СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Внутренняя среда организма" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Внутренняя среда организма" 8 класс»

Внеклассное мероприятие по биологии « Внутренняя среда организма"(8 класс)

Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся о составе и функциях крови и значении иммунитета.

Задачи:развивать умение применять полученные знания на практике при оказании первой медицинской помощи

Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; бумага, карточки с текстами заданий

Условия игры:

За каждый правильный ответ на этапе команда получает балл. Баллы вписываются в маршрутный лист на каждом этапе игры. За нарушение дисциплины с команды снимаются баллы. Учет баллов ведет жюри.

Вступительное слово учителя биологии.


Девиз игры:

«Собраться вместе — это начало.

Держаться вместе — это прогресс.

Работать вместе — это успех»

Генри Форд.


1 Конкурс.Представление команд

Команда 8 «Б»

Мы, ребята, не сробеем

Будем честно здесь играть

Только дружбой мы сумеем

В турах этих побеждать.


Обращение к жюри

Вам судить будет не сложно,

ошибаться невозможно:

лучше нас, поверьте нет.

Это знает целый свет

Команда 8 «А»

Привет, соперники- друзья

Задора в нас не меньше.

Если победу поделить нельзя,

То пусть победит сильнейший

Обращение к жюри

Вы судите справедливо,

мыслите неторопливо,

и оценки, ставя нам,

прибавляйте один балл»

2.Конкурс “Разминка”

Вопросы 1 команде

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют … (внутреннюю среду организма).

2. Жидкая соединительная ткань – ... (кровь).

3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – ... (фибриноген).

4. Кровяной сгусток – ... (тромб).

5. Плазма крови без фибриногена называется … (сывороткой крови).

6. Содержание хлорида натрия в физиологическом растворе составляет … (0,9 %).

7. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – ... (эритроциты).

8. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – ... (анемия, или малокровие).

9. Человек, дающий свою кровь для переливания, – ... (донор).

Вопросы 2 команде

1. Каждая группа крови отличается от других содержанием особых белков в … (плазме) и в ... (эритроцитах).

2. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел называется … (фагоцитозом).

3. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – ... (иммунитет).

4. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – ... (вакцина).

5. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – ... (антитела).

6. Препарат готовых антител, выделенных из крови животного, которое было специально заражено, – ... (сыворотка).

7. Иммунитет, наследуемый ребенком от матери, – ... (врожденный).

8. Иммунитет, приобретенный после прививки, – ... (искусственный).

9. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – ... (аллергия).

3.Конкурс “О чем говорят эти цифры” даются цифры, нужно обсудить с командой и дать ответы

Задания:1 команда1. 6-8 тыс/мм3(количество лейкоцитов). 2. 40 %(число лимфоцитов от общего числа лейкоцитов). 3. 400 тыс/мм3(количество тромбоцитов)

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов). 5. 15 % (людей с отрицательным резусом). 6. 250 мл (объем крови новорожденного ребенка)

2 команда

1.4.5- 5 млн\мм3(количество эритроцитов). 2.85 % (людей с положительным резус-фактром)

3.0,9 % (количество хлорида натрия в плазме крови)

4. 7 дней- (продолжительность жизни тромбоцитов).

5.1901год (открытие групп крови)

6. 5л (общее количество крови в организме человека).


Пауза. Игра со зрителями

Решить задачу:

Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 0,15 л крови. Какой объём крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков?


70 х 45 = 3150 раз сокращается за 1 урок.

3150 х 0,15 = 472,5 л. крови перекачивается за 1 урок

472.5 л. х 6 уроков = 2835 л. крови перекачивается за 6 уроков.

4.Конкурс “Найди ошибку” Условия: команды получают тексты, в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрокзачитывает текст и комментирует ошибки.

Эритроциты. Эритроциты– красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

Конкурс болельщиков- Загадки

 1.Кто целый век в клетке?(Сердце)

2.Разных групп у нас она, но на цвет  у всех одна. ( Кровь)


1.Кровепровод человека. (Сосуд, вена, артерия, капилляр.)


2. У кого давление всегда «на высоте»?(У гипертоника)


1.Исследуя кровь, биолог Джордж Уипл установил, что железо является их важнейшим компонентом.(Эритроцитов.)


1.День и ночь оно не спит,
Всё стучит, стучит, стучит,
Кровью вены наполняет
И по венам кровь толкает.
Если биться перестанет,
Человек уже не встанет.(сердце)

2.Она в лёгкие течёт,
Забирает кислород.
Через почки протекает
В них все шлаки оставляет.
Через мускулы течёт,

Отдает им кислород. (кровь)


1.Бывает видовой – врождённый, 
А может быть приобретённый.
В нём лейкоциты роль играют,
Нас от болезней защищают.(Иммунитет).


2.Они безъядерные клетки
И переносят кислород.
Когда в крови их ниже нормы,
То анемия настаёт(эритроциты)


1.Артериальные, венозные сосуды
Они между собой соединяют,
Имеют очень низкое давленье,
Все органы и ткани оплетают (капилляры)


2.Когда из крови клетки уберём, 
Увидим жидкость желтоватым цветом.
Глюкоза, соли в ней, вода, белки.
Вы догадались, что за жидкость это?(Плазма).

5.Конкурс “конкурс капитанов» Тесты (10 баллов)

1.Омывает клетки и осуществляет обмен веществ

А. кровь

Б. тканевая жидкость

В. лимфа

2. Прозрачная жидкость, в которой отсутствуют эритроциты, участвующая в защите организма от инфекции

А кровь

Б. тканевая жидкость

В. Лимфа

3. В лимфе в большом количестве содержатся

А. эритроциты

Б. лимфоциты

В. Лейкоциты

4. Терморегуляция и гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью

А. крови

Б. лимфы

В. Тканевой жидкости

5. Межклеточным веществом является

А. вода

Б плазма

В. Лимфа

6. Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы

А. эритроциты

Б лейкоциты

В тромбоциты

7. Гемоглобин в составе эритроцитов легко взаимодействует с

А. кислородом

Б азотом

В водой

8.Срок жизни эритроцитов

А. 30 дней

Б 100-120 дней

В. 5-7 дней

9. Атомы какого металла входят в состав эритроцитов

А меди

Б цинка

В железа

10. Бесцветные клетки крови способны к амебоидному движению сквозь стенки сосудов

А эритроциты

Б лейкоциты

В. тромбоциты

6. Конкурс.«Объясни процесс»

1Повреждение сосуда– 2разрушение стенок тромбоцитов – 3выделение в плазму крови ферментов – 4фибриноген плазмы (растворимый белок)- 5фибрин (нерастворимый белок в виде нитей) – 6сгусток крови (тромб из нитей фибрина)- 7закрывает рану; образование сыворотки

Пауза. Это интересно

Каждую секунду в организме человека разрушается от 2 до 10 млн. эритроцитов.

- Суммарная площадь поверхности всех эритроцитов человека составляет 3400м.

-Если все эритроциты человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору.

-Если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тысяч лет

- В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза.

- Потеря 1/3 крови может привести организм к гибели. Причиной несвертываемости крови может быть болезнь гемофилия, которая передается по женской линии, но болеют ею только мужчины.

-Костный мозг взрослого человека за 70 лет жизни отдает тонну лейкоцитов.

-Количество лейкоцитов обычно несколько повышается к вечеру, после приёма пищи, а также после физического и эмоционального напряжения.

-Если все тромбоциты расположить в цепочку, то получится расстояние в 6000 км (от Москвы до Читы).

-Опыт оживления изолированного сердца человека впервые в мире был успешно проведён русским учёным Кулябко А. в 1902 г. – Он оживил сердце ребёнка спустя 20 ч после смерти, наступившей от воспаления лёгких.

-При физических и эмоциональных напряжениях сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в состоянии покоя.

-Адреналин (гормон надпочечников), соли кальция и другие биологически активные вещества увеличивают частоту и силу сердечных сокращений.

-Ионы калия, брадикинин и другие, биологически активные вещества уменьшают частоту и силу сердечных сокращений.


7. Конкурс “Вставь пропущенное слово”

1 команда

  1. Внутренней средой организма человека является кровь, … и … жидкость, обеспечивающая клетки необходимыми …(лимфа, тканевая, веществами)

  2. Лимфа - … прозрачная жидкость, в которой много …, защищающих организм от … микроорганизмов, циркулирует по … сосудам, в ней отсутствуют эритроциты и …(лимфоцитов, болезнетворных, лимфотическим, тромбоциты)

2 команда

  1. Кровь – жидкость красного цвета, состоящая из клеток лейкоцитов и …, и межклеточного вещества - …, кровь осуществляет транспорт веществ, нейтрализацию ядовитых веществ, терморегуляцию, защиту от…(Эритроцитов, тромбоцитов, плазмы, инфекции)

  2. Плазма крови на 90% состоит из …, а так же из… и … веществ, принимает участие в транспорте веществ и … крови.(Воды, органических, неорганических, свертывание)

Шуточный тест

1. Что из перечисленного НЕ является болезнью?
а) Малокровие;
б) Белокровие;
в) Хладнокровие.

 2.Какой нерв есть в нашем организме?

а) Блуждающий;

б) Беглый;

в) Слепой;

г) Потерянный.

 3. Какие пути проходят внутри человека?
а) Жизненные пути;
б) Воздушные пути;
в) Дыхательные пути;
г) Водные пути.

  4. Какой химический элемент участвует в переносе кислорода по организму человека?
а) Кальций;
б) Железо;
в) Алюминий;
г) Свинец.
 5. Что, по мнению учёных, постоянно возникает в головном мозге человека?
а) Короткое замыкание;

б) Дуговой разряд;
в) Биотоки;

г) Веерное отключение.

 

 

 6.Что есть у волоса человека?
а) Луковица;

б) Клубень;
в) Шишка;

г) Коробочка.
 7. Что происходит с желудком после поглощения неудобоваримой пищи?
а) Он расстраивается;
б) Он огорчается;
в) Он обижается;
г) Он оскорбляется.

  8. Где у человека самая толстая кожа?
а) На спине;
б) На коленях;
в) На подошвах;
г) На щеках.
9.Как называется изменение кожи человека (шероховатость), когда организму холодно или же человек испытывает сильное эмоциональное возбуждение?

а) Змеиная кожа;

б) Гусиная кожа;

в) Рыбья чешуя;

г) Перьевой покров.

  10. Какая температура тела обычно бывает у заболевшего гриппом человека?
а) Минусовая;

б) Нормальная;
в) Повышенная;

г) Комнатная.

  11.Как называются микроорганизмы, провоцирующие возникновение инфекционных болезней?
а) Воздыхатели;
б) Возбудители;
в) Возмутители;
г) Подстрекатели.

 12. Что мешает ядам причинить вред организму?
а) Иммунитет;
б) Аппетит;
в) Аппендицит;
г) Авторитет.
 13. Как по-простому называется детская болезнь, при которой распухают околоушные железы?
а) Хрюшка;
б) Свинка;
в) Кабанчик;
г) Поросёнок.
 14. Что получает пациент на руки после рентгеновской съёмки?
а) Снимок;

б) Видеоклип;
в) Кинофильм;

г) Премию «Оскар»
 15. Чем должен дотронуться пациент до кончика своего носа в кабинете невропатолога?
а) Кончиком языка;
б) Указательным пальцем;
в) Локтем;
г) Коленом.

 16. Что нередко теряет человек при солнечном ударе?
а) Терпение;
б) Совесть;
в) Сознание;
г) Чувство юмора.


8 конкурс «Ты мне - я тебе»

Схема свертывания крови. Каждая команда задает по 2 вопроса друг другу


I I (A) II (A)


I (O) I (O) IV (AB) IV (AB)




III (B) III (B)




Пока наше жюри подводит итоги игры.

Группа крови и характер

В исследованиях японского ученого ПонштакеНоми приняло

участие более миллиона японцев. Вот некоторые основные

черты, которые Номи приписывает соответствующей группе:


1 группа. Этот человек стремится быть лидером. Если поставит себе цель, будет за нее бороться, пока не достигнет. Умеет выбирать направление для движения вперед. Верит в свои силы, не лишен эмоциональности. Однако у него есть и свои слабости: он очень ревнив и суетлив, кроме того, излишне амбициозен.

2 группа. Этот человек любит гармонию, спокойствие и порядок. Хорошо работает с другими людьми. Кроме того, он чувствителен, терпелив и доброжелателен. Среди его слабостей - упрямство и неспособность расслабляться.

3 группа. Этот человек – сформировавшийся индивидуалист, явный, неприкрытый, склонный поступать так, как ему нравится. Он легко приспосабливается ко всему, достаточно гибкий, не страдает отсутствием воображения. Однако желание быть независимым может быть чрезмерным и превращаться в слабость.

4 группа. Такой человек, как правило, спокоен и уравновешен, люди его обычно любят и чувствуют себя хорошо рядом с ним. Он умеет развлекать их, одновременно тактичен и справедлив по отношению к окружающим. Но иногда такой человек бывает очень резким, а, кроме того, долго колеблется и с трудом принимает решения.

Выступление жюри, награждение победителей.

Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы





































конкурсы




  1. «Приветствие»

Максимальный балл-3



  1. «Разминка»

9 вопросов - за каждый вопрос по одному баллу

Максимальный балл-9



  1. «О чем говорят эти цифры»

6 цифр- за каждый правильный ответ- 1 балл

Максимальный балл-6



4. «Найти ошибку»

8 ошибок, за каждую найденную ошибку 1балл

Максимальный балл-8



  1. «Конкурс капитанов»

10 вопросов – за каждый вопрос по 1 баллу

Максимальный балл - 10



6. «Объясни процесс»

7 шагов – за каждый шаг 1 балл

Максимальный балл – 7 баллов



7. «Вставь пропущенное слово»

7 пропущенных слов – за каждое по 1 баллу

Максимальный балл – 7 баллов




8. «Ты мне- я тебе»

2 вопроса -за каждый по 1 баллу

Максимальный балл - 2



Максимальный балл- 52















Карточки для жюри

2.Конкурс “Разминка”

Вопросы 1 команде

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют … (внутреннюю среду организма).

2. Жидкая соединительная ткань – ... (кровь).

3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – ... (фибриноген).

4. Кровяной сгусток – ... (тромб).

5. Плазма крови без фибриногена называется … (сывороткой крови).

6. Содержание хлорида натрия в физиологическом растворе составляет … (0,9 %).

7. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – ... (эритроциты).

8. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – ... (анемия, или малокровие).

9. Человек, дающий свою кровь для переливания, – ... (донор).

Вопросы 2 команде

1. Каждая группа крови отличается от других содержанием особых белков в … (плазме) и в ... (эритроцитах).

2. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел называется … (фагоцитозом).

3. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – ... (иммунитет).

4. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – ... (вакцина).

5. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – ... (антитела).

6. Препарат готовых антител, выделенных из крови животного, которое было специально заражено, – ... (сыворотка).

7. Иммунитет, наследуемый ребенком от матери, – ... (врожденный).

8. Иммунитет, приобретенный после прививки, – ... (искусственный).

9. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – ... (аллергия).

3.Конкурс “О чем говорят эти цифры” даются цифры, нужно обсудить с командой и дать ответы

1 команда 1. 6-8 тыс/мм3 (количество лейкоцитов). 2. 40 % (число лимфоцитов от общего числа лейкоцитов). 3. 400 тыс/мм3(количество тромбоцитов)

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов). 5. 15 % ( людей с отрицательным резусом). 6. 250 мл (объем крови новорожденного ребенка)

2 команда

1. 4.5- 5 млн\мм3 (количество эритроцитов). 2.85 % (людей с положительным резус-фактором)

3.0,9 % (количество хлорида натрия в плазме крови)

4. 7 дней- (продолжительность жизни тромбоцитов).

5. 1901год (открытие групп крови)

6. 5л (общее количество крови в организме человека).

4. «Найти ошибку»Эритроциты. Эритроциты– красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

5.Конкурс капитанов ответы

  1. Б

  2. В

  3. Б

  4. А

  5. Б

  6. А

  7. А

  8. Б

  9. В

  10. б

6. Конкурс. «Объясни процесс»

  1. 1Повреждение сосуда– 2разрушение стенок тромбоцитов – 3выделение в плазму крови ферментов – 4фибриноген плазмы (растворимый белок)- 5фибрин (нерастворимый белок в виде нитей) – 6сгусток крови (тромб из нитей фибрина)- 7закрывает рану; образование сыворотки

7.Конкурс «Вставь пропущенное слово»

  1. команда : 1. Лимфа, тканевая, веществами

2.лимфоцитов, болезнетворных, лимфатическим, тромбоциты

2 команда: 1. Эритроцитов, тромбоцитов, плазмы, инфекции

2.Воды, органических, неорганических, свертывание

8. Конкурс «Ты мне- я тебе»



I I (A) II (A)



I (O) I (O) IV (AB) IV (AB)







I II (B) III (B)


Конкурс капитанов

1.Омывает клетки и осуществляет обмен веществ

А. кровь

Б. тканевая жидкость

В. лимфа

2. Прозрачная жидкость, в которой отсутствуют эритроциты, участвующая в защите организма от инфекции

А кровь

Б. тканевая жидкость

В. Лимфа

3. В лимфе в большом количестве содержатся

А. эритроциты

Б. лимфоциты

В. Лейкоциты

4. Терморегуляция и гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью

А. крови

Б. лимфы

В. Тканевой жидкости

5. Межклеточным веществом является

А. вода

Б плазма

В. Лимфа

6. Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы

А. эритроциты

Б лейкоциты

В тромбоциты

7. Гемоглобин в составе эритроцитов легко взаимодействует с

А. кислородом

Б азотом

В водой

8.Срок жизни эритроцитов

А. 30 дней

Б 100-120 дней

В. 5-7 дней

9. Атомы какого металла входят в состав эритроцитов

А меди

Б цинка

В железа

10. Бесцветные клетки крови способны к амебоидному движению сквозь стенки сосудов

А эритроциты

Б лейкоциты

В. тромбоциты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!