СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие Семья в жизни человека.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработки - формирование представлений о семье как о базовой ценности - основе полноценной и гармоничной жизни человека.

Мероприятие расчитано на учащихся среднего возраста 6-8 классы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Семья в жизни человека.»


Федеральное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа УФСИН России по Московской области.




Никитина А.В.

учитель истории и обществознания.



Внеклассное мероприятие «Семья в жизни человека».


























Можайск 2016.


Внеклассное мероприятие

«Семья в жизни человека».

Цель:

  • формирование понятий о семье как о базовой ценности – основе полноценной гармоничной жизни человека и общества.

Задачи:

  • развитие представлений о сущности брака, назначения семьи, роли мужа, жены, детей;

  • осмысление сложившейся в обществе традиции семейного устроения и воспитания на примерах конкретных семей;

  • развитие мыслительных и речевых умений: формирование понятий (образ идеал, пример), правильной монологической и диалогической речи;

  • воспитание уважительного отношения к семейным ценностям, примеру жизни выдающихся личностей, нравственному подвигу семейной жизни известных и обычных граждан России.



План:

  1. Вступительная часть: слайд-шоу с музыкальным сопровождением, сообщение о целях, задачах и ходе мероприятия. 3 мин.

  2. Инсценировка детской сказки «Федорино горе» или песни В. Высотского о любви в каменном веке. 5мин

  3. Короткое обсуждение представленного семейного бытового конфликта, о сложностях ролевого взаимодействия, о развитии и воспитании умений созидания семейного счастья. 5мин. Разбор понятий «идеал семьи», «образ семьи», «пример семьи». 5 мин.

  4. Выступления учащихся с краткими сообщениями об историях конкретных семей. Видео о семье Николая II. 15 мин.

  5. Мозговой штурм: построение модели «Семья, которую мы строим». 7мин

  6. Представление модели. Выводы. 3-4 мин

  7. Песня «Мы о близких своих забываем порой».3 мин.









Оборудование и оформление аудитории для проведения занятия:

- проектор, экран, компьютер, классная доска, мел, магниты для размещения плакатов;

- стол, покрытый скатертью, самовар (можно электрический), чайные пары, в вазочках карамельки, сушки и т.п.;

- репродукции картин «Святое семейство», семейные портреты, семейные сцены бытового жанра, иконы царской семьи, муромских святых Петра и Февронии;

- листы ватмана, фломастеры, шариковые ручки, простые карандаши, ластики, бумага для записей.

Вступление.

Каждый человек ищет счастья, хочет любить и быть любимым, желает благополучия и здоровья, стремится созидать и радоваться и постигать смысл собственной жизни. У каждого человека на земле свой жизненный путь. Начинается этот путь в семье. Именно в семье происходит становление человека как нравственно здоровой личности.

Что такое семья, с чего она начинается, на каких основаниях строится счастливая семья, каково предназначение семьи, можно ли построить модель счастливой семьи, что такое образ семьи, идеал семьи, есть ли у нас такие семьи, которые могут служить примером для нас? Об этом мы будем сегодня рассуждать.

И начнем мы наш разговор с детской сказки.

Инсценировка сказки Федорино горе.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе — замарахе
Не воротимся!»

Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди, поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре,
Горе!

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»
И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:
«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой

И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, —
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Анализ сказки:

  1. Сказка «Федорино горе» описывает семейный конфликт на бытовой почве. Домочадцы рассердились на хозяйку из-за того, что она не заботится о них. Они выбрали простой способ решения конфликта - убежали. Сначала ушли самые смелые. Затем ушел глава семьи – самоварище. Он дал команду всем остальным: «Уходите, бегите, спасайтеся».

  2. Реакция Федоры на поступок домочадцев – испуг, паника: «Ой-ой-ой, воротитеся домой»

  3. Домочадцы предъявляют Федоре претензии: они доходчиво объясняют ей, почему решили убежать.

  4. Что получают стороны конфликта от его развития? Федора: стресс, негативные эмоции, материальные потери, дом опустел, семья распалась. «Горе Федоре, горе!» Остальные члены семьи: им тоже плохо, они устали, разбиты, им плохо, страшно, одиноко.

  5. Федора осознала свои ошибки: нельзя быть эгоистом, лентяем и неряхой. Нужно заботиться о тех, кого любишь. И она сделала первый шаг к примирению: «Чудо случилося с ней». Федора поняла, что пауки, тараканы, жабы и лягушки ей совсем не друзья – их нужно вымести метлой.

  6. Домочадцы простили Федору и глава семьи – самовар тоже вернулся в семью.

Выводы:

  1. Члены семьи должны постоянно заботиться друг о друге и трудиться над устройством семейного быта.

  2. Даже самая слабая и неустроенная семья лучше, чем ее отсутствие. Без семьи, без дома человеку становится еще хуже. Можно совсем пропасть. Все конфликты нужно стараться уладить, как бы это ни было трудно.

  3. Конфликт иногда приводит и к положительным результатам, нужно только делать правильные выводы.

Понятие «семья», жизненный путь семьи. Идеал - высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления.

совершенство в отношениях между людьми; высший образец нравственной личности.

 ОБРАЗ — результат реконструкции объекта в сознании человека; 

Образ являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную действительность. Однако изображение получается «чище и прозрачнее, чем это возможно в обыденной… действительности»

Образ не обязательно должен быть визуальным, но в русском языке в обиходе чаще всего мы отождествляем слово образ именно с иконой. До недавнего времени зрительным образом, иконой семьи был образ Святого семейства, образ святых Петра и Февронии. Сейчас мы имеем еще образ  царской семьи.

Пример – это поступок, поведение или явление, которое является образцом для подражания.



Семья Евгения Примакова. Презентация и доклад.

Евгений Примаков родился 29 октября 1929 года в Киеве. Его мать Анна Яковлевна была врачом. Отца политик не знал. В тридцатые годы тот был репрессирован и пропал в одном из лагерей ГУЛАГа.

Вырос политик в Тбилиси, где проживали родственники матери, и куда она переехала в 1931г. Окончив семь классов, он поступил в Баку в военное училище. В 1946-м был отчислен из-за туберкулеза легких. В 1948-м поступил в столичный институт востоковедения. В 1953-м году стал специалистом по арабским государствам и продолжил образование в аспирантуре МГУ

Примаков стал работать международным обозревателем в газете «Правда», с 1965-го – ближневосточным корреспондентом газеты. Он исполнял ответственные задания, встречался с руководством Ирака (Саддамом Хусейном, Тариком Азизом), курдским военным Мустафой Барзани, лидером Палестины Ясиром Арафатом, с сирийским руководителем партии арабского возрождения Ю.Зуэйном.

При его прямом участии на мировой политической арене осуществлялся поиск путей, позволяющих решать многие острые проблемы, урегулировать многие конфликты в международной политике. После путча в августе 1991-го, он был назначен первым заместителем председателя КГБ. С образованием Российской Федерации он был выбран главой Службы внешней разведки, пребывая на посту с 1991 до 1996 года.

С января 1996 по сентябрь 1998 года известный политик возглавлял МИД. Он был сторонником курса, веденного Бисмарком, при котором политические решения принимаются исходя из практических соображений. Он выступал за многовекторность внешней политики, был инициатором создания стратегического треугольника Россия-Китай-Индия, с одновременным развитием отношений с Западом, противником расширения НАТО, сторонником окончания холодной войны. По общему мнению, он вернул дипломатической службе России авторитет и достоинство.

В период 1998-1999 гг. Примаков был назначен премьер-министром. За 8 месяцев его премьерства рыночная экономика в РФ быстро стабилизировалась и восстановилась. Отставку Евгения Максимовича с поста отрицательно восприняли более 80 % граждан. С 1999-го года Евгений Примаков – депутат Госдумы, возглавлял партию «Отечество – Вся Россия». В 2000-м году за 2 месяца до выборов лидера страны в телеобращении он отказался от участия в президентской гонке и, после избрания Владимира Путина, стал его союзником и советником.

Признание заслуг Примакова отмечено многими премиями и высокими наградами, включая Ордена «За заслуги перед Отечеством» III, II и I степени, Александра Невского, Почета.

Евгений Примаков был женат дважды. Свою первую жену Лауру он знал еще с детства, они жили по соседству в Грузии. Она была приемной дочерью генерала НКВД Михаила Максимовича Гвишиани. Вместе молодые люди поехали поступать вуз в Москву. В 1951 году они поженились.

У них родилось двое детей – первенец Александр в 1954 году и в 1962-м дочка Нана. На долю политика в 1981 году выпала тяжелейшая потеря – смерть сына от сердечного приступа. Летом 1987-го от болезни сердца умерла также супруга политика. Они прожили вместе 37 лет.

От сына у Примакова остался внук Евгений-младший, подаривший ему 4 правнучек. А дочь Нана родила 2 девочек Сашу и Марию.

Второй супругой политика стала его лечащий врач Ирина Борисовна, на которой он женился в 1994 году. Она была заведующей отделением санатория «Барвиха», где в 1990 году познакомилась с политиком. Евгений Примаков предложил ей стать его лечащим врачом. В 1992 г. Ирина развелась с мужем и сблизилась с политиком. В 1994 они поженились.

Примаков ушел из жизни на 86 году после тяжелой болезни, 26 июня 2015 года. Он был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. На гражданской панихиде в Колонном зале Дома Союзов выступил президент России, а отпевал политика Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

Ранее, отмечая выдающиеся заслуги Евгения Максимовича в канун его 85-летия, глава МИД Сергей Лавров назвал его знаковой фигурой внешней политики РФ и высказал убеждение, что прогрессивная система его воззрений (благодаря которой, в частности, произошел перелом во внешней политике РФ) в будущем будет изучаться как особенное понятие - «доктрина Примакова».


Семья Александра Солженицына. Презентация и доклад.

А. Солженицын родился в 1918 г. в городе Кисловодске. Его отец окончил гимназию в Пятигорске и до 1914 года учился в Харьковском университете. Прошел всю Первую мировую войну, был награжден Георгиевским крестом. но погиб еще до рождения сына на охоте.  Мать писателя тоже получила хорошее образование: она закончила с золотой медалью лучшую ростовскую гимназию и до 1917 года училась на высших сельскохозяйственных курсах в Москве. Из-за последствий октябрьской революции семья была полностью разорена и жила в крайней бедности. 

Будущий писатель воспитывался в традициях религиозной культуры, носил крест и отказывался вступать в пионеры, что приводило к конфликтам с властью уже в детстве. Под влиянием школьных учителей, Александр изменил точку зрения и даже стал комсомольцем. Увлекался литературой и мечтал написать роман о революции. Но поступил на физико-математический факультет, так как считал, что там учатся самые умные люди. Университет Солженицын закончил с отличием, но не пошел работать в школу, а поступил в литературный институт, чтобы осуществить свою мечту стать писателем. Но началась война. На войну он пошел добровольцем: добился зачисления на офицерские курсы и пошел воевать лейтенантом-артиллеристом. Воевал доблестно, имел боевые награды, закончил войну капитаном.

Перед войной он женился на Наталье Решетовской, но в 1848 году власти склонили его жену подать на развод. Это произошло после обвинения в измене Родине: Солженицын в письме своему другу рассказал о том, что разочаровался в лидере страны – Иосифе Сталине. Его приговорили к семи годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения.

Государство решило использовать математическое образование Солженицына в системе специальных тюрем, подчинявшихся закрытому конструкторскому бюро. Из-за размолвки с начальством его переводят в жесткие условия общего лагеря в Казахстане. Там он провел более трети своего заключения. После освобождения в 1953 году он преподает математику в Южном Казахстане. Жена к нему не приехала.

В 1956 году он был реабилитирован, приехал в Россию, поселился в Рязани, устроился учителем физики и попытался восстановить свои отношения с женой. После публикаций рассказов решил сосредоточиться на писательском труде. Его поддержал Хрущев, которому нравились антисталинские мотивы в произведениях Солженицына. Отношения с женой не сложились: с 1940 по 1956 год они были вместе менее года, их пути разошлись.

Вскоре он утратил расположение Хрущева, а с приходом к власти Брежнева стал неугоден властям.

В августе 1968 года Солженицын познакомился с Натальей Светловой, сотрудницей лаборатории математической статистики, и у них завязался роман. Наталья Светлова стала не только женой Александра Солженицына, но и его ближайшим другом и верной помощницей по общественным делам. Они вместе воспитали троих сыновей - Ермолая, Игната и Степана. Также в семье рос Дмитрий Тюрин, сын Натальи от первого брака.

Солженицын стал открыто заявлять о своих православных и патриотических убеждениях и резко критиковать власть. Книги Александра Солженицына без его разрешения издали в США и во Франции. Власти видели угрозу в общественной деятельности писателя. В 1970 году Солженицын был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, и премия была ему присуждена. Власти предлагали Солженицыну уехать из страны, но он отказался. 12 февраля 1974г. он был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства, 13 февраля был выслан из СССР. 29 марта СССР покинула семья Солженицына. Отношения Солженицына с советскими диссидентами, западной прессой и политиками стали ухудшаться, поскольку писатель оставался на патриотических позициях и критиковал либеральную идеологию. Летом 1974 года на гонорары от «Архипелага ГУЛАГ», создал «Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям», который существует до сих пор.

В 1976 году писатель переехал в США, поселился в штате Вермонт, далеко от города, среди природы, которая напоминала Россию. Он писал книгу о революции «Красное колесо». Дети получили домашнее образование, которое позволило им окончить Принстонский университет.

В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, уголовное дело против него прекратили. Вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США в Магадан. Из Владивостока проехал на поезде через всю страну и закончил путешествие в столице. В 1998 году был награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного, однако от награды отказался: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу» Он резко критиковал политику Ельцина, реформы Гайдара и действия правительства Ельцина в Чечне.

12 июня 2007 года президент В. Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.

Последние годы жизни писатель тяжело болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью.

Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове.

5 августа в здании Российской академии наук, действительным членом которой являлся А. И. Солженицын, состоялись гражданская панихида. На церемонии присутствовали В. В. Путин, президент РАН Ю. С. Осипов, ректор МГУ В. А. Садовничий, академик Е. М. Примаков, деятели российской культуры и несколько тысяч граждан.

Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Похоронен писатель с воинскими почестями в некрополе Донского монастыря.

Семья писателя Александра Солженицына является для нас ярким примером того, как в самых трудных условиях можно не просто сохранить человеческое достоинство, но всегда с честью выполнять свой гражданский долг, создать полноценную семью, воспитать достойных детей и не поддаться ни на какие соблазны и не совершить предательства. Но это требует очень большого труда, упорства, терпения и высоких нравственных качеств.

Семья императора Николая II. Презентация, доклад и видеофрагмент.

Семья Николая II прославлена в чине страстотерцев. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.
Синодальная Комиссия по канонизации постановила, что деятельность Императора Николая II не дает достаточных оснований как для его канонизации. Однако шестой доклад Комиссии - «Последние дни Царской семьи» и седьмой «Отношение Церкви к страстотерпчеству» - определили окончательное — положительное решение. «Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия.

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев. Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей.

Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Канонизованный святой — не безгрешный. Драма «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Семья последнего государя Российской империи Николая Романова может служить для нас безусловным положительным примером. Все члены семьи обладали высокими нравственными качествами, строили свою жизнь на принципах любви друг ко другу и к окружающим, со стойкостью и терпением переносили все беды и препятствия в своей жизни, хранили верность долгу, и преданность друг другу до конца своей жизни. Даже по самым строгим критериям это была образцовая семья, отношения в которой были близки к идеалу, о котором мечтают все, кто собирается создавать семью.

Понятие семьи: Семья – это естественная форма совместной жизни людей, основанная на добровольном союзе мужчины и женщины. Этот союз создается по взаимной любви, для умножения любви и продолжения жизни на земле.

Семья начинается с заключения брака, в результате которого два пола (две половины человеческой сущности) объединяются в единый целостный организм. В единении мужчины и женщины достигается полнота человеческой жизни. Мужчина и женщина имеют равное достоинство, взаимную ценность и наделены взаимным превосходством: муж – властью покровительственной любви, а жена – умножением жизни и радости в семье.

Союз мужчины и женщины заключается пожизненно, потому что это происходит по свободному выбору человека, на основе любви и доверия и по воле Бога.

Предназначение семьи:

  1. Семья воспринимает, поддерживает и передает из поколения в поколение культуру народа (духовные, национальные, трудовые и гражданские традиции);

  2. Семья пробуждает и развивает потребность человека в любви к ближнему, своей Родине и Богу;

  3. Семья формирует самосознание личности, побуждая человека следовать положительным примерам, и сама призвана давать человеку положительный пример.

  4. Семья дает человеку ощущение тепла общения, заботу и поддержку, понимание, сочувствие и взаимопомощь.

  5. Настоящая хорошая семья дает человеку счастье.

  6. В семье рождаются и воспитываются дети, рождение детей – это зримое умножение супружеской любви. Дети могут быть родными или приемными, их может быть много или мало. Не благословляется расторжение брака из-за отсутствия детей. Убийство ребенка в утробе матери является тяжким грехом, который в равной мере лежит как на матери, так и на отце ребенка.

  7. Семья призвана помочь человеку изучать и осваивать окружающий мир, развивать и совершенствовать свой внутренний мир и способности к созиданию и творчеству.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!