“ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”
Цель занятия:
-воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Ход занятия
Учитель. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Анатольевна. Я приехала к вам из Скопинского района. Я рада встречи с вами, надеюсь сегодня вы порадуете нас.
Вижу, у вас блестят глазки, я уже читаю в них умные мысли. В это солнечное утро. Я шла в вашу школу и наблюдала за облаками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой.
Учитель. Мы вместе с вами проведем интересное занятие, а какое вы должны узнать сами.
Начнём наше занятие со слов великого писателя Антона Павловича Чехова, в которых и таится, название темы нашего занятия.
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
Учитель. Значит, человек должен дружить с природой, оберегать её.
И тема нашего занятия будет называться “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”
Говорить мы сегодня будем о природе, о человеке, об экологии.
Учитель. Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический плакат «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ».
Учитель. А что же такое "экология”?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
Учитель. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.
Учитель. Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».
- Кто из вас знает, а чем занимается эколог?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
Учитель. - Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.
Послушайте историю о лесе.
1 Лес
– Жил был лес.
2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.
3 Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.
4 ЦВЕТЫ
Цветы украшали
5 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
6 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
7 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
8 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
9 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
10 Засорение отходами.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
11 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Учитель. – Почему в лесу никто не живет?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ…– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель. – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик. – Экология.
Учитель. Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель. – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.
Перед вами лежит раздаточный материал с которым мы с вами вместе поработаем. И он нам поможет в конце занятия создать плакат.
Задание 1
Учитель. – У вас на столах лежат картинки, на которых изображены деревья средней полосы России. Я загадаю вам загадку, вы должны отгадать и выбрать правильную картинку дерева и приклеить её на плакат. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. ( сосна)
На какие группы можно разделить эти деревья? ( хвойные, лиственные).
Учитель. – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
Задание 2
Учитель. – Кого ещё не хватает в нашем лесу?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ… – Не хватает птиц и зверей
Учитель. – У вас на столах лежат картинки, на которых изображены животные и птицы. Я загадаю вам загадку, вы должны отгадать и выбрать правильную картинку и приклеить её на плакат.
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?( кукушка)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее ...( Синичка)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.( заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (лиса)
Задание 3
Учитель. – Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает ?
Ученик. – Не хватает цветов.
Учитель. У вас на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Я загадаю вам загадку, вы должны отгадать и выбрать правильную картинку и приклеить её на плакат.
Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. ( ромашка)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. ( колокольчик)
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы.
Задание. Чтобы лес не потерял свою привлекательность, существуют правила поведения, которые вам надо расшифровать.
Задание 4
Учитель. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Задание 5
Учитель. Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки.
У вас на партах есть природоохранные знаки. Вы должны их объяснить и прикрепить на наш плакат .
Задание 9
Информация: Свалка по имени «Земля».
Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду.
Может ли при этом человек оставаться здоровым?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ………………………………..
Учитель. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др.
Игра «Пойми меня» (определить, что является отходами)
Задание 1.
У меня очень много игрушек из нее.
Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
Предметы, сделанные из нее, легкие.
Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.
Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса.) 200 лет.
Задание 2.
Его делают из песка.
Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
Чаще всего оно прозрачное.
Если его сильно нагреть, оно тянется.
Когда падает, оно разбивается. (Стекло.) 1000 лет.
Задание 3.
Это получается, когда становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
Это можно сдать и получить деньги.
Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.
Это бывает цветным и черным. (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)
Задание 4.
Ее изобрели китайцы.
В нашей стране ее получают из древесины.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага – 2 года)
Учитель. Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.
Учитель. У вас на столах лежат картинки, на которых изображены различные бытовые отходы, вы их должны рассортировать правильно по контейнерам, чтобы в нашем лесу было чисто.
Дети сортируют картинки
Учитель. Молодцы ребята, вы справились с этим не трудным заданием.
Четыре закона экологии:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Итог
Учитель. Ребята мудрые слова,
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый.
И чтобы жизни каждый день,
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей,
И лучше год от году!
Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!
Учитель. Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня.
Рефлексия:
Учитель. - Посмотрите, какой в итоге получился у нас плакат, вы можете на нем подписать,
что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля.
Дети цветными карандашами подписывают плакат.