Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40
Г.Саратова
Путешествие в страну «Светофорию»
/ внеклассное мероприятие с элементами практической деятельности среди учащихся 4 классов /
Подготовила:
Васнецова Т.В.
Сентябрь 2019 год
Внеклассное мероприятие по ПДД
Тема: Путешествие в страну «Светофорию»
Цель. Создать условия для закрепления знаний учащихся о светофорах и их сигналах.
Задачи:
• Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах, познакомить с видами светофоров.
• Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи; воображения ; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
• Довести до сознания детей важность сигналов светофора
Оборудование:, мультимедийная презентация «О светофорах»; компьютер, проектор и экран, наглядный материал по ПДД (наборы дорожных знаков для игр, светофор, маски для практической работы, «зебра»),
Ход проведения
1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.
– Какие правила перехода дороги вы знаете?
– Что такое светофор? /Техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов./
• Что вы знаете о сигналах светофора?
Как расположены сигналы светофора? /Вертикально, т.е. сверху вниз./
– Какой сигнал светофора расположен вверху? Что он обозначает?
– Какой сигнал светофора расположен в середине? Что он обозначает?
– Какой сигнал светофора расположен внизу? Что он обозначает?
– Почему нужна такая строгая последовательность?
– Оказывается, есть люди, которые различают сигналы светофора не по цвету, а только по их расположению и свечению. Это – дальтоники, люди с цветовой слепотой, которые видят все по-другому. Для таких людей и определено каждому цвету свое место.
- Сегодня мы с вами узнаем какие бывают светофоры и повторим его сигналы.
II. Работа по теме занятия.
1. Рассказ учителя и демонстрация презентации
Для регулирования дорожного движения на перекрестках улиц устанавливают светофоры
Первый светофор появился в 1868 г. в Лондоне перед зданием парламента. Назывался он «семафор» и имел только два световых сигнала: зеленый и красный, желтого сигнала не было.
Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый - надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен.
Позже появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились.
Современный светофор - это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов.
Они знакомы всем нам. Светофоры имеют три световых сигнала – красный, желтый, зеленый. Каждый сигнал светофора горит около минуты. А желтый – ещё меньше.
Светофоры бывают разные – односторонние, двух-, трех-, четырехсторонние. Перекрестки улиц с установленными на них светофорами считаются регулируемыми перекрестками.
Светофоры устанавливаются с правой стороны проезда у границы перекрестка или подвешиваются на тросах над центром перекрестка или проезда.
(только по зеленому сигналу)
Строгое исполнение требований светофоров должно стать постоянной привычкой.
Самое широкое распространение получили трехсекционные светофоры. Во всех странах мира применяются вертикальные светофоры.
Для регулирования движения пешеходов применяются светофоры двухцветной сигнализации, имеющие вверху красный, внизу зеленый сигналы с нанесенными на них силуэтами пешехода. Только ли светофоры могут регулировать движение транспортных средств и пешеходов
2.Правила перехода на регулируемом перекрестке ( 8 чел. напоминают правила детям)
1. Остановись на краю тротуара, (не наступая на поребрик), чтобы внимательно осмотреть проезжую часть.
2. Дождись зеленого сигнала светофора.
3. Убедись, что все транспортные средства слева и справа остановились и пропускают пешеходов.
4. Обрати внимание на поворачивающий транспорт.
5. Переходи под прямым углом к тротуару, а не наискосок.
6. Если при подходе к середине проезжей части загорелся желтый сигнал, остановись. Стоять на середине проезжей части надо, не делая шагов ни вперед, ни назад. Следи за проезжающими транспортными средствами справа и слева.
7. Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зеленый сигнал, и транспортные средства справа стоят.
8. Если желтый сигнал загорелся на второй половине пути, то надо закончить переход, внимательно наблюдая за транспортными средствами справа..
3. Практическая работа.
Чтобы лучше запомнить правила дорожного движения, мы сейчас потренируемся переходить дорогу, для этого разделимся на группы.
В каждой группе три ученика будут в роли транспорта, а остальные в роли пешеходов. Транспорт постоянно находится в движении, а пешеходы должны перейти улицу, не нарушая правил дорожного движения.
Задания группам:
1 гр. Переход дороги, где нет светофора.
2 гр. Переход дороги по светофору.
3 гр. Переход дороги, где нет светофора
4 гр. Переход дороги, по светофору.
Во время проверки задания в каждой группе отмечается как соблюдение правил дорожного движения, так и их нарушения.
4. Игра «Запрещается – разрешается»
1) И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны! (Хлопок)
2) Шалить, играть на дороге
Запрещается! (Топот ногами)
3) Быть примерным пешеходом/
Разрешается! (Хлопок)
4) Ехать «зайцем», как известно
Запрещается! (Топот ногами)
5) Уступить старушке место
Разрешается! (Хлопок)
6) Переход при красном свете
Запрещается! (Хлопок)
7) При зеленом даже детям
Разрешается (Хлопок)
5. Тест «Проверь себя»
У. Я читаю предложения, если вы согласны со мной, то говорите да, если не согласны, то – нет
1. Пешеходы должны ходить по проезжей части дороги.
2. Прежде чем перейти улицу, нужно посмотреть налево, затем направо, и, если проезжая часть улицы свободна, можно перейти ее.
3. Можно играть на проезжей части дороги.
4. Всегда можно перебегать улицу перед близко идущим транспортом.
5. Нельзя переходить улицу на красный свет светофора.
6. Можно переходить проезжую часть дороги на зеленый свет светофора.
7. Это знак «подземный переход»
8. Тротуар – это место для езды на автомобиле.
9. Разметка на дороге « пешеходный переход» - это « зебру»
10. Это знак « Внимание дети»
6. Игра « Подумай – отгадай»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
***
Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? ( 4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? ( для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? ( Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру)
- Как пешеход может попасть в подземный переход? ( По лестнице вниз)
- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? ( «Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)
- Что держит в руке регулировщик ? ( Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( Во дворе, на детской площадке).
7. Игра « Играй да смекай»
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: у детей на партах наборы дорожных знаков, после того как учитель прочитает загадку, учащиеся должны поднять соответствующий знак.
***
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)
***
Здесь дорожные работы-
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)
***
Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход)
***
У него два колеса и седло на раме
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено»)
***
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»)
***
Я не мыл в дороге рук,
Поел Фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи. (Знак « Пункт первой медицинской помощи»)
8. Разгадывание кроссворда
КРОССВОРД «Безопасное движение и правила поведения на дороге»
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Самый главный постовой в рассказе Михалкова.
2. Машины двигаются по шоссе, а пешеходы по...
3. Человек, сидящий за рулём автомобиля.
4. Происшествие на дороге.
5. Человек переходящий дорогу.
6. Самый распространённый вид городского транспорта.
7. Ступая на дорогу, сначала посмотри на...
8. Разноцветный трёхглаз на перекрёстке.
9. Место ожидания автобуса.
10. Разрешающий движение цвет светофора.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Соблюдай... дорожного движения.
2. Полосатая лошадь разлеглась на дороге.
3. Бывает подземный и надземный.
4. Ступая на дорогу, сначала посмотри налево , а затем на...
5. Место, где нужно ждать троллейбус.
6. Запрещающий цвет светофора.
9. Итог урока. Вопросы для закрепления
• Как расположены сигналы в светофоре и почему?
• Какие светофоры используются для регулирования движения только пешеходов ? Что на них изображено?
• Сколько приблизительно по времени горит каждый сигнал светофора?
• Почему нельзя переходить улицу на красный сигнал светофора?
• Каким считается перекресток, если на нем установлен светофор?
• Что нового узнали на уроке?
Ученики 3 чел:На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.