6
Сценарий внеклассного мероприятия «Прощание с Азбукой»
Цели:
воспитывать уважение к книге как к источнику знаний, интерес к чтению, взаимоуважение учащихся друг к другу;
закрепить знания, полученные при изучении «Азбуки», формировать интерес к урокам чтения, развивать мышление, речь, творческие способности учащихся,
развивать актёрские способности, умение работать в группе и слушать друг друга, чувство дружбы и товарищества.
Формируемые УУД:
умение выступать перед публикой, держаться у доски;
развитие творческих способностей;
развитие умения делать выводы;
умение оформлять свою мысль в устной речи.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты:
– уметь правильно называть все буквы алфавита, использовать полученные знания на практике.
Метапредметные результаты:
– оценивать правильность выполнения действий;
– высказывать свои предположения;
– слушать и понимать речь других;
– находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках.
Ход праздника
Учитель:
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит.
Буквы все – от А до Я –33 богатыря.
Давайте вместе повторим Алфавит под песню.
(видеоклип \азбука. Р. Паулс, И. Резник)
Учитель: Вот мы и вспомнили все буквы, которые изучили, благодаря нашей первой книге – Азбуке. Сейчас продолжим наш разговор о звуках и буквах. Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами и почему буква Я стоит в конце алфавита?
Сценка “Азбука”
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!
Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: “Срам!”
Автор: Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы: Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: “Попробуй, потолкуй с такой особой!”
Автор: Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор: Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О: О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю
Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!
Ученик 1:
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко : В чем секрет?
Учитель:
Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
Ученик 2:
Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
Учитель:
Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой Букварь.
Ученик 3:
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и читать мы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
Ученик 4:
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Ученик 5:
Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Ученик 6:
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай пройдут года и много, много дней.
Нам Азбука хорошим другом стала.
Мы этот праздник посвящаем ей!
Ведущий
Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать,
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале нам буквы свои показала,
Теперь мы читаем страницы!
Азбука
Здравствуйте, ребята!
Буковок маленьких капли-значки
Дружно сливаются в слов ручейки.
Вот ручейки эти стали рекой,
Что называется Аз-бу-кой.
Прежде чем попасть в страну «Литературию», вы должны доказать, что готовы к этому.
Ведущий
Докажем, ребята, что готовы к новым знаниям? (да)
Итак, в путь!
Азбука Сначала отгадайте загадку:
33 родных сестрицы –
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся? (Азбука)
Станция на маршруте - «Буквология»
Ведущий Мы будем читать стихотворение, а вы называть букву, которая повторяется.
В Утром на траве росою Азбука б) Эта буква на морозе,
Эта буква заблестит, Как оса, ужалить может.
А под вечер на крылечке Ну а в мае на березе
Рядом громко зарычит. Жук её узнать поможет. Ж
Р
В. Ксения с.18 Р-это Родина,
наша Россия Костя с. 8 Ж – железная дорога
Реки и степи., леса и поля Их, обычных , в мире много,
Нет на планете державы красивее А у нас донецкая.не простая –
Будем беречь ее вместе друзья! Детская!
В. С этой буквой – добрым другом- Азбука Эту букву паровоз
Долгою дорогой в дом На своей трубе привёз,
День за днём назло недугам Губы вытяни в трубу
Даже под дождём идём. И получишь букву…
Д У
С.5
Д – Донбасс не просто слово Анд 21
У– уголь . Волшебный подарок природы
Уголь здесь всему основа Он нас согревает в любую погоду
Но еще ценней угля люди. Темна и глубока подземная лава
Это ты и я. Донбасс- русская земля! Шахтерам всегда уваженье и слава!
В. Буква эта знаменита - Азбука Эта буква бодрым шагом
Стоит в начале алфавита. В бой идёт под барабан,
А И бодает буква букву,
Будто баловник баран. Б
Денис с.1
А – наш донбасский абрикос, Нина Б- борщ донбасский вкусный самый.
А ну-ка выгляни в оконце Он приготовлен нашей мамой.
Он в каждом дворике растет В нем свекла, перец, лук, картошка…
Висит на ветке , словно солнце. Так, где моя большая ложка?
Ведущий
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
Д Р У Ж Б А
Азбука Получилось слово «дружба».
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
ПЕСНЯ «Азбука»
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Припев.
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
Станция «Секретная»
Блиц-опрос.
Чем буквы отличаются от звуков?
Сколько гласных букв? Звуков?
Чем замечательны буквы я, ю, е, ё?
Когда эти буквы обозначают два звука?
Какие буквы не обозначают звука?
Какие правила русского языка вы знаете?
Учитель: Ребята, на какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
А как нам отличить гласные звуки от согласных? Давайте разберёмся.
Ученик 1: Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
Ученик 2: Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове ищем звуки.
Звуки эти разные-
Гласные согласные.
Ученик 3: Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Ученик 4: В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбели Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик5: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ученик6: Вот какие разные
Бывают те согласные-
Звонкие, глухие-
Вот они какие!
Ученик 7: Мягкие, как в слове нёс,
Твёрдые, как в слове нос,
Долгие и нет
Вот какой секрет!
Следующее задание. Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор. (Слайд )
А О Б Я
И Е Я Ю
В С Р Д
Ш П Н М
Ещё одно испытание. Буквы, из которых надо составить слово.
ЗАУБАК (АЗБУКА)
ВУКАБ (БУКВА)
ИНАКГ (КНИГА)
ВОЛАС (СЛОВА)
Деление слов на слоги Родина, Отчизна ученик учитель, мир, дом
Составление звуковой модели слова
Корень,
Учитель Станция «Сообразилия».
Здесь нужно хорошо думать, быть внимательным.
1. Ребусы
Бабочка, мороз, булка, гвоздика, грибник, дятел.
2. Игры со словами
Букву к букве прибавляем,
Слоги сразу получаем.
Только вот беда случилась:
Всё здесь вдруг переменилось –
Слоги в кучу собрались.
Помоги их разделить!
Здесь смекалка нам нужна,
Чтобы получить слова.
На доске: у команд набор слогов. ПРОБУЮТ СОБРАТЬ СЛОВА
за са мок ни ря гар ко
Д. Замок, заря, загар, сани, коса, коза.
- Следующая станция «Отдохни - ка».
Злой волшебник Звукомор заколдовал стихи. Расколдуйте их.
1.Уронили зайку (мишку) на пол,
Оторвали зайке (мишке) лапу…
2.Идёт медведь (бычок) качается…
3.Наша Лена (Таня) громко плачет:
Уронила в печку (речку) мячик.
Тише, Леночка (Танечка), не плачь…
4.Зайку бросила лентяйка (хозяйка)…
Азбука Следующая станция у нас «Бюро находок »
Необходимо подобрать нужные пословицы и поговорки.
Физкультминутка
А сейчас давайте поиграем…
Ведущий Следующая станция у нас «Сказочная »
Какой сказочный герой прислал телеграмму?
4 задание – «Узнай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
Кто работать не хотел,
а играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
и называется…. («Три поросёнка»)
Подарит новое корыто, и новый дом,
и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)
Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»)
Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!
Названье этой книжки… («Маша и медведь»)
Было яичко у нас золотое,
а осталось лукошко пустое…
Плачет дед, плачет баба,
но их утешает… («Курочка Ряба»)
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный, говорливый, простодушный
И румяный… (Колобок)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто это такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Учитель: Молодцы! С заданиями Азбуки вы справились, прочитали тексты хорошо.
А сейчася попрошу вас отгадать загадки.
С виду черные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят (Буквы)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю (Линейка)
Должен я пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто же это… (Ученик)
Моря и океаны,
Материки и страны –
Все умещается на нем,
На этом шаре голубом (Глобус)
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем… (Букварь или Азбука)
Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали(Книга).
Это не простая книга. Называется она «Литературное чтение». По ней мы продолжим работу после «Азбуки».
Азбука
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.( выходит Литературия)
Литературия
Здравствуйте, ребята!
Освоив буквы, слоги,
Ты сможешь без подмоги
Войти в огромный мудрый круг.
На свете много книжек есть,
Где книга- самый лучший друг.
Ты сможешь всё потом прочесть.
Хочешь плыть по океанам,
Опустится в глубину,
Побывать во многих странах,
Прилуниться на луну.
Быть отважным следопытом
В чащах вековых.
Все пути тебе открыты
На страницах новых книг.
Литературия
Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работаете. Вижу, что вы научились читать.
Я приготовила вам тексты, которые вы должны по цепочке громко вслух прочитать.
1.Нашу Родину в разное время защищали разные люди.
2.Но одно у них было общее – сильная любовь к Родине.
3.Я вырасту и тоже буду её защищать.
4.Юные безусые герои, юными остались вы на век.
5.Благодарность вечная вам всем.
6.Нам нужен мир – тебе, и мне
И всем на свете детям.
8.И должен мирным быть рассвет,
который завтра встретим.
9.Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.
10.Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
11.Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
12.На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
13.Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете.
Учитель. Вы , ребята, молодцы. Мы с удовольствием вас послушали.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки!
(Детям вручаются удостоверения)
Литературия Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Дети хором говорят: Спасибо, Азбука!
Учитель:
-На этом наш праздник закончен. В добрый путь по дороге знаний!