Внеклассное занятие
«В гостях у сказки»
(для детей младшего школьного возраста)
Цель: вызвать интерес к чтению, сказкам.
Задачи:
- закрепить представления детей о сказках (вспомнить названия любимых сказок, героев);
-формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию;
- учить детей инсценировать (драматизировать) знакомые произведения;
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- воспитывать умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе;
- пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями,
- обогащать словарный запас детей;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Предварительная работа:
Чтение русских народных и авторских сказок, дидактические игры «Собери сказку», «Кто в сказке живет?», беседа о театре, инсценировка русских народных сказок.
Оборудование:
Рисунки сказочных героев.
Сундучок со сказочными вещами.
Выставка книг
Мультимедийное оборудование
Декорации
Ход занятия.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
(Дети и учитель становятся полукруг).
- Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня с вами необычное занятие. Мы отправимся в гости к сказке. Вы вспомните названия сказок, любимых героев, примете участие в веселых конкурсах.
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь давайте поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает.
Приветствие.
Здравствуй, небо! (руки вверх).
Здравствуй, земля! (приседают).
Здравствуйте, мои друзья! (руки вперед).
Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы).
Вместе мы в кругу опять, (дети берутся за руки).
Будем дружно мы играть,
В сказку мы хотим попасть.
(Дети садятся на свои места).
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А полетим мы туда на коврах-самолётах, у нас их два. Поэтому у нас сегодня две команды. Но ковры у нас черно-белые, в конце занятия они должны стать разноцветными. А что для это нужно сделать? За каждый правильный ответ вы получите – деталь от коврика.
Давайте придумаем название командам и выберем капитанов
(Дети делятся на команды, придумывают названия и выбирают капитана.)
- И так отправляемся в путешествие.
Звучит мелодия «В гостях у сказки».
- Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка? (это чудо, волшебный мир, в который автор погружает нас для того, чтобы показать, что лучше быть добрым и честным.)
Ученик:
1. Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
2. В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
3. Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
4. И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
5. Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.
2. Основная часть.
- А где живут сказки? (Ответы детей). В каждом доме есть книги, есть они и в вашем классе. Это сказки. (Выставка книг)
Сказки... Вы открываете книгу и попадаете в чудесный мир. Вас окружают прекрасные принцессы и принцы, волшебники и феи, страшные чудовища, говорящие звери и птицы.
Сказки любят все. А давайте поиграем и узнаем, много ли вы сказок прочитали.
1. конкурс «Разминка»
Каждой команде предлагается ответить на 10 блиц - вопросов (блиц - вопросы – это короткие вопросы, требующие коротких ответов).
Вопросы для 1-й команды:
Лучший друг Винни Пуха? (Пятачок).
Кем стал гадкий утёнок из сказки Г.Х.Андерсена? (Лебедем).
Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала).
Автор сказки «Золушка»? (Ш.Перро).
Друг Чебурашки? (Крокодил Гена).
Жених Дюймовочки? (Крот).
В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном городе).
Имя лисы – спутницы кота Базилио? (Лиса Алиса).
Автор «Сказки о попе и о работнике его Балде»? (А.С.Пушкин).
Что разбила мышка своим хвостиком? (Яичко).
Вопросы для 2-й команды:
Весёлый человечек-луковка? (Чиполлино).
Второе название скатерти из сказок? (Самобранка).
Доктор, лечивший всех зверей? (Айболит).
Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье).
Кто спас от крота Дюймовочку? (Ласточка).
Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках).
Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка).
Кто автор сказки «Муха-Цокотуха»? (К.Чуковский).
Какой овощ не могли вытащить из земли герои известной народной сказки? (Репку).
Кто написал сказку «Колобок»? (Сказка народная).
2. Игра «Волшебные слова»
Ведущая. Молодцы, ребята, сказочных героев вы знаете.Незнайка как всегда всё перепутал, вам нужно назвать сказку правильно.
«Плавучий корабль»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«По собачьему веленью»
«Сивка-будка»
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Царевна-индюшка»
« Суп из топора»
Ведущая. А я вот знаю одну волшебницу, которая знает все сказки. Она с минуты на минуту должна появиться здесь.
Сказочница:
- Здравствуйте! Здравствуйте, ребятушки.
Не далек мой путь, не близкий,
Шла я, шла, поклон вам низкий.
Сказки просятся сюда.
Пригласить их, дети?
Дети: Да!
Очень просим: заходите,
В наш просторный книжный дом!
Очень просим: поглядите,
Как мы весело живем.
- А любите ли вы сказки? А знаете ли их?
3. Волшебный сундучок
Сказочница. Я принесла с собой волшебный сундучок, но я забыла волшебные слова.
Ведущая. Может ребята помогут?
Сказочница. Чтобы открыть ларец, надо вспомнить из сказки волшебные слова, которые открывают любую дверь. Помогите ребята.
Дети отвечают. - Сим, Сим, откройся.
Сказочница. Ой, и, правда. Ларец открыт. Посмотрим, что у меня здесь.
3 Задание «Сказка в сказке»
- Послушайте мою необыкновенную сказку, в ней спрятались ни одна, а несколько сказок, попробуйте отгадать их названия (дети записывают названия)
Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и все съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели Гуси-лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут Кот ученый им говорит: «Не пейте, а то козлятами станете!»
( «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Гензель и Гретель», «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Руслан и Людмила»)
- Ну, молодцы, разгадали мою загадку, а меня ещё есть задание, творческое
4 задание - Сочините сказку.
Каждой команде выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. Пока команды работают над заданием, играет музыка. По истечении времени, представитель команды читает составленную сказку.
Сказка про ________________ .
Шёл _______________ . По дороге он нашёл __________________ , взял и понёс царю. Пришёл _________________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ________________ , хотел было _________________ , как вдруг _______________ из-за ________________ выскочил __________________ и давай _________________ . Глянул на ________________ и _________________ . Поблагодарил царь умного ___________________ , и он отправился домой.
Проверка задания, оценивание ответов команд.
III этап. Физкультминутка
Ведущая. Спрятала Баба Яга героев из сказки «Колобок». Давайте поможем вернуть героев в свою сказку. Давайте закроем глазки и громко произнесём
В сказку двери открывайте!
Все герои оживайте!
IV этап. Драматизация
Инсценировка сказки «Колобок» на новый лад.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Ведущий:
- Мы ребят собрали в зале, чтобы сказку показать,
А о ком сейчас расскажем, предлагаю угадать.
Кто ушёл от бабки с дедом и оставил без обеда:
Зайца, волка и медведя, даже хитрую лису?
По тропинке он катился, и в лесочке очутился,
У него румяный бок, кто же это? (колобок)
- И так… Мы начинаем!
Сказка «Колобок на новый лад»
- Жил-был старик со своею старухой,
Дед землю копал,
Вместе с бабкой огород сажал.
(дед изображает, как копает, а бабка, как огород сажает)
Дед:
- Ох, устал я!
Испеки-ка, бабка, на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
Бабка «замешивает» тесто и приговаривает:
- Вот по сусекам помела,
Горсти две муки нашла,
Соль, ваниль и сахарок.
Славный вышел колобок,
Пышный да румяный! (показывает колобок)
Дед:
- Надо нам за стол присесть,
Колобок скорее съесть!
Бабка:
- Погоди-ка, дед, чуток,
Пусть остынет колобок!
Ведущий:
- Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,
Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».
Покатился Колобок мимо ёлок и берёз.
Вдруг наш шалунишка повстречал Зайчишку.
Зайка:
- Я полакомлюсь тобой,
Всё в бегах с утра я.
Колобок:
- Что ты! Что ты! Погоди,
Послушай песню, Зая!
- Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Велика Зайчишке честь Колобок румяный съесть!
(Зайка зачарованно слушает песенку, а Колобок убегает)
Зайка:
- Да катись ты, Колобок, нет с тебя толку!
К деду с бабой я пойду да морковки наберу.
Будут детки грызть морковку, от морковки больше толку! (уходит)
Ведущий:
- А Колобок покатился по дороге, Волку Серому под ноги.
Облизнулся Серый Волк, в Колобках он знает толк!
Волк:
- Как ты, кстати, Колобок, я голодный очень,
Съем-ка я тебя, дружок, буду сыт до ночи!
Колобок:
- Что ты, что ты, Серый Волк! Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенёк, песенку послушай.
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Ведущий:
- И Колобок покатился дальше.
Волк:
- Ну, зачем мне Колобок? Что-то скачет очень!
Лучше по лесу пойду, может, что-нибудь найду!
(идёт по «лесу», находит пачку чипсов, собирается их съесть)
Ведущий:
- Выбрось это, Серый Волк, знают все на свете – взрослые и дети –
Чипсы для здоровья вред, ты не ешь их на обед! Ты меня послушай, яблочко вот скушай!
(Волк берёт яблоко, благодарит и уходит)
Ведущий:
- А Колобок наш катится,
Не от кого не прячется…
- Вдруг навстречу сам Потапыч, зарычал он, поднял лапы.
Медведь:
- Подойди-ка, Колобок, я перекушу чуток!
Колобок:
- Что ты, что ты, Косолапый, опусти ты свои лапы,
Лучше песенку мою ты послушай – я спою.
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Убежал от Зайца я и от злого Волка.
И, Топтыгин, от тебя мне уйти недолго!
(Колобок убегает)
Медведь:
- Ну и катись себе, Колобок, ведь что с тебя за толк?
Лучше по лесу пойду. Может, что-нибудь найду. (находит бутылку с «Кока-колой», собирается попить)
Ведущий:
- Что ты, что ты, Косолапый, не бери ты в свои лапы
Кока-колу шипучую, для здоровья вреднючую,
А вот мёд, скажу вам честно, для здоровья есть полезно!
(даёт Медведю баночку с мёдом, тот благодарит и уходит)
Ведущий:
- А Колобок покатился кувырком через рощу прямиком,
А навстречу вдруг Лиса увидала Колобка.
Лиса:
- Как пригож ты, Колобок, как румян да весел!
Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.
Колобок:
- Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
От Медведя я ушёл и от Волка с Зайцем,
И Лисе за Колобком тоже не угнаться! (убегает)
Лиса:
- Не хочу я Колобок (машет ему вслед) зачем его кушать?
Лучше песенки его будем вместе слушать.
Колобок ведь из муки – сладкий калорийный,
А мечтаю я, друзья, пойти в балерины.
На диете я сижу, за фигурою слежу.
Лучше в огород пойду овощей там наберу. (уходит)
Ведущий:
- Ешьте овощи и фрукты - это лучшие продукты!
Вас спасут от всех болезней – нет вкусней их и полезней!
Подружитесь с овощами и с салатами и с щами,
Витаминов в них не счесть, значит, нужно это есть!
- Сказка – ложь, да в ней намёк, всем ребятам здоровый урок!
(играет музыка «В гостях у сказки», все артисты выходят на поклон)
Ведущая. Понравилась вам сказка, ребята? Её герои вернулись в свою сказку - книжку.
- А вам захотелось побывать в гостях у других сказок и встретиться с их героями?
- А что для этого нужно сделать? (Читать)
Сказочница: Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу ,
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут ,
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
А путешествие наше вам понравилось?
VII этап. Рефлексия
Ведущая.
- У меня есть волшебные предметы, которые передадут теплоту ваших сердец, когда вы будете передавать его из рук в руки. Постарайтесь выразить одним предложением все то, что вы чувствовали сегодня на занятии.
Ведущая.
Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие.
Так чему нас учат сказки?
Сказка учит нас дружить,
Верным быть и честно жить.
Пусть живут герои сказок в мире детском озорном,
Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.
- Ребята, наше занятие подошло к концу. До новых встреч!
Пришла пора и нам собираться обратно, домой. Посмотрим, какими же стали наши ковры самолёты (на коврах герой сказки). Кто же это? Давайте споём песню
Песня «Улыбка»
( На мотив «Улыбка»)
1.Знай, от сказки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись ты сказкою своей.
Пусть она тебе друзей вокруг находит.
Припев:
И тогда наверняка
Ты увидишь Колобка.
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга,
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случится
2. 3най, от сказки станет всем теплей.
И большим, и даже самым малым детям.
Так пускай все люди на земле
Сказкой, словно огоньком, себя согреют.
Припев:
И тогда наверняка
Ты увидишь Колобка.
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга,
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случи
Литературный ринг
«В гостях у сказки»
Цель: вызвать интерес к чтению, сказкам.
Задачи:
1.Личностные:
- расширять познавательные интересы, учебные мотивы, осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, высказывать свое мнение.
2.Метапредметные:
- осознанность восприятия литературных произведений; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведений; логические – построение рассуждений.
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие
- уметь взаимодействовать с окружающими,
- умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к
общему мнению.
3.Предметные:
- проверить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг, формирование потребности в систематическом чтении, понимания роли чтения.
Форма проведения: путешествие
Оборудование: Мультимедийная презентация, аудиозапись, раздаточный материал (карточки с заданиями)
Ход занятия:
1. Организационный момент. Слайд 2.
“Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок”. А. С. Пушкин
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии. И мы отправимся в гости к книгам, к сказкам.
Для того, чтобы узнать про все чудеса сказки, нужно вспомнить, что же такое сказка. Слайд 3
- Сказка – это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.
Сказка – это что-то чудесное.
- Чем сказки отличаются от рассказов? (В сказке есть волшебство)
А где хранится очень много книг? (В библиотеках)
- Ребята, представьте, что вы попали в библиотеку. Там хранится очень много книг. Каждая книга нам пытается тихонечко рассказать свою историю. И каждая книга зовет нас в путешествие.
И мы отправимся в захватывающее путешествие по страницам детских книг, где вас ожидают разные задания. Ребята, сегодня мы проведём с вами весёлую игру, где вы должны будете вспомнить героев популярных детских книжек, мультипликационных и сказочных героев. Как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.
Ребята! Начинаем наше путешествие в сказку. Поднимите руки: кто из вас любит сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими. Ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки, про румяный колобок, про курочку Рябу, про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья-герои «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К.И.Чуковского. А потом вы сами стали читать сказки Ш. Перро, Братьев Гримм и многие другие. Конечно, вы знаете сказки.
А вы можете вспомнить самую первую сказку, которую вам прочитали. И сказку, которую вы сами прочитали.
Назовите любые сказки, которые вы знаете, только не повторяйте уже названные сказки.
Сегодня мы в очередной раз встретимся со сказкой.
Кто много сказок прочитал, легко найдёт ответы.
Да ты и так давно их знал,
Ну что, проверим это!
За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, а в конце игры мы выберем лучшего знатока сказок.
Наша первая остановка станция «Разминка».
Кто из героев русских сказок просил: «Отпусти меня в воду, я тебе пригожусь» (Щука)
Как величал своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз Карабас)
Лучший друг Винни Пуха? (Пятачок).
Кем стал гадкий утёнок из сказки Г.Х.Андерсена? (Лебедем).
Друг Чебурашки? (Крокодил Гена).
Жених Дюймовочки? (Крот).
Что разбила мышка своим хвостиком? (Яичко).
Доктор, лечивший всех зверей? (Айболит).
Кто спас от крота Дюймовочку? (Ласточка).
Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках).
Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка).
Какой овощ не могли вытащить из земли герои известной народной сказки? (Репку).
Кто написал сказку «Колобок»? (Сказка народная).
Аппарат, на котором совершала полёты Баба-Яга? (Ступа, метла).
Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).
Кого слепили дед с бабой из остатков муки? (Колобка).
«Царевна-индюшка» («Царевна – лягушка»)
«По собачьему велению» («По щучьему велению»)
«Иван-царевич и зелёный волк» («Иван-царевич и серый волк»)
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
«Петушок – золотой пастушок» («Петушок – золотой гребешок»)
«Мальчик с кулачок» («Мальчик с пальчик»)
«У страха уши велики» («У страха глаза велики»)
«Лапша из топора» («Каша из топора»)
А мы продолжаем путешествие и сейчас мы с вами на остановке «Авторские …».
Здесь вам надо назвать героев этих сказок.
Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк… ( Крокодил Гена)
Был он тучкой дождевой,
С Пятачком ходил домой,
И, конечно, мёд любил. ( Вини – Пух)
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок.
И заснята для кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка…
Он зовётся … . (Чебурашка)
С буквой шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
А мы продолжаем путешествие и сейчас мы с вами на следующей станции, которая называется «Сказочное бюро находок».
Помогите героям узнать свои вещи.
- сапоги (кота в сапогах)
- монета (мухи – цокотухи)
- маленькая хрустальная туфелька
- волшебное зеркало, умеющее говорить
Следущая наша остановка называется «Сказочный переполох»
- Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините начало и конец названий сказок.
Царевна
поросенка
Иван царевич и
Хаврошечка
Крошечка
лягушка
Финист
Бессмертный
Кощей
Серый Волк
Три
Ясный сокол
3. Итог занятия.
(Объявляется счет и выявляется победитель. Вручается приз, остальным участникам объявляется благодарность и утешительные призы. )
-Подошло к концу наше путешествие по сказкам, которое показало, что вы знаете и любите сказки. Но есть еще очень много сказок, которые вами не прочитаны. Вас ещё ждут интересные и неожиданные встречи с героями сказок.
Кому из вас понравилось путешествие?
Кто бы хотел его продолжить?
Какое настроение у вас осталось после встречи со сказками?
-А в заключение хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал.»
Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.