Сценарий игры по физике для 8-го класса "Счастливый случай"
По теме «Электрические цепи.»
Цель: способствовать развитию интереса к физике способом применения игровых методов на уроке и во внеклассной работе.
Задачи:
развитие у школьников логического мышления, кругозора, внимания;
формирование познавательного интереса к предмету и навыков коллективной работы.
Оборудование: песочные часы, мультимедийный проектор, компьютер, условные обозначения элементов электрической цепи, презентация, музыка.
Правила игры: Перед игрой, заранее, собираются две команды, дается домашнее задание: придумать название команде и подготовить по три вопроса для команды противников; приглашается гость (учитель, старшеклассник, родитель…), выбираются эксперты, которые подсчитывают баллы, полученные командами.
Ребята готовятся к участию в следующих геймах: «Гонка за лидером», «Ты – мне, я - тебе», «Тёмная лошадка», «Кто быстрее», «Дальше, дальше, дальше…».
Содержание игры.
Ведущий приветствует участников игры. В игре принимают участие две команды из 8 класса Ведущий представляет своих помощников, которые осуществляют подсчёт набранных командами баллов; даёт слово командам для представления.
Ведущий обращается к болельщикам с просьбой аплодисментами дать оценку самопредставлениям команд. Наиболее сильная поддержка приносит команде 1 балл.
Объявляется начало игры. (Играет музыка)
Гейм 1. «Дальше, дальше, дальше…»(Играет музыка)
В этом гейме каждой команде по очереди предлагается за 5 минут ответить на несколько вопросов. Чтобы сберечь время при отсутствии ответа, капитан говорит «Дальше…», т.е. готовы выслушать следующий вопрос. Для того, чтобы определить команду, отвечающую первой в гейме, проводят жеребьёвку.
Вопросы первой команде.
Какое действие тока используется в аккумуляторах? (Химическое).[1]
Выразите 250мА в амперах. (0.25А). [2]
Силу тока в цепи измеряют… (Амперметром). [2]
От чего зависит степень действия электрического тока? (От заряда, проходящего по цепи за 1 с). [1]
Итальянский физик; один из основателей учения об электрическом токе; создал первый гальванический элемент? (А.Вольта). [1]
Какая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединённых последовательно? (Сила тока) [2]
Электротехническое устройство для оказания активного сопротивления электрическому току? (Резистор). [1]
Замыкающее устройство цепи? (Ключ) [1]
Русский физик, электротехник, который изобрел лампу накаливания? (Лодыгин).
Устройство, предназначенное для определения электризации тел? (Электроскоп). [1]
Тугоплавкий металл, из которого изготавливают спираль лампы накаливания? (Вольфрам). [2]
Условное обозначение цепи?(Гальванический элемент) [1]
В нейтральном атоме четыре электрона. Сколько протонов в ядре этого атома? (Четыре).
Вещества, которые проводят электрический ток? (Проводники). [1]
Устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования? (Аккумулятор) [2]
Условное обозначение цепи? (Реостат) [1]
Как найти силу тока участка цепи, состоящего из параллельно соединённых проводников, зная напряжение на каждом?(I=I1+I2) [1]
Как найти общее сопротивление цепи, зная сопротивления отдельных проводников, при последовательном соединении? (R=R1+R2) [1]
Как включают вольтметр для измерения напряжения цепи?(Параллельно) [1]
Единица измерения силы тока? (Ампер) [1]
Вопросы второй команде.
Какое действие тока используется для получения чистых металлов? (Химическое) [1]
Выразите 450мА в амперах. (0.45А). [2]
Напряжение в цепи измеряют…(Вольтметром). [1]
От чего зависит интенсивность действия электрического тока? (От заряда, проходящего по цепи за 1 с). [2]
Напряжение – это физическая величина, характеризующая… (электрическое поле, которое создает ток). [2]
Какая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединённых параллельно? (Напряжение) [2]
Французский физик и математик: создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений; ввел понятие «электрический ток»?(А.М.Ампер). [1]
Физическая величина, которая является характеристикой противодействия электрической цепи электрическому току? (Сопротивление).
Русский ученый, исследовавший атмосферное электричество? (Ломоносов).
Прозрачное вещество, которое заряжается положительно при трении о шелк? (Стекло). [1]
Драгоценный металл, обладающий малым удельным сопротивлением?(Золото). [1]
Положительной частицей атомного ядра является… (протон). [1]
Величина, которая измеряется в кулонах? (Заряд). [1]
Устройство, предохраняющее здания, сооружения от повреждения атмосферными разрядами? (Молниеотвод).
Прибор, для регулирования силы тока в цепи? (Реостат)
Как найти напряжение участка цепи, состоящего из последовательно соединённых проводников, зная напряжение на каждом?(U=U1+U2) [1]
Условное обозначение цепи. (Электрический звонок) [1]
Как меняется общее сопротивление разветвления после увеличения числа проводников в разветвлении? (Уменьшается) [2]
Как включают амперметр для измерения напряжения цепи? (Последовательно) [2]
Единица измерения сопротивления? (Ом) [1]
Ведущий подводит итоги I гейма.
Гейм 2. «Ты – мне, я – тебе!»
Члены команд задают «соперникам» вопросы заранее подготовленные, проверенные и при необходимости скорректированные учителем. Выбирают отвечающего из другой команды. Ответ готовится коллективно, но отвечает выбранный. При затруднении в ответе, задающий вопрос отвечает сам.
Ведущий подводит итоги II гейма.
Гейм 3. «Тёмная лошадка»
Для проведения этого гейма на игру приглашается гость. Гостем может быть любой учитель работающий в этих классах или кто-то из администрации или старшеклассник. Гость задает три вопроса, заранее подготовленные и отражающие межпредметную связь. Отвечает та команда, которая быстрее даст сигнал о готовности.
Ведущий подводит итоги III гейма
Гейм 5. «Кто быстрее»
Заранее приготовленные листы с условными обозначениями электрической цепи ученики крепят на спинах с помощью прищепок. Задача команды показать соединения цепи электрических схем. Руки учеников заменяют провода. Команда которая справилась быстрее получает 2 балла.
Схема 1 команды: [3]
Схема 2 команды: [3]
Гейм 4. «Заморочки из бочки»
В этом гейме команды по очереди выбирают бочонки с номерами, соответствующими номерам вопросов. Если команда даёт правильный ответ, то получает один балл. В случае неправильного ответа вопрос переадресуется команде противников или болельщикам. Бочонок со счастливым случаем приносит команде один балл, при этом вопроса не задается. (См приложение2)
Вопросы к IV гейму «Заморочки из бочки»:
Раздел «Вот так бывает»
1. В практике музейного дела иногда есть необходимость читать древние ветхие свитки, которые рвутся и ломаются даже при самой осторожной попытке отделить слои рукописи. Как разъединить такие листы?
( С помощью электричества: свиток электризуют, и соседние его части, получающие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга. Промежутки между слоями бумаги увеличиваются, и их можно без повреждения разделить. Поэтому свиток уже легко умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу.) [5]
2. Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно наблюдать небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Почему?
(При поглаживании кошки происходит электризация, как шерсти кошки, так и руки. Эта электризация, как и всегда при трении двух тел, разноимённая. Заряды на человеке и шерсти накапливаются, и возникает искровой разряд (кратковременный электрический ток в воздухе). [5]
3. Если взять две проволоки, железную и алюминиевую (или две другие, но разные), воткнуть их в лимон, а затем присоединить к вольтметру, он покажет наличие напряжения. Почему?
( Лимонная кислота и две проволоки из различных металлов образуют источник тока – гальванический элемент. Напряжение, создаваемое им, менее 1 В. Используя проволоки из любых других металлов, сочное яблоко или солёный огурец, мы также получим гальванические элементы.) [5]
4. Каких рыб люди иногда называют живыми электростанциями? У каких рыб есть специальные органы для накопления электроэнергии? Как велико напряжение, создаваемое ими?
(электрический угорь (до 800 В), электрический скат (до 150 разрядов в 1 с, по 80В каждый, в течение 10-16 с) и электрический сом (до 360 В). Их электрические органы – это группы видоизменённых мышечных или нервных клеток. Они служат для защиты, нападения, ориентации и сигнализации.) [5]
5. Для проверки качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к её металлическим контактам. Если язык ощущает резкую горечь и жжение, то батарейка хорошая. Почему электричество батарейки горьковато на вкус?
( Слюна человека содержит различные минеральные соли (натрия, калия, кальция и др.). Когда через слюну проходит электрический ток, эти соли подвергаются электролизу – разложению на более простые и «невкусные» вещества. Поэтому язык ощущает горечь и жжение.) [5]
Раздел «Сопротивление»
1. Какой проводник представляет большее сопротивление для постоянного тока: медный сплошной стержень или медная трубка, имеющая внешний диаметр, равный диаметру стержня? Длину обоих проводников считать одинаковой.
(Трубка, так как площадь поперечного сечения у нее меньше, чем у стержня.) [3]
2. Что изменилось на участке цепи, если включенный последовательно с ним амперметр показывает увеличение силы тока?
(Повысилось напряжение или уменьшилось сопротивление.) [3]
3. Один ученик утверждал, что если сопротивление амперметра сделать большим, чем сопротивление цепи, то прибор все равно будет правильно измерять силу тока. Другой ученик говорил, что показания амперметра правильны только в том случае, если его сопротивление мало по сравнению с сопротивлением цепи. Кто из них прав?
(Независимо от величины сопротивления, амперметр правильно показывает величину тока в данной цепи. Но если удалить из цепи амперметр с большим сопротивлением, то сила тока в цепи существенно изменится. Вот почему сопротивление амперметра должно быть небольшим.) [3]
4.Электрическая цепь содержит два одинаковых по размерам проводника, медный и железный, соединенных последовательно. Почему лампа, подключенная к концам железного проводника, будет гореть, а к концам медного - нет?
( При последовательном включении проводников напряжение больше на том из них, у которого сопротивление больше. Следовательно, вольтметр даст большее показание, если его подсоединить к лампе.) [3]
5. Какое сопротивление имеет человек от ладони одной руки до ладони другой руки, если при напряжении 12В сила тока равна 3мА
(4000 Ом) [3]
«Это опасно»
1. Ёлочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую лампочку приходится напряжение три вольта. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?
(Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало - несколько Ом. Сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом. Сопротивление пальца несколько тысяч Ом. При последовательном соединении падения напряжений на участках цепи пропорциональны сопротивлениям участков; поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придётся практически всё напряжение.) [4]
2. Когда дуга трамвайного вагона замыкает цепь, то по верхнему проводу и по рельсу идет одинаковый ток. Почему же, стоя на земле и касаясь проволоки, соединенной с верхним проводом, мы будем поражены током, а прикосновение к рельсу безопасно?
( Между телом человека, который стоит на земле, и верхним проводом имеется высокое напряжение, а между телом и рельсом почти нет напряжения, так как оба они находятся на одном и том же проводнике — земле.) [3]
Ведущий подводит итоги игры. Поздравляет команды. Проводит награждение.
Литература:
А.В. Пёрышкин, Физика 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е издание Москва, «Дрофа», 2013 год
А.В. Пёрышкин, Сборник задач по физике. 7-9 класс М.: Экзамен 2013 год.
М.Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике 7,8 классы»
(электронное переиздание)
Занимательные вопросы и головоломки по физике от В. Грабцевича. www.afportal.ru/puzzle
Занимательные вопросы и ответы по электричеству www.pedsovet.su/load/73-1-0-9350
Приложение1.