляют опеку, либо определяют в приемные семьи. Родители, как основные законные представители детей, часто нарушает это право детей и тогда их лишают родительских прав. Мы желаем, чтоб на свете было как можно меньше таких детей, и чтоб родители заботились о своих детях. Живите в семье! Мира, уюта и добра вашим семьям!

Задание: Вам необходимо нарисовать вашу семью: как ее видят родители и как ее видят дети.

А мы продолжаем знакомство с Конституцией. Что сказано в нашей Конституции? В нашей Конституции сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.

Право на личную тайну: (звучит детская песня «Папа может»). В ст. 23 Конституции РФ закреплено право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ни для кого не секрет, что у мамы много хлопот и забот в семье. Но ей, как и любому человеку, необходимо побыть одной, отдохнуть, чтобы восполнить силы.

Задание: Какие права и обязанности в семье у мамы со стороны родителей и детей?

Право на жизнь: (звучит спокойная мелодия). В ст. 20 Конституции РФ закреплено право каждого человека на жизнь. Самая большая и главная ценность на земле – это ЖИЗНЬ… Жизнь мамы, жизнь папы, жизнь детей, жизнь родных и близких тебе людей… Врачи с момента появления ребенка на свет борются за его жизнь. Рождение в семье малыша – самое большое счастье для семьи. Дети – это цветы жизни. Но у них, как и у взрослых, тоже есть свои права и обязанности в семье.

Задание: Какие права и обязанности имеют ваши дети в семье?

Право на отдых: (звучит песня про Новый год). В ст. 20 Конституции РФ закреплено право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Это самое любимое право и родителей и детей. Все хотят отдохнуть: от работы, от учебы, от суеты и бытовых проблем. И тогда семья решает, где и как лучше отдохнуть. Они могут вместе съездить в путешествие, отметить какой-либо праздник, сходить в магазин, в кинотеатр и т.д. Есть семьи, в которых совместный отдых детей и родителей становится традицией семьи и передается из поколения в поколение.

Задание: Какие семейные традиции есть в вашей семье? Какие праздники вы отмечаете совместно? Может, есть и семейные обычаи?

Учащиеся нашего класса приготовили проекты о своей семье на тему «Права и обязанности родителей и их детей» (учащиеся демонстрируют свои работы). Большое спасибо за участие!

Право на защиту: (звучит песня «Родительский дом»). Во Всеобщей декларации прав человека ООН провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Необходимость в особой защите ребенка предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка и Декларации прав ребенка, признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях прав ребенка) установил основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В Законе в качестве целей определены создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Семья – это тот уютный уголок на земле, который дает нам покой, защиту, любовь, где нас всегда поймут и защитят от всех невзгод.

Задание: Вам предлагается сделать проект «Талисман моей семьи». Его мы выполняем вместе с родителями. У вас на столах имеется материал, с помощью которого вы можете его выполнить.

Ведущий: Наши команды приступили к выполнению заключительного задания. Учащиеся нашего класса уже демонстрировали свои работы, посмотрим еще работы. Большое спасибо за участие! Все получат оценки за данную проектную работу по праву или обществознанию.

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Наши команды сделали «Талисман семьи». Просим представить ваши работы. Их вы оставляете себе, пусть он оберегает вашу семью. Мероприятие закончилось, всем спасибо за участие и внимание! До скорых встреч!








Приложение 1

Игровое поле для игры в «Крестики-нолики»


Право на имя



Право на индивидуальность


«Темная лошадка»


Право на получение содержания


Право жить и воспитываться в семье


Право на личную тайну


Право на жизнь



Право на отдых


Право на защиту


Приложение 2

Отрывки из сказок, где нарушаются права героев

Вопросы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга.)

4) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (право на неприкосновенность жилища.)

5) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (защита от безработицы.)

6) Буратино продал свою азбуку. Каким правом не воспользовался? (на бесплатное образование.)

Название сказки

Что произошло

Какое право нарушено

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик козлят, съел их.

Право на жизнь.

Гуси-лебеди

Гуси–лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Морозко

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.

Лиса и Журавль

Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.

Право на хорошее питание.

Заюшкина избушка

Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность жилища.

Крошечка-Хаврошечка

Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Царевна-лягушка

Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать своё мнение.



Приложение 3

Пословицы и поговорки о семье

Брат брата не выдаст.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В своей семье всяк сам большой.

В своей семье какой расчет?

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Густая каша семьи не разгонит.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дети родителям не судьи.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

Дружная семья не знает печали.

Жизнь родителей в детях.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

Каков брат, такова и сестра.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.

На что и клад, когда в семье лад.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится.

Свой своему не враг.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семьей и горох молотят.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Сердце матери отходчиво.

Сестра с сестрою, как река с водою.

Согласие да лад — в семье клад.

Согласную семью и горе не берет.

Согласье в семье — богатство.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.


16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!