Внеклассное занятие по экономике «Что такое деньги?» Классный час по экономическому воспитанию
Цель: познакомить детей с понятиями «обмен», «деньги», «купюра», «номинал», «монета», рассмотреть особенности создания денег, познакомить с их разновидностями, способствовать развитию интереса к экономической сфере жизнедеятельности, расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают, воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Ключевые слова: «деньги», «обмен», «купюра», «номинал», «монета».
Материалы для проведения занятия: презентация, денежные купюры разным номиналом, монеты.
Ход занятия:
I. Посмотрите на пачку молока.
- Скажите, какое хозяйство помогло получить это молоко?
Сельское хозяйство
- Какое хозяйство доставило этот товар на завод пищевой промышленности для переработки?
Транспортное хозяйство
- В каком хозяйстве приобрел покупатель это молоко?
В торговом хозяйстве
Итак, построим маршрут движения молока.
Сельское хозяйство, транспорт, промышленность, торговля.
Как можно назвать одним словом? ЭКОНОМИКА
Что имеет любой товар? Товар имеет цену.
О чем рассказывает цена товара?
Сколько вложено труда, из какого материала сделано, от его необходимости, от времени года, от условий местности, от количества экземпляров.
Где можно приобрести товар? В магазине.
С помощью чего можно приобрести любой товар?
Чтобы приобрести товар, нужно заплатить ДЕНЬГИ
Ключевые слова нашего урока: экономика, взаимосвязь, деньги.
Деньги приводят в движение экономику.
– Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах и какое место они занимают в жизни человека. Каждый день мы имеем дело с деньгами, но не каждый знает историю появления денег. И ещё узнаем, какие экономические задачи приходилось решать людям в древности.
– Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?
– И так, чтобы ответить на этот вопрос, мы послушаем сообщения ваших одноклассников об истории появления денег.
-Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.
- Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Обмен товара на товар называется БАРТЕР.
- Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.
Посмотрите на эту иллюстрацию. Какие из изображенных предметов могут или могли бы использовать как деньги?
Как ни трудно в это поверить, но всё, что изображено на этой иллюстрации, было когда – то деньгами.
Скот – деньги у древних греков. За меха и шкуры можно было выменять любой товар у индейцев в Северной Америке. Чай был универсальным средством обмена в Монголии, соль – в Китае.
Учитель: Сейчас мы с вами решим задачи :
1. За одну индюшку дают в обмен 2 утки, за двух уток предлагают 2 курицы. Сколько кур можно поменять на 2 индюшки?
Ответ: 1 индюшка – 2 утки, 2 курицы, значит, 2 индюшки - 4 курицы.
2. Охотники племени Мо просят за пару бизоньих рогов 2 корзины рыбы. Хватит ли улова племени Чи, чтобы выменять рога, если в корзину помещается 8 рыб? Дорисуй улов племени Чи, чтобы приобрести пару рогов, и три рыбины остались на еду.
- Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Придумали деньги.
Сообщение об истории возникновения денег приготовил Чирков Арсентий
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.
Давайте вспомним сказку, где петушок подавился бобовым зернышком. Курочка тогда пошла к хозяйке за маслицем, чтобы петушку горлышко смазать, а хозяйка послала ее к крестьянину за сеном, а тот – к кузнецу за косой. Курочка, в конце концов, получила маслице и спасла петушка. А если б не успела? Страшно подумать! Вот почему говорят в народе: время – деньги.
Обьясните пословицы:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Без нужды живет, кто деньги бережёт.
-Что можно купить за деньги?
-Что нельзя купить? (здоровье, любовь, дружбу)
-А какие же поступки нельзя совершать ради денег?(Предательство, ложь)
-Ребята, у каждого из вас есть семья.
Что такое семья ? Родные люди. Частичка общества, которые ведут совместное хозяйство.
Сколько человек в вашей семье?
- Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)
Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
- Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)
- Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)
- Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)
- Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)
- Что делает дедушка? (Ответы детей.)
-Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.
- Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить... (продукты).
- Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь... (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести... (чистящее средство).
-То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.
Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)
Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)
- Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.
Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам... (пенсию).
Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
Вывод: Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
А теперь поговорим о том, что же такое «расходы». На что тратятся деньги у вас в семье?
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
-Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.
Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?
Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.
Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.
Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)
А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)
Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:
а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);
б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).
Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями.
Что же такое деньги? – то с полной уверенностью можно сказать, что это лишь средство к существованию. Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.
Викторина!!!!!!
1. Какое животное всегда при деньгах? ( поросёнок)
2. «Экономическая» порода собак – это …….. (такса)
3. Лицо торговой точки? ( витрина)
4. На каком базаре самый большой шум? ( На птичьем базаре)
12.Рефлексия: – С каким настроением вы уходите с занятия? У каждого на столе лежат две картинки: тучка и солнышко. Если вам понравилось занятие – поднимите и покажите мне солнышко, если не понравилось – тучку.
– Спасибо за работу. –